АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-2271/2012
Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2012 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бернгардтом А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Барнаул Алтайского края о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРН <***>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей сторон:
от заявителя – не явился, надлежащим образом извещен,
от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом;
У С Т А Н О В И Л:
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление госавтонадзора, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1, привлекаемое лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование требования указано, что предприниматель в нарушение требований пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 637 осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров, при этом: не организован контроль за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей; не осуществляется планирование, производственно-технический учет пробега
автомобилей ( ведение лицевых карт) на автомобиль ГАЗ 322132 госномер АК 547 22, с нарушениями проводится техническое обслуживание: согласно сервисной
книжке пробег между ТО - 2 составил 15061 км., вместо положенных 14000 км; нарушается порядок заполнения путевых листов, - не фиксируется дата при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку уполномоченными лицами; не организовано проведение ежегодных занятий водителям по безопасности дорожного движения - повышение профессионального мастерства (тех.минимум); не предоставлены документы подтверждающие проведение ежегодных занятий с водителями по БДД (повышение профессионального мастерства - тех.минимум ) на водителей ФИО2. и ФИО3; не проводится анализ дорожно-транспортных происшествий, не принимаются меры по происшествиям. Не проводятся специальные инструктажи при получении информации о совершенных происшествиях. Не информируются водители о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности; не организовано проведение инструктажей: водителю ФИО4 - периодического, сезонного, специального; водителям ФИО5 и ФИО2. - специального инструктажа; не оснащено транспортное средство категории М2, М3 (автобусы, используемые для перевозки пассажиров) ГАЗ 322132 госномер АК095 аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС/GPS).
Предприниматель отзыв на заявление не представил.
Представители заявителя и привлекаемого лица в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.
На основании статьи 123, пункта 5 статьи 156 пункта 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей заявителя и привлекаемого лица.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании лицензии № 22-АСС-3005443 сроком действия с 10.07.2006 по 14.07.2016.
15 февраля 2011 года заместитель начальника Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6 на основании распоряжения от 11.01.2011 № 312006/30845 проводил плановую проверку деятельности ИП ФИО1, ОГРН <***>, в ходе которой были выявлены следующие нарушения:
1. Не организован контроль за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей в нарушение пункта 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пунктов 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2. Имеется нарушение режима труда и отдыха водителя: согласно табелю учета рабочего времени водитель ФИО4 в декабре 2011 года отработал 198 часов при норме 176 часов., в январе 2012 года отработал 184 часа при норме 128 часов.
2. Не осуществляется планирование, производственно-технический учет пробега автомобилей (ведение лицевых карт) на автомобиль ГАЗ 322132 гос. № АК 547 22. С нарушениями проводится техническое обслуживание: согласно сервисной книжке пробег между ТО - 2 составил 15061 км., вместо положенных 14000 км., нарушение Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984, статьи 18, части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, пункта 3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2; пункта 4 «б» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если
указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, подпункта 2.5-2.5.6
Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утверждённым Приказом МТ РФ от 30.03.1994 № 15.
3. Нарушается порядок заполнения путевых листов, предусмотренный
требованиями приказа Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и
порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008 № 152, а именно: не фиксируется дата при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку уполномоченными лицами (путевые листы №№ 16 , 24).
4. Не организовано проведение ежегодных занятий водителям по безопасности
дорожного движения - повышение профессионального мастерства (тех.минимум) в
нарушение РД - 26127100-1070-01, утвержден Минтрансом РФ от 02.10.2001, Программы ежегодных занятий с водителями автотранспортных организаций; пункта 1
статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995№ 196-ФЗ. Не предоставлены документы подтверждающие проведение ежегодных занятий с
водителями по БДД (повышение профессионального мастерства - тех.минимум) на
водителей ФИО2 и ФИО3
5. Не проводится анализ дорожно-транспортных происшествий, не принимаются меры по происшествиям. Не проводятся специальные инструктажи при получении информации о совершенных происшествиях. Не информируются водители о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения в нарушение: пункта 18 Постановления
Правительства РФ от 29.06.1995 № 647; Приказ Министра транспорта РФ от
02.04.1996 № 22; части 1 статьи 20 Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения»; пункта 4 «б» Положения о лицензировании перевозок пассажиров
автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637; пункта 2.3.3 Требований по обеспечению БДД, предъявляемые при лицензировании
перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15.
6. Не организовано проведение инструктажей: водителю ФИО4 -
периодического, сезонного, специального; водителям ФИО5 и ФИО2. – специального, в нарушение пункта 4 «б» Положения о лицензировании, подпункта 2.3-2.3.8 Требований по обеспечению БДД, пунктов 2.2, 2.3.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2; ГОСТ 12.0.004.90 от 15.11.1990 (пункта 1 в части, касающейся проведения инструктажей водителей, их периодичности и учете).
7. Не оснащено транспортное средство категории М2, М3 (автобусы, используемые для перевозки пассажиров) ГАЗ 322132, госномер АК 095 аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС\GPS), согласно Федеральному закону от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», Постановлению Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС\GPS), Приказу Минтранса РФ от 09.03.2010 № 55 «Об утверждении перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС\GPS.
Перечисленные обстоятельства зафиксированы в акте от 15.02.2012 № 312006/30845, и явились основанием для составления протокола от 15.02.2012 № 6 об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен с участием предпринимателя ФИО1, которому были разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 передано на рассмотрение в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суд исходит из наличия в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и доказанности его вины в совершении данного правонарушения.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
В соответствии с пунктами 4 «б» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лиц или индивидуального предпринимателя), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий, в том числе, ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.
Пунктом 8 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 предусмотрено, что в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Пунктами 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 2.2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе, организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Контроль за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей осуществляется владельцами автобусов, автовокзалами, пассажирскими автостанциями, расположенными на маршрутах регулярных перевозок, органами Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Как видно из акта проверки, ИП ФИО1 допустил нарушение режима труда и отдыха водителя: согласно табелю учета рабочего времени водитель ФИО4 в декабре 2011 года отработал 198 часов при норме 176 часов, в январе 2012 года отработал 184 часа при норме 128 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу пунктов 2.5, 2.5.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утверждённым Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 (далее – Требования по обеспечению БДД) собственники обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет обеспечения охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.
Пунктом 3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 предусмотрено, что техническое состояние и оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям безопасности движения. Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В нарушение вышеуказанных норм, а также Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984, ИП ФИО1 не осуществляется планирование, производственно-технический учет пробега автомобилей (ведение лицевых карт) на автомобиль ГАЗ 322132 гос. № АК 547 22, с нарушениями проводится техническое обслуживание: согласно сервисной книжке пробег между ТО - 2 составил 15061 км., вместо положенных 14000 км.
В нарушение Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утверждённых приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, предпринимателем в путевых листах №№ 16, 24 не фиксируется дата при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку уполномоченными лицами, что подтверждено актом проверки, имеющимся в материалах дела.
Как было установлено проверкой, предпринимателем не организовано проведение ежегодных занятий водителям по безопасности дорожного движения - повышение профессионального мастерства (тех.минимум) в нарушение РД-26127100-1070-01, утвержденного Минтрансом РФ от 02.10.2001. Также проверяющему не были предоставлены документы, подтверждающие проведение ежегодных занятий с
водителями по БДД (повышение профессионального мастерства - тех.минимум) на
водителей ФИО2 и ФИО3
Также из материалов дела следует, что ИП ФИО1 не проводится анализ дорожно-транспортных происшествий; не принимаются меры по происшествиям; не проводятся специальные инструктажи при получении информации о совершенных происшествиях; не информируются водители о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности.
В неисполнение пунктов 2.2, 2.3.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, ГОСТа 12.0.004.90 от 15.11.1990 (пункта 1 в части, касающейся проведения инструктажей водителей, их периодичности и учете), индивидуальным предпринимателем не организовано проведение инструктажей: водителю ФИО4 -
периодического, сезонного, специального; водителям ФИО5 и ФИО2. – специального.
В соответствии с подпунктом «а, б» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности», в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, повышения эффективности управления движением транспортных средств, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, проведения геодезических и кадастровых работ транспортные, технические средства и системы (в том числе вооружение, военная и специальная техника), перечень которых определяется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.
На основании подпункта «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы, в том числе, автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.
В нарушение вышеуказанных требований транспортное средство категории М2, М3 (автобусы, используемые для перевозки пассажиров) ГАЗ 322132, госномер АК 095 не оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС (или ГЛОНАСС\GPS).
Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки от 15.02.2012 № 321006/30845 и отражены протоколе от 15.02.2012 № 6 об административном правонарушении по признакам, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен в присутствии предпринимателя, который в объяснении указал, что с нарушением согласен, устранит в короткие сроки (л.д.12-13).
Наличие в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для привлечения его к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Предпринимателя имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предпринимателем суду не представлено.
Нарушений административным органом процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечении предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
Исходя из изложенного и имеющихся в деле доказательств, суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения ИП ФИО1 действий, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд не находит оснований, указанных в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для освобождения Предпринимателя от административной ответственности за допущенное административное правонарушение.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для должностных лиц – предупреждение или штраф от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Суд, с учетом характера допущенного правонарушения, степени его общественной опасности, учитывая, что предприниматель впервые привлекается к административной ответственности за указанные нарушения, считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 202, 205 и 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта удовлетворить.
Признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего по адресу: <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в десятидневный срок со дня его принятия.
Судья Л.Ю. Ильичева