ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-2337/14 от 04.04.2014 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 61-92-96,

 факс: (385-2) 61-92-93; http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                 Дело № А03-2337/2014

11 апреля 2014 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 04 апреля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 11 апреля 2014 года.

Арбитражный  суд  Алтайского  края  в составе  судьи Трибуналовой О.В.,                 при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем  Андреевой О.Г., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), г.Барнаул, к Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Барнаул, о признании незаконным решения от 09.01.2014 № 2 об отказе в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов за период с 01.07.2013 по 31.08.2013 и с 04.10.2013 по 29.11.2013 и обязании произвести перерасчет сумм страховых взносов за указанные периоды,

при участии:

от заявителя – ФИО1 (паспорт),

от заинтересованного лица – ФИО2 (удостоверение, доверенность от 24.05.2013), после перерыва ФИО3 (паспорт, доверенность от 24.05.2013),

                                                      У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением  к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (далее по тексту – Управление, пенсионный фонд) о признании незаконным решения от 09.01.2014 № 2 об отказе в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов за период с 01.07.2013 по 31.08.2013 и с 04.10.2013 по 29.11.2013 и обязании произвести перерасчет сумм страховых взносов за указанные периоды.

Заявление мотивировано нарушением пенсионным фондом законных прав и интересов предпринимателя, выразившихся в незаконном отказе в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов за период ее временной нетрудоспособности и отсутствия торговой деятельности киоска в учебном заведении по причине каникул студентов.

Предприниматель на своих требованиях настаивала, обосновала свою позицию по делу, просила удовлетворить заявленные требования.

Представитель Управления пояснил свою позицию по делу по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований предпринимателя отказать.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании судом объявлялся перерыв до 04.04.2014.

Предприниматель поддержала свои требования.

Представитель Управления возражал против заявленных требований.

Как видно из материалов дела, с 17.02.2004 ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственном регистрационным номером <***>, что подтверждается свидетельством серии 22 № 001108731.

Предприниматель осуществляет свою деятельность в торговом киоске, расположенном на арендуемой площади в здании учебного корпуса № 5 ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный аграрный университет» по ул.Молодежная,45 г.Барнаула.

27.12.2013 предприниматель ФИО1 обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края с заявлением, в котором просила не начислять страховые взносы за период отсутствия торговой деятельности киоска по причине каникул студентов в учебном заведении с 01.07.2013 по 31.08.2013 и ее временной нетрудоспособности с 04.10.2013 по 29.11.2013.

Управление письмом от 09.01.2014 № 2 отказало предпринимателю в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов за указанные периоды, ссылаясь на отсутствие в части 6 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и подпунктах 1, 3, 6-8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», указанных предпринимателем оснований для предоставления предпринимателю права на освобождение от уплаты страховых взносов. 

Не согласившись с отказом пенсионного фонда в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 167-ФЗ) названный Закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в бюджет пенсионного фонда и федерального фонда обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Закон № 212-ФЗ).

Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ и подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщик обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

На основании части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и пункта 1 статьи 28 Закона № 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.

Согласно части 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 этой статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели не исчисляют и не уплачивают страховые взносы в фиксированных размерах за периоды, указанные в подпункте 1 (в части военной службы), подпунктах 3, 6-8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», а именно в период: прохождения военной службы (в части военной службы по призыву); ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности; ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

Указанный перечень является исчерпывающим.

В части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ указано, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 данного закона, то есть индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно части 1 статьи 13 Закона № 212-ФЗ стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 этой статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.

Предприниматель полагает, что Управлением неправомерно отказано в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов, поскольку в данном случае должен быть применен пункт 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 107, в котором разъяснено, что индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд отклоняет указанный довод предпринимателя на основании следующего.

Пунктом 1 статьи 11 Закона № 173-ФЗ установлены периоды, которые засчитываются в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Закона, к числу которых относится период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

В силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее по тексту - Закон № 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: 1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества; 2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие; 3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе; 4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности; 5) священнослужители; 6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Индивидуальные предприниматели не отнесены к указанному перечню.

Согласно части 2 статьи 3 названного Закона пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается: 1) застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона) за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации; 2) застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона, за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.

В соответствии с частью 5 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, к числу которых относятся предприниматели, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Таким образом, индивидуальные предприниматели не являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на период временной нетрудоспособности и не имеют права на получение пособий в период временной нетрудоспособности, если они добровольно не вступили в правоотношения по обязательному социальному страхованию.

Из материалов дела усматривается, что к застрахованным лицам в соответствии со статьей 2 Закона № 255-ФЗ предприниматель не относится, о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ФИО1 не сообщала, соответствующих доказательств в материалы дела не представила.

Следовательно, правовые основания для применения положений пункта 3 информационного письма Президиума ВАС РФ № 107 и освобождения предпринимателя ввиду ее нетрудоспособности от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период 04.10.2013 по 29.11.2013 у пенсионного фонда отсутствовали.

Суд также считает правомерным отказ пенсионного фонда в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов за период отсутствия с 01.07.2013 по 31.08.2013 торговой деятельности предпринимателя в киоске учебного заведения по причине каникул студентов на основании следующего.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.04.2005  № 164-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.

Данный вывод также соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме от 11.04.2006 № 107 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», согласно которой индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.

Также судом принимается во внимание, что сам факт неосуществления деятельности не является основанием для освобождения индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов, а в подтверждение факта существования в спорный период экстраординарных исключительных обстоятельств свидетельствующих о невозможности предпринимателя (страхователя) своевременно обратиться в налоговые органы с соответствующим заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем таких доказательств в материалы дела не представлено.

На основании выше изложенного, суд считает, что в данном случае Управлением правомерно и обоснованно отказано предпринимателю в освобождении или перерасчете сумм страховых взносов.

Таким образом, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд считает требования предпринимателя незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования индивидуальному предпринимателю ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                              О.В. Трибуналова