АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № А03-2409/2023
05 сентября 2023 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 29 августа 2023 года
Полный текст решения изготовлен 05 сентября 2023 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Е.В., рассмотрев дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>), о признании уведомления о перерасчете транспортного налога № 13-38/36612@ от 21.12.2022 ИФНС № 14 по Алтайскому краю незаконным; о признании незаконным начисление пени в сумме 242,31 руб., об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю внести в Единый государственный реестр налогоплательщиков в отношении Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай изменения в части сведений о принадлежащим организации транспортном средстве;
с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (ИНН: <***>; ОГРН: <***>),
при участии в судебном заседании представителей сторон:
- от заявителя – Озерной А.В., доверенность 14/100 от 28.12.2022,
- от заинтересованного лица – ФИО1, доверенность от 25.06.2023 № 04-11/18447,
- от Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю – не явилась, извещена;
- от иных лиц – не явился, извещен,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее – заявитель, Управление, Алтайкрайстат, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, налоговый орган):
- о признании недействительным уведомления о перерасчете транспортного налога № 13-38/36612@ от 21.12.2022 ИФНС № 14 по Алтайскому краю,
- о признании незаконными действия по начислению пени по транспортному налогу в сумме 242,31 руб.
В качестве устранения нарушения прав и законных интересов Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай просило суд обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю внести в Единый государственный реестр налогоплательщиков в отношении Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай изменения в части сведений о принадлежащим организации транспортном средстве.
Требования заявителя мотивированы тем, что действия налогового органа по начислению транспортного налога произведены без учета содержания сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах. Так, согласно паспорту транспортного средства автомобиль марки ГАЗ-32217 в графе наименование (типа ТС) значится как ТС (8 мест), категория ТС - В, разрешенная максимальная масса 3500 кг, мощность двигателя <***> л.с. (88,3 кВт). Из разъяснений завода-производителя № 106/044-01-02-01-20 от 11.08.2022 следует, что автомобили ГАЗ-32217 «Газель» на 8 мест были разработаны на базе 13-ти местных автомобилей «Газель» путем уменьшения числа пассажирских мест. В соответствии с «Одобрениями типа транспортного средства (ОТТС) до марта 2005 года при заполнении строки «3» Наименование, тип «ТС» паспорта транспортного средства обозначались термином «Автобус на 8 мест». По согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ данные автомобили однозначно в полном соответствии с ОТТС стали указываться в строке 3 ПТС как «специальное пассажирское транспортное средство на 8 мест». Полагает, что у налоговых органов отсутствовали основания самостоятельно вносить изменения в характеристики транспортных средств, подтверждающих корректировок из ГИБДД не получено. Изменение характеристик транспортного средства привело к увеличению суммы налога и необоснованному начислению пени.
Представитель заявителя поддержал заявленные требования.
Инспекция направила отзыв на заявление, в котором с заявленными требованиями Управления не согласилось, указав на то, что исчисление транспортного налога осуществляется на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Согласно сведениям, представленным в соответствии со ст. 85 НК РФ, тип транспортного средства ГАЗ-32217, YIN <***>, ГосРегЗнак <***> определен как 54000 - Автобусы. Государственную регистрацию прав на транспортные средства осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной инспекций Гостехнадзора г. Барнаула. После проведения контрольных мероприятий и сверкой с регистрирующими органами сведения в отношении транспортного средства актуализированы: транспортное средство ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> сертифицировано по типу транспортного средства М2-автобус. Инспекцией с учетом представленных характеристик спорного транспортного средства направлено сообщение об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога за 2021 № 1510625 от 22.04.20221. Налоговая ставка при исчислении транспортного налога за 2021 установлена 50 рублей.
Представитель заинтересованного лица возразил против удовлетворения заявленных требований.
Определениями суда от 27.03.2023, 05.06.2023 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Управление ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - третьи лица, регистрирующий орган).
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, направило отзыв, в котором указало на обстоятельства учета (регистрации) транспортного средства – ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***>, представило материалы из регистрационного дела, считает, что перерасчет транспортного налога является законным, основанным на актуальных данных учетов Госавтоинспекции МВД России.
Судом в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство неоднократно откладывалось по ходатайству лиц, участвующих в деле, для представления дополнительных доказательств, письменных пояснений по делу.
В судебных заседаниях представители сторон, участвующих в деле, на своих доводах и возражениях настаивали, представили дополнительные доказательства, письменные пояснения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие не явившегося представителей Управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю, Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю.
Дело рассмотрено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по имеющимся материалам, исследовав которые, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.
На балансе Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай находится автомобиль марки ГA3-32217, гос. номер <***> (далее – спорный автомобиль).
Согласно паспорта транспортного средства, выданного Алтайкрайстату на автомобиль - ГАЗ-32217 в строке «3» указано наименование транспортное средство - 8 мест, в строке «4» -категория «В», мощность двигателя - 88,3 л.с. разрешенная максимальная масса - 3500 кг.
Согласно свидетельству о регистрации транспортного средства и паспорту транспортного средства, автомобиль зарегистрирован как транспортное средство категории «В», марка ГАЗ-32217 «Специализированное Пассажирское».
Регистрационные действия с указанным транспортным средством в 2016 производились МРЭО ГИБДД МВД по Республике Алтай.
При постановке на учет в карточку транспортного средства в строке «код типа» было указано, что транспортное средство является легковым. Согласно Одобрению типа транспортного средства № ТС RU E-RU.MT02.00002.Р6 от 23.03.2016, транспортное средство ГАЗ модификации 32217, является специализированным пассажирским транспортным средством класса «В», при этом данная модификация транспортного средства не предназначена для коммерческих перевозок.
09.02.2017 данный автомобиль зарегистрирован в МРЭО ГИБДД МВД России по Алтайскому краю.
В связи с изменением наименования владельца транспортного средства 09.02.2017 в регистрационные данные вышеуказанного транспортного средства были внесены изменения в раздел о владельце транспортного средства, в строке «фамилия/предприятие» указано Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Кроме того, на основании ПТС в строке «код типа» указано, что транспортное средство является специализированным пассажирским.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс) Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай является плательщиком транспортного налога.
Согласно ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
Налоговая ставка при исчислении транспортного налога за 2020, на спорный автомобиль, рассчитана – 20 рублей.
Так, за 2020 год согласно сообщению об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога № 136595 от 24.04.2021 налоговая ставка на автомобиль ГАЗ-32217 составляла 20 рублей * 12 месяцев = 2400 рублей.
Согласно сведениям, представленным в соответствии со ст. 85 НК РФ регистрирующим органом на 2021 год, тип транспортного средства ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> определен как 54000- Автобусы.
После проведения контрольных мероприятий и сверкой с регистрирующими органами сведения в отношении транспортного средства актуализированы: транспортное средство ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> сертифицировано по типу транспортного средства М2-автобус.
Налоговая ставка при исчислении транспортного налога за 2021 – 50 рублей.
Инспекцией 22.04.2022 в личный кабинет заявителя направлено сообщение № 1510625 об исчисленной сумме транспортного налога за 2021 в общей сумме 39 300 руб., при этом сумма налога за спорный автомобиль (ГАЗ-32217) составляла 50 рублей * 12 месяцев = 6000 рублей.
23.06.2022 Управление обратилось в Инспекцию с заявлением о расхождениях в расчете транспортного налога за 2021 год, и просил налоговый орган осуществить корректировку расчета транспортного налога за 2021 год (с применением налоговой ставки 20 руб. в сумме начисленного налога 2400 руб., полагая, что транспортный налог за 2021 год на автомобиль ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***>, произведен без учета содержания сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах. Указал, что спорный автомобиль - легковой, и, соответственно, ставка для расчета налога должна применяться (рассчитываться) как за легковой автомобиль, согласно данных, указанных в паспорте транспортного средства.
Налоговым органом 04.07.2022 №13-38/21133@ обращение истца от 23.06.2022 № 058860 рассмотрено.
Налогоплательщику сообщено, что в соответствии со ст.357 и ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление транспортного налога осуществляется на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Государственную регистрацию прав на транспортные средства осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ГИБДД).
17.11.2022 Управление вновь обратилось в Инспекцию с заявлением о перерасчете транспортного налога, в котором указало, что оплата транспортного налога в отношении спорного автомобиля произведена верно, в установленные законом сроки. Налоговый орган не вправе изменять налоговую ставку и начислять пени.
Инспекцией в адрес Управления ГИББДД МВД России 23.11.2023 направлен запрос об уточнении сведений о типе транспортного средства ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> .
В адрес Инспекции поступил ответ от регистрирующего органа на запрос относительно спорного автомобиля.
Так, согласно ответу ГУ МВД России по Алтайскому краю от 12.12.2022 №35/15532 транспортное средство ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> указано в размере <***> л.с. значение типа данного транспортного средства «58, Специализированный пассажирский, категория «В/М2».
Инспекция в адрес налогоплательщика направило письмо от 21.12.2022 №13-38/36612@, в котором указало о необходимости обратиться в органы ГИБДД г. Барнаула с первичным документом - ПТС транспортного средства для корректировки характеристик транспортного средства ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***>, в базах регистрирующих органах. Указав, что налоговые органы не вносят изменения в характеристики транспортных средств, все корректировки поступают из регистрирующих органов (ГИБДД) посредством электронного документооборота.
Заявитель, расценив данное письмо, как уведомление об отказе в проведении перерасчета транспортного налога, относительно спорного автомобиля, и полагая, что данные действия налогового органа нарушают права и законные интересы Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, как налогоплательщика, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
При оценке заявленных требований суд исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога составляется на основе документов и иной информации, имеющихся у налогового органа.
В сообщении об исчисленной сумме налога должны быть указаны объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, сумма исчисленного налога.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно (ст. 362 НК РФ).
Согласно ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Вышеуказанные сведения в налоговый орган поступают в электронном виде.
Как пояснил в судебном заседании представитель Инспекции, согласно сведениям представленным Госавтоинспекцией МВД России в порядке ст. 85 НК РФ на балансе Алтайкрайстата состоит 8 автомобилей (после 23.09.2022 – 7), один их которых – ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***>.
Согласно сведениям, представленным в соответствии со ст. 85 НК РФ, тип транспортного средства ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> определен как 54000 - Автобусы.
Исчисление транспортного налога осуществляется на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Государственную регистрацию прав на транспортные средства осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной инспекций Гостехнадзора г. Барнаула
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, пояснил, что согласно карточке учета транспортного средства транспортное средство «ГАЗ-32217», г.р.н. <***>, 2016 года выпуска, VIN <***>, с 24.06.2016 зарегистрировано за Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай «Алтайкрайстат». Регистрационные действия с указанным транспортным средством производились МРЭО ГИБДД МВД по Республике Алтай. Очевидно при постановке на учет в карточку транспортного средства в строке «код типа» было занесено, что транспортное средство является легковым, что противоречит данным указанным в ПТС на вышеуказанное транспортное средство. Кроме того, согласно Одобрению типа транспортного средства № ТС RU E-RU.MT02.00002.Р6 от 23.03.2016 транспортное средство ГАЗ модификации «32217» является специализированным пассажирским транспортным средством класса «В», при этом данная модификация транспортного средства не предназначена для коммерческих перевозок.
При сертификации механических транспортных средств в Российской Федерации используются категории транспортных средств через обозначения М1, М2 и М3 (включая специализированные пассажирские транспортные средства).
В правилах сертификации установлена следующая терминология:
- «тип транспортного средства» - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью знаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях;
- «одобрение типа транспортного средства» - соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия;
- «паспорт транспортного средства» - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства».
Согласно приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении от 08.11.1968) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сиденья (кроме места водителя), так и для перевозки грузов, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг.
Таким образом, в соответствии с Положением о ПТС и Конвенцией о Дорожном движении к категории «В» также относятся легкие грузовики и специализированные пассажирские транспортные средства (6 и 8 мест).
КВТ ЕЭК ООН определена, в частности, следующая классификация транспортных средств:
- М1 – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8-ми мест для сидения (кроме места водителя);
- М2 – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8-ми мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн;
- М3 – механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8-ми мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых более 5 тонн.
С учетом изложенного следует, что указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому, грузовому транспортному средству или автобусу. Категория «В» указывается в ПТС для того, чтобы правом управления таким транспортным средством мог обладать водитель, имеющий удостоверение водителя категории «В».
В свою очередь для целей налогообложения следует использовать значение «Тип транспортного средства», указанный в строке 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС, где и указывается характеристика транспортного средства.
В судебном заседании 05.06.2023 представитель Управления ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю пояснил, что в связи с изменением наименования владельца транспортного средства 09.02.2017 в регистрационные данные вышеуказанного транспортного средства РЭО ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу были внесены изменения в раздел о владельце транспортного средства, в строке «фамилия/предприятие» указано Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Кроме того, на основании ПТС в строке «код типа» указано, что транспортное средство является специализированным пассажирским.
В судебном заседании представитель заявителя, аргументируя свою позицию, указал, что согласно выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков № 009-21/329735 от 12.11.2021 в отношении организации - Алтайкрайстата в сведениях о принадлежащем организации транспортном средстве первичный ПТС 520М294543150620162Z , VIN <***>, государственный номер <***>, марка (модель) ГАЗ-32217, Вид транспортного средства указан как Автомобили легковые. Год выпуска 2016, номер двигателя 89729208, номер кузова 322100G0587311, мощность двигателя кВт 88,3, мощность двигателя л/с <***>, рабочий объем двигателя в куб. см. 2776.
Согласно выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков № 541673 от 16.01.2023 в отношении организации - Алтайкрайстата данные касающиеся вида транспортного средства изменены на Автобусы без изменения остальных идентифицирующих транспортное средство характеристиках.
При этом, согласно разъяснений завода-производителя № 106/044-01-02-01-20 от 11.08.2022 следует, что автомобили ГАЗ-32217 «Газель» на 8 мест были разработаны на базе 13-ти местных автомобилей «Газель» путем уменьшения числа пассажирских мест. В соответствии с «Одобрениями типа транспортного средства (ОТТС) до марта 2005 года при заполнении строки «3» Наименование, тип «ТС» паспорта транспортного средства обозначались термином «Автобус на 8 мест». С марта 2005 года в соответствии с ОТТС те же автомобили на 8 мест сертифицированы как транспортные средства той же категории М2, но с уточняющим назначением ТС наименованием: «специальные пассажирские транспортные средства», не предназначенные для применения в качестве транспортных средств общественного пользования (могут использоваться в качестве семейного, служебного транспортного средства и по другому назначению, не связанному с маршрутными перевозками пассажиров).
По согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ данные автомобили однозначно в полном соответствии с ОТТС стали указываться в строке 3 ПТС как «специальное пассажирское транспортное средство на 8 мест».
Следовательно, действия налогового органа по начислению транспортного налога произведены без учета содержания сведений, предоставленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, о зарегистрированных транспортных средствах.
Суд не соглашается с данными доводами заявителя.
С учетом положений пунктов 8 - 10 примечания к Приложению № 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятым решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877 (далее Технический регламент) следует, что уменьшение количества пассажирских сидений в транспортном средстве категории «M2» не влечет за собой изменение его категории. При этом, если число посадочных мест не превышает 8 помимо сидения водителя, то для управления таким транспортным средством необходимо водительское удостоверение, подтверждающее право управления транспортными средствами категории «В». В указанном случае в регистрационных документах на такое транспортное средство в строке «категория ТС» отражается запись «B/M2».
С учетом изложенного, транспортное средство ГА3-32217, VIN <***> после внесенных изменений в конструкцию, связанных с уменьшением числа посадочных мест, будет относиться к категории «M2» - «автобус».
Так же суд принимает во внимание, что оценку установленных Техническим регламентом требований, применяемых к легковым транспортным средствам категории «M1», спорный автомобиль не проходил.
Доказательств обратного, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении, в случае если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
В соответствии с приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» информация о типе (виде) наземных транспортных средств, включая специальные автомашины, указывается в паспорте транспортного средства.
Код типа наземных транспортных средств помещается в состав сведений, передаваемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с пунктами 4, 11, 13 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации и приказами ФНС России от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение N 8 приказа ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@».
Следовательно, налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка транспортного налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства.
Как усматривается из материалов дела, 06.04.2022 в Инспекцию поступили сведения об изменении в 2021 году типа транспортного средства ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> - 54000 Автобус. Транспортное средство указано в размере <***> л.с. значение типа данного транспортного средства «58, Специализированный пассажирский, категория «В/М2».
Согласно информации представленной Росстандарт от 30.03.2023 № 751-ОГ/05 относительно классификации транспортного средства ГАЗ-32217 следует, что для маломестных автобусов, производимых ООО «Автозавод «ГАЗ», базовыми транспортными средствами являются варианты транспортных средств, имеющих помимо места водителя более восьми мест для сидения, классифицируемых в соответствии с таблицей 1 Приложения № 1 к техническому регламенту как транспортные средства предназначенные для перевозки пассажиров категории М2, к которым при оценке соответствия предъявляются соответствующие требования.
Маломестные комплектации, в том числе, к которым относится упоминаемая в обращении модификация ГАЗ-32217, отличаются только меньшим количеством мест, без внесения других изменений в конструкцию. В пунктах 8-10 примечаний к таблице Приложения № 2 к техническому регламенту такие транспортные средства определены как транспортные средства категории М2 с уменьшенным числом посадочных мест.
Таким образом, транспортное средство ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***> относится к типу транспортных средств - М2-автобус.
Данный факт, подтверждается сведениями, представленными из регистрирующих органов в порядке ст. 85 НК РФ.
Доводы Управления о том, что Инспекцией самостоятельно внесены изменения в характеристики спорного транспортного средства, поскольку подтверждающих корректировок из ГИБДД не получено, судом признаны основанными на неверном толковании норм материального права.
Налоговые органы не вносят изменения в характеристики транспортных средств, все корректировки поступают из регистрирующих органов (ГИБДД) посредством электронного документооборота.
Полномочиями по отнесению транспортных средств к тому или иному типу транспортных средств наделены организации-изготовители, таможенные органы и подразделения Госавтоинспекции.
Налогоплательщику письмом от 21.12.2022 №13-38/36612@ сообщено о необходимости обратиться заявителю в органы ГИБДД г. Барнаула с первичным документом - ПТС транспортного средства для корректировки характеристик транспортного средства ГАЗ-32217, VIN <***>, ГосРегЗнак <***>, в базах регистрирующих органах.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, принимая во внимание, что налоговый орган исчислил транспортный налог, относительно спорного автомобиля, исключительно на основании информации (учетных характеристик), предоставленной органом, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, суд находит действия Инспекции по применению к автотранспортному средству - автомобилю ГАЗ-32217 государственный регистрационный знак № <***> ставки транспортного налога для автобуса в соответствии Законом Алтайского края № 66 ЗС от 10.10.2002 «О транспортном налоге в Алтайском крае» правомерными.
Относительно требования заявителя о признании незаконным начисления пени по транспортному налогу в сумме 242,31 руб., суд пришел к следующему.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Налогоплательщики-организации исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента, указанного в пункте 2 статьи 362 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Так, в соответствии со статьей 2 Закона Алтайского края № 66 ЗС от 10.10.2002 «О транспортном налоге в Алтайском крае» организации исчисляют суммы авансовых платежей по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, и уплачивают суммы авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим периодом.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему РФ в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные сроки.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов (п. п. 1, 3 ст. 75 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Инспекцией 22.04.2022 в личный кабинет Алтайкрайстата направлено сообщение об исчисленной сумме транспортного налога за 2021 от 22.04.2022 № 1510625, в общей сумме 39 300 руб., в том числе суммы исчисленных авансовых платежей по налогу за каждый отчетный период: 1 кв. 2021 в сумме 9 826 руб., 2 кв. 2021 в сумме 9 826 руб., 3 кв. 2021 в сумме 9 826 руб.
Сумма транспортного налога за 2021 год, на спорный автомобиль, исчисленная к уплате составила 6000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что налогоплательщик уплачивал налог за спорный автомобиль из установленного размера в предыдущие налоговые периоды (2019, 2020 годы) в сумме 2400 руб.
Из представленного в материалы дела, налоговым органом, расчета пени следует, что по сроку уплаты 30.04.2021 транспортный налог к уплате 9 826 руб. 29.04.2021 оплачено 8 924,99 руб., недоимка составила 901,01 руб. Погашено налога в порядке зачета 727,46 руб., а 20.07.2021 оплачено 173,55 руб. То есть, с учетом оплаты, зачета сумма пени за период с 01.05.2021 по 28.07.2021 составила 22,79 руб.
По сроку уплаты 02.08.2021 транспортный налог к уплате 9 826 руб. 29.07.2021 оплачено 8 752,45 руб., недоимка составила 1 073,55 руб. 26.10.2021 оплачено 1 073,55 руб. То есть, с учетом оплаты, сумма пени за период с 03.08.2021 по 25.10.2021 составила 32,93 руб.
По сроку уплаты 08.11.2021 транспортный налог к уплате 9 826 руб. 26.10.2021 оплачено 7 851,45 руб., недоимка составила 1 974, 55 руб. 17.02.2022 оплачено 1 974, 55 руб. То есть, с учетом оплаты, сумма пени за период с 09.11.2021 по 16.02.2022 составила 92,08 руб.
По сроку уплаты 01.03.2022 транспортный налог к уплате 9 822 руб. 17.02.2022 оплачено 6 949, 45 руб., недоимка составила 2 872,55 руб. 22.04.2022 оплачено 2 872, 55 руб. То есть, с учетом оплаты, сумма пени за период с 02.03.2022 по 21.04.2022 составила 94, 51 руб.
Таким образом, сумма пени за период с 01.05.2021 по 21.04.2022 составила: 22,79+32,93+92,08+94,51=242,31 руб.
При таких обстоятельствах и, учитывая, что НК РФ предусмотрены отчетные периоды по транспортному налогу и Законом Алтайского края № 66-ЗС также установлены отчетные периоды, на налогоплательщиков возлагается обязанность по уплате авансовых платежей по окончании отчетного периода по транспортному налогу и, соответственно, начисление налоговым органом пени по ст. 75 НК РФ за просрочку уплаты авансовых платежей по транспортному налогу является правомерным.
Иные доводы, отраженные в заявлении, дополнениях к заявлению не влияют в той или иной степени на законность и обоснованность действий налогового органа по исчислению транспортного налога на спорный автомобиль, а также начисление пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по данному налогу.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь с. 71 АПК РФ, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Управлению Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай (ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Судья Л.Ю. Ильичева