ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-24407/15 от 17.03.2016 АС Алтайского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ


656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

24 марта 2016 года                                                                                      Дело № А03-24407/2015

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2016 года

Решение изготовлено в полном объеме 24 марта 2016 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Мищенко А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антюфриевой С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Алтайвитамины» (ИНН 2226002532, ОГРН 1022200553540), г. Бийск Алтайского края

 к  Алтайской таможне (ИНН 2225019188, ОГРН 1022201528326), г.Барнаул Алтайского края

о признании незаконным постановления №10605000-706/2015 от 10.12.2015 по делу об административном правонарушении,

При участии в судебном заседании представителей сторон:

От заявителя - Моисеенко М.Г. по доверенности от 11.01.2016 № 8, паспорт;

От заинтересованного лица - Дементьева О.Н. по доверенности от 10.12.2015, удостоверение, Князев М.О. по доверенности от 13.01.2016 № 22-42/002, удостоверение; 

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество «Алтайвитамины» (далее – Общество, Заявитель, ЗАО «Алтайвитамины») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Алтайской таможне (далее – заинтересованное лицо, Таможня, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.12.2015 по делу об административном правонарушении № 10605000-706/2015.

В обоснование требований заявитель указал на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду того, что таможенным органом не представлено достаточных доказательств недостоверности времени помещения товара на склад временного хранения.

Заявитель полагает, что в ДО-1 № 0000001 от 30.01.2015 г. заявлены достоверные сведения о времени помещения на склад, а именно указано время помещения товара на склад получателя. По мнению Общества, временем помещения товара на склад является время, когда товар фактически выгружен из транспортного средства на территории склада, оформлены все необходимые документы для оприходования и хранения указанного товара, т. е. когда завершены все процедуры, связанные с подсчетом количественных характеристик товара, а не когда таможенный орган сделал фотографии и уехал, завершив таможенное наблюдение. Заявитель указал, что фотографии, приложенные к Акту таможенного наблюдения, с указанием даты и времени, на которые ссылается Бийский таможенный пост, являются недопустимым доказательством. Время, указанное на фотографии отражает время окончания выгрузки товара на склад. Поэтому общество считает, что обращаться к данному времени законные основания отсутствуют. Представитель Общества пояснила, что в законодательстве Российской Федерации нет указания, что Акт таможенного наблюдения за помещением товара на склад получателя и приложенные к нему фотографии или время указанное на них является свидетельством времени помещения товаров на склад получателя. ЗАО «Алтайвитамины» полагает, что его вина Алтайской таможней не доказана, графа 2 формы отчетности ДО-1 заполнена верно, указано время помещения товара на склад получателя.

Административный орган в отзыве на заявление указал, что оспариваемое постановление вынесено с соблюдением требований законодательства и является законным и обоснованным, просил отказать в удовлетворении заявленного требования. Административный орган полагает, что заявителем дана неправильная трактовка требований, установленных в таможенном законодательстве, относительно обязанностей лица, осуществляющего временное хранение иностранных товаров в иных местах временного хранения (не складах временного хранения). Административный орган пояснил, что собранные по административным делам доказательства являются относимыми и допустимыми для целей арбитражного процесса. Более полная и подробная позиция административного органа относительно заявленных требований изложена в отзыве на заявлении, а так же в дополнении  к нему.

В судебном заседании были установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

30 января 2015 года в адрес закрытого акционерного общества «Алтайвитамины» прибыло транспортное средство № АМ3594-5/А1540В-5, следовавшее из Швейцарии от отправителя PAMASOLWILLIMADERAG по транспортной накладной № LS1301150329 от 15.01.2015 с товаром: автоматическая линия 2-стадийного наполнения дозированных аэрозолей тип макромат 2045/016 фарма HFA134A в количестве 6 мест весом брутто 4925 кг., стоимостью 1271395,00 USD. Товар направлен на склад получателя для размещения на временное хранение под таможенным наблюдением.

В этот же день под таможенным наблюдением осуществлено размещение указанного товара на временное хранение на склад получателя закрытого акционерного общества «Алтайвитамины» по адресу: г. Бийск, ул. Угольная, дом 198, по результатам которого составлен Акт таможенного наблюдения, согласно которому выгрузка товара на склад была завершена в 12 часов 58 минут 30.01.2015.

В этот же день закрытым акционерным обществом «Алтайвитамины» на Бийский таможенный пост подан в электронном виде документ отчета о принятии товара на хранение по форме ДО-1 № 0000001 от 30.01.2015, согласно которому 30.01.2015 в 14 часов 00 минут товар помещен на склад получателя. Данный документ отчета зарегистрирован таможенным органом 30.01.2015 в 15 час. 22 мин. местного времени (№ 10605030/300115/0000012/2).

Согласно акту таможенного наблюдения от 30.01.2015 и приложенным к нему фотографиям фактическое размещение указанного товара на склад получателя было завершено 30.01.2015 в 12 час. 00 мин. местного времени. Данная информация нашла свое отражения в фотографиях, приложенных к акту таможенного наблюдения.

По мнению таможенного органа, ЗАО «Алтайвитамины», являясь владельцем склада получателя товаров, представило в Бийский таможенный пост отчет по форме ДО-1 № 0000001 о принятии товаров на хранение, содержащий недостоверные сведения в части времени помещения товара на склад.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № 10605000-706/2015 по ст. 16.15 КоАП РФ - непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения. 20 ноября 2015 года Таможней составлен протокол об административном правонарушении. 10 декабря 2015 года было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 10605000-706/2015, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.15 КоАП РФ. На основании данного постановления к Обществу применено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО «Алтайвитамины» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав пояснения представителей Заявителя и Заинтересованного лица, исследовав письменные материалы по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего. 

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).

Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации, а равно за представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Объектом посягательства рассматриваемого правонарушения является установленный таможенным законодательством Российской Федерации порядок таможенного контроля в части представления отчетности.

Объективная сторона вмененного Обществу правонарушения выражается, в том числе, в представлении недостоверной отчетности.

Материалами дела установлено, что ЗАО «Алтайвитамины» является владельцем склада получателя товаров, расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Угольная, 198, созданного приказом Алтайской таможни от 29.01.2015 № 119-км для осуществления временного хранения товаров.

Пунктом 1 ст. 167 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) определено, что временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Согласно ст. 197 Федерального закона от 27.11.2010 № 311 - ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ) содержание временного хранения товаров, права и обязанности лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей, сроки временного хранения установлены соответственно статьями 167, 170 и 171 ТК ТС.

Частью 1 ст. 198 Закона № 311-ФЗ определено, что в соответствии со ст. 168 ТК ТС местами временного хранения являются склады временного хранения и иные места временного хранения, к которым в числе иных относится склад получателя товаров в случаях, предусмотренных статьей 200 настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 1 ст. 168).

Место временного хранения товаров является постоянной или временной зоной таможенного контроля, создаваемой в соответствии со статьей 163 Закона № 311-ФЗ (ч. 2 ст. 198 данного Закона).

Временное хранение товаров в иных местах временного хранения в случаях, предусмотренных пунктами 2, 4 - 8 ч. 1 ст. 198 Закона № 311-ФЗ, осуществляется с письменного разрешения таможенного органа, выдаваемого на основании обращения заинтересованного лица (ч. 3 ст. 198 данного Закона).

Материалами дела установлено, что ЗАО «Алтайвитамины» осуществляло временное хранение товаров на своем складе в месте временного хранения, установленном приказом Алтайской таможни от 29.01.2015 № 119-км, являющемся временной зоной таможенного контроля в установленных на территории склада границах, по адресу: г. Бийск, ул. Угольная, 198. Таким образом, Общество осуществляло хранение товара в иных местах временного хранения, к которым относится склад получателя товара.

В соответствии с ч. 5 ст. 198 Закона № 311-ФЗ  на лицо, получившее разрешение на временное хранение товаров в иных местах временного хранения товаров, возлагаются обязанности, предусмотренные частями 4 и 5 статьи 200 данного Закона для получателя товаров при осуществлении временного хранения товаров на складе получателя.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает порядок представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения и иные места для временного хранения товаров, порядок помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения товаров для временного хранения товаров в целях обеспечения таможенного контроля (ч. 7 ст. 198 Закона № 311-ФЗ).

Указанный выше порядок установлен приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688 «Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (далее – Порядок № 2688).

Частью 1 ст. 199 Закона № 311-ФЗ установлено, что при помещении товаров на склад временного хранения лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган документы, определенные п. 1 ст. 169 ТК ТС. Такими документами являются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).

Документы, необходимые для помещения товаров на склад временного хранения, представляются таможенному органу не позднее трех часов с момента завершения процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия) (ч. 2 ст. 199 Закона).

Согласно ч. 3 ст. 199 Закона № 311-ФЗ таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не более одного часа после их принятия. Со дня регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, товары считаются находящимися на временном хранении.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 Закона № 311-ФЗ одним из случаев хранения товаров на складе получателя является необходимость временного хранения товаров, требующих особых условий хранения, если в достаточной близости от места получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для хранения таких товаров.

Частью 4 ст. 200 Закона № 311-ФЗ предусмотрено, что получатель товаров обязан обеспечить сохранность товаров, недопущение совершения с товарами операций без разрешения таможенных органов.

Частью 5 ст. 200 Закона № 311-ФЗ установлено, что получатель товаров обязан предоставлять таможенным органам отчетность о товарах, находящихся на временном хранении, в соответствии с частями 4-8 ст. 177 данного Закона.

Согласно ч. 4 ст. 177 Закона № 311-ФЗ лица, хранящие иностранные товары, обязаны представлять отчетность о хранящихся товарах. Отчетность лиц, осуществляющих временное хранение товаров в иных местах временного хранения, представляется в таможенный орган исключительно в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного (ч. 5.1 ст. 177 Закона № 311-ФЗ). Формы отчетности и правила использования средств электронной подписи при осуществлении информационного взаимодействия с информационной системой таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч. 5.2 ст. 177 Закона № 311-ФЗ).

Пунктом 30 Порядка № 2688 установлено, что лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, обязано вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует иное место временного хранения товаров, отчетность об их хранении по следующим формам:

ДО-1 - отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение;

ДО-2 - отчетность, формируемая при выдаче товаров с территории СВХ или иного места временного хранения.

Приложениями №№ 5, 6 к данному Порядку установлены обязательные формы отчетностей ДО-1, ДО-2, в которых указаны графы, подлежащие заполнению.

Формой отчетности, формируемой при принятии товаров на хранение ДО-1, предусмотрена графа 2, в которой указывается дата и время помещения на склад.

Согласно п. 11 Порядка № 2688 помещение товаров на СВХ (иное место временного хранения товаров) производится после получения уполномоченным лицом подтверждения о регистрации таможенным постом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение. В этих целях уполномоченное лицо либо владелец СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) принимает меры пофактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или наоткрытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

Суд соглашается с позицией таможенного органа, отраженной в оспариваемом постановлении, что  в силу требований Порядка № 2688 в целях помещения товаров на склад (иное место временного хранения товаров) лицо должно принять меры по фактическому перемещению товаров и транспортных средств в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров). Соответственно, временем помещения товаров на склад (иное место временного хранения товаров) является время фактического перемещения товаров в помещение или на открытую площадку СВХ (иное место временного хранения товаров).

При этом, пунктом 32 Порядка №2688 предусмотрено, что лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, представляет таможенному посту отчетность по форме ДО-1 при принятии товаров на хранение не позднее окончания рабочего дня, следующего за днем фактического размещениятоваров в ином месте временного хранения товаров.

То есть, законодатель установил, что датой и временем помещения товар на временное хранение будет являться момент фактического размещения товара, от которого отсчитывается срок предоставления документа отчета по форме ДО-1 в таможенный орган.

Данный довод подтверждается и пунктом 9 Порядка № 2688, который предусматривает право предоставления в качестве документов для помещения товаров на временное хранение, отчетности по форме ДО-1, если на моментпредоставления (не позднее 3 часов (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов) с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита) товары уже размещены в месте их временного хранения. Т.е. в данном случае в графе 2 отчетности ДО-1 также указывается фактические дата и время размещения товара на временное хранения, исходя из которых отслеживается соблюдение временного интервала предоставления ДО-1 в качестве документов для помещения товаров на временное хранение.

В обоснование заявленных требований, Заявитель утверждает, что временем помещения товара на склад является время, когда товар фактически выгружен из транспортного средства на склад, а также оформлены все необходимые документы, завершены процедуры, связанные с пересчетом количества товара.

Однако, данное утверждение ошибочно, в силу следующего.

Согласно приказу Алтайской таможни от 29.01.2015 № 119-км в соответствии с положениями статей 97, 115, 116 ТК ТС, части 14 статьи 169, статьи 198 Федерального закона №311-Ф3 на складе получателя ЗАО «Алтайвитамины» создана временная зона таможенного контроля (г. Бийск, ул. Угольная, 198) для осуществления таможенного осмотра, досмотра и временного хранения товара.

Как видно из фотографий, приложенных к акту таможенного наблюдения от 30 января 2015 года, товар - «автоматическая линия», выгружен из транспортного средства, помещен в огороженную на складе Общества территорию с обозначением «зона таможенного контроля», на ворота которой затем была наложена пломба «ФТС 03200».

Частью 4 статьи 163 Федерального закона №311-Ф3 установлено, что перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.

В соответствии с частью 23 статьи 163 Федерального закона №311-Ф3 производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, в зонах таможенного контроля допускается с разрешения таможенных органов и под их надзором.

Разрешение на осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля выдается начальником таможенного органа, в регионе деятельности которого создана зона таможенного контроля по письменному заявлению заинтересованного лица (часть 25 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ).

Заявление на разрешение производственной и иной хозяйственной деятельности в зоне таможенного контроля должно содержать сведения о виде и характере деятельности, которую предполагается осуществлять в пределах зоны таможенного контроля, перечень лиц, которые будут осуществлять такую деятельность, сведения о планируемом сроке осуществления такой деятельности (часть 26 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ).

Начальник таможенного органа рассматривает заявление и при соответствии предполагаемой деятельности частям 23 и 24 данной статьи наносит на заявлении резолюцию «Производственная и иная хозяйственная деятельность в зоне таможенного контроля разрешена до (указывается дата)». При отказе в выдаче разрешения на заявлении наносится резолюция «В разрешении на осуществление заявленной деятельности отказано» с указанием причин отказа (часть 27 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ).

Оригинал заявления возвращается заинтересованному лицу, копия заявления хранится в таможенном органе (часть 28 статьи 163 Федерального закона № 311-ФЗ).

Из указанных выше положений статьи 163 Федерального закона №311-ФЗ следует, что для осуществления производственной деятельности, перемещения товаров и лиц в пределах зоны таможенного контроля, а также за ее пределы, в том числе для пересчета количества товара, возможно только с разрешения таможенного органа, которое выдается начальником таможенного органа по письменному заявлению заинтересованного лица.

Следовательно, как верно утверждают представители Таможни, после фактической выгрузки товара на склад ЗАО «Алтайвитамины», наложения пломбы должностным лицом на ворота зоны таможенного контроля, совершение каких-либо операций с товаром, находящимся в зоне таможенного контроля, запрещено. В противном случае данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.5 КоАП РФ (нарушение режима зоны таможенного контроля).

То есть, Общество не могло осуществить какие-либо действия с товаром после его фактического размещения на складе и окончания таможенного наблюдения, поэтому ЗАО «Алтайвитамины» не могло 30.01.2015 с 12 час. 48 мин. (время фактического размещения товаров) до 14 час. 00 мин. (время, указанное Обществом в ДО-1) осуществлять пересчет и проверку товаров.

Суд отклоняет довод ЗАО «Алтайвитамины» о том, что фотографии, приложенные к акту таможенного наблюдения, являются недопустимым доказательством.

Так, из представленных Алтайской таможней материалов дела об административном правонарушении № 10605000-706/2015 следует, что фотографии являются приложением к акту таможенного наблюдения от 30.01.2015, о чем прямо указано в самом акте.

Фотоснимки, представленные Алтайской таможней в качестве доказательства по настоящему делу, были произведены Алтайской таможней при осуществлении таможенного контроля в форме таможенного наблюдения.

Пунктом 1 статьи 107 ТК ТС предусмотрено, что в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля (далее - ТСТК), перечень и порядок применения которых устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Указанные технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.

Перечень и порядок применения ТСТК в таможенных органах Российской Федерации утверждены приказом ФТС России от 21.12.2010 № 2509 (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. № 19992) (далее - Приказ № 2509 применения ТСТК).

Согласно указанному Перечню фотокамера цифровая относится к техническим средствам документирования.

Пунктом 3 Приказа № 2509 предусмотрено, что к применению при проведении таможенного контроля допускаются ТСТК, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, зарегистрированные (учтенные) или освидетельствованные (сертифицированные) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТСТК применяются в местах нахождения таможенных органов во время работы этих органов, а также в зонах таможенного контроля, создаваемых в соответствии с требованиями статьи 97 ТК ТС, и в иных местах, нахождение в которых должностных лиц таможенных органов связано с исполнением ими служебных обязанностей (пункт 6 Порядка).

ТСТК могут использоваться в случае применения форм таможенного контроля, приведенных в статье 110 ТК ТС.

Каких-либо иных требований к используемой таможенным органом фотоаппаратуре действующим законодательством не установлено, в том числе и требований о ее поверке.

Как верно указал представитель Таможни, действующим законодательством также не установлено требований к оформлению фотоматериалов.

Из представленных Алтайской таможней материалов административного дела следует, что фотографии являются приложением к акту таможенного наблюдения от 30 января 2015 года, сделанными в день его составления, имеют отношение к данному делу и содержат достаточное количество информации, свидетельствующей о наличии события вменяемого Обществу административного правонарушения.

Статьей 171 Федерального закона №311-Ф3 установлено, что результаты проведения таможенного контроля могут быть допущены в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, довод Заявителя, что представленные в материалы дела фотографии не могут быть использованы в качестве доказательства по делу, отклоняется судом за необоснованностью.

В судебном заседании представитель Общества утверждает, что в законодательстве Российской Федерации нет указания на то, что акт таможенного наблюдения за помещением товаров на склад получателя и приложенные к нему фотографии являются свидетельством времени помещения товаров на данный склад.

Указанный довод Общества основан на неправильном толковании положений действующего таможенного законодательства.

Так из положений пункта 14 Порядка следует, что лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, приступает к исполнению обязанностей (принимает обязательства) после приема-передачи товара, однако данное действие не связано с фактическим размещением товаров на склад.

Кроме того, согласно данному пункту Порядка, если лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения является лицом, уполномоченным в отношении товаров, то прием-передача товаров не производится.

Исходя из того, что ЗАО «Алтайвитамины» является как владельцем склада получателя, так и лицом, уполномоченным в отношении товара, то процедура приема-передачи товаров, установленная пунктом 14 Порядка, не производится.

Также следует иметь ввиду, что в графе 2 отчета ДО-1 конкретно указано «Дата и время помещения на склад», тогда как понятие «прием-передача товара» устанавливает момент, когда лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения, приступает к исполнению обязанностей.

То есть, данные понятия не тождественны, и не означают одно и то же действие.

Пункт 11 Порядка определяет время помещения товаров на СВХ (иное место хранения товаров), в то время как пункт 14 определяет время возникновения обязанности по помещению товаров на временное хранение и время возникновения обязанностей, связанных с хранением товаров.

Пунктом 14 Порядка определено, что владелец СВХ закрытого типа, предназначенного для хранения товаров владельца, владелец склада получателя приступает к исполнению своих обязанностей с момента завершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - с момента завершения такой таможенной процедуры.

Если лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения (владелец СВХ) является лицом, уполномоченным в отношении товаров, то прием-передача товара не производится.

В данном случае исполнение обязанностей по помещению товаров на склад и его хранению возникает у лица с момента завершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Таможенного союза, а в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - с момента завершения такой таможенной процедуры.

Таким образом, в пункте 14 Порядка законодатель разграничил время возникновения обязанностей по хранению товаров в зависимости от субъектов хранения, к которым отнес владельца СВХ (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения), владельца СВХ закрытого типа, предназначенного для хранения товаров владельца, и владельца склада получателя.

Указание Обществом в заявлении на анализ норм ТК ТС в их взаимосвязи с приказом ФТС России от 29.12.2012 № 2688, согласно которым понятие «помещение товара» означает принятие обязательства складом по хранению товара, а не фактическое размещение, не имеет под собой никакого нормативного обоснования со ссылкой на конкретные нормы права, и носит абстрактный характер.

Как верно отметили представители Таможни, исходя из положений пункта 11 Порядка, дата и время в графе 2 отчета ДО-1 должна определяться лицом, на склад которого помещается товар, исходя из времени фактического перемещения (размещения) товаров на склад.

30 января 2015 года Обществом на Бийский таможенный пост был подан в электронном виде документ отчета о принятии товара на хранение по форме ДО-1                           № 0000001 от 30.01.2015, согласно которому 30.01.2015 в 14 часов 00 минут товар помещен на склад получателя.

Данный отчет был принят таможенным органом и зарегистрирован под номером № 10605030/300115/0000012/2. В графе 2 Отчета «Дата и время помещения на склад» Обществом указана дата 30.01.2015 и время 14:00.

Однако, Обществом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о том, что после разгрузки товара им, как владельцем склада, принимались какие-либо меры по приемке товара на хранение во временной зоне таможенного контроля, которая и является зоной временного хранения.

На основании изложенного, суд приходит  к выводу о том, что  в действиях Общества Алтайской таможней верно установлен состав вмененного административного правонарушения по ст. 16.15 КоАП РФ. Оспариваемые постановления содержат выводы таможенного относительно наличия вины Общества в совершении правонарушения, с учетом ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Ссылка Общества на неурегулированность в таможенном законодательстве порядка определения времени  помещения товара на временное хранение является несостоятельной, с учетом положений пунктов 9, 11, 14, 30 Порядка № 2688, закрепляющих правомочия лица по предоставлению отчетности в таможенный орган относительно находящихся на временном хранении товарах.

Судом установлено, что порядок привлечения к административной ответственности таможенным органом соблюден, постановление по делу об административном правонарушении принято в пределах двухгодичного срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ; факт административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела, права и законные интересы Общества при производстве по делу о привлечении к административной ответственности не нарушены. Доказательства по делу об административном правонарушении получены с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством. Цифровая фотокамера, с помощью которой производилась фиксация совершения процедуры таможенного наблюдения, относится к техническим средствам документирования согласно Перечню и порядку применения технических средств таможенного контроля в таможенных органах РФ, утв. приказом ФТС России от 21.12.2010 № 2509, требования к поверке которой не установлены.

Угроза охраняемым общественным отношениям в рассматриваемых правоотношениях заключается в неисполнении Обществом, как юридическим лицом своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных требованиями публичного права, и посягает на установленный порядок в области таможенных правоотношений.

Общество, являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, осуществляя предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, должно было знать требования действующего таможенного законодательства, регламентирующие порядок предоставления отчетности, ее содержание, и в материалах дела отсутствуют сведения о принятии заявителем исчерпывающих мер по соблюдению требований таможенного законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.

В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление закрытого акционерного общества «Алтайвитамины» (ИНН 2226002532, ОГРН 1022200553540), г. Бийск Алтайского края оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Арбитражного

суда Алтайского края                                                           А.А. Мищенко