АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http://www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: а03.info@ arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул Дело № А03-25049/2015
5 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2016.
Полный текст решения изготовлен 05.04.2016.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдиной Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного учреждения культуры Дворец культуры «Южный» (ИНН <***>) к государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 1 о признании незаконным решения от 29.09.2015 № 18974 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, по паспорту,
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 05.06.2015 № 12-43-39,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное учреждение культуры Дворец культуры «Южный» (далее - Учреждение) обратилась в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 1(далее – Отделение) о признании незаконным решения от 29.09.2015 № 18974 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Заявленные требования со ссылкой на нормы Федерального закона от 16.07.1999
№ 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ) мотивированы тем, что заинтересованным лицом сделан необоснованный вывод о создании Учреждением искусственной ситуации для установления ФИО3 пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, на рождение, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования.
Отделение в отзыве на заявление указало на законность и обоснованность оспариваемого решения. Пояснило, что принятие заявителем на работу ФИО3 на должность культорганизатора без соответствующей квалификации и опыта работы в день наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам) свидетельствует о том, что страхователь, используя свои полномочия в сфере трудовых отношений, создал искусственную ситуацию по трудоустройству ФИО3 с целью злоупотребления правом на возмещение пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, при отсутствии экономической обоснованности и целесообразности.
В судебном заседании представитель заявителя на заявленных требованиях настаивала. Согласно пояснениям представителя заявителя, должность, на которую брали ФИО3, не требовала особой квалификации, ранее Абрамкина обучалась в ДК «Южный», она является творческой личностью, хорошая вокалистка, поэтому ее взяли ее на работу без специального образования. Ставка культорганизатора долго была вакантной, т.к. на маленькую заработную плату по указанной должности человека со специальным образованием найти невозможно. О том, что ФИО3 была беременна, не знали, кроме того законодательство запрещает отказывать беременной женщине в приеме на работу. ФИО3 проработала с 5 по 24 ноября, получила аванс, и 24-го ноября принесла больничный лист по беременности, датированный 29.10.2014. Директор ДК «Пос. Борзовая заимка» пояснил ФИО3, что данный лист выдан до трудоустройства ФИО3, нужен другой больничный лист, тогда ФИО3 принесла дубликат листа от другой даты. Поскольку в табеле учета рабочего времени нужно было проставлять сведения о нахождении с даты трудоустройства ФИО3 на больничном, согласно больничного листа, табель учета составили с такими сведениями, без указания о фактически отработанном времени с 05.11. 2014 по 24.11.2014.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд установил следующее.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры Дворец культуры «Южный» зарегистрировано в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда с 12.01.2006 года.
25.08.2015 главным специалистом филиала Отделения была проведена камеральная проверка, в ходе которой было установлено создание страхователем искусственной ситуации в виде трудоустройства ФИО3 непосредственно перед наступлением страхового случая с целью получения от Фонда средств на обязательное социальное страхование, о чем составлен акт камеральной проверки от 08.02.2016.
Отделением было установлено, что согласно копии трудовой книжки (запись №1 от 05.11.2014) ФИО3 принята на должность культорганизатора на 0,5 ставки в филиал «ДК пос. Борзовая Заимка». Однако в приказе о приеме на работу № 133-к от 05.11.2014 и в трудовом договоре б/н от 05.11.2014 ФИО3 принята на работу в Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры «Южный» 05.11.2014 на должность культорганизатора в филиал «ДК пос. Борзовая Заимка» на полную ставку с окладом 5182 руб. согласно штатному расписанию, утвержденному 01.01.2014. Таким образом, установлено нарушение в оформлении документов при трудоустройстве ФИО3 и несоответствие ставки и размера должностного оклада.
Согласно должностной инструкции, на должность культорганизатора назначается лицо, имеющее среднее специальное образование со знанием: приказов и распоряжений вышестоящих органов, определяющих развитие культуры и искусства, культурно-просветительной работы; основ истории и теории искусства; происхождения и истории возникновения игр и развлечений, их социально-психологические и педагогические функций; драматургических построений массовых развлекательных мероприятий; основ конферанса, игрового репертуара для различных возрастных категорий; передового опыта работы культорганизаторов в других учреждениях культуры.
Однако, согласно представленному документу о начальном профессиональном образовании ФИО3 присуждена квалификация парикмахера 3 разряда.
До трудоустройства в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры «Южный» ФИО3 нигде не работала, что подтверждено записью №1 от 05.11.2014 в трудовой книжке, заполненной 10.11.2014. Указанное подтверждает, что ФИО3 опыта работы в качестве культурорганизатора не имела.
Кроме того, на момент трудоустройства ФИО3 уже находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, что не было проверено заявителем в момент ее принятия на работу. Согласно свидетельству о рождении у ФИО3 имеется малолетний сын Артем ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Заявителем не представлено экономических обоснований в необходимости принятия ФИО3 на работу.
ФИО3 в МБУК «Дворец культуры «Южный» был представлен к оплате листок нетрудоспособности по беременности и родам №154130598493, выданный 19.12.2014 КГБУЗ Городская больница №10, период освобождения от работы с 05.11.2014 по 24.03.2015. На основании данного листка нетрудоспособности и заявления ФИО3 от 05.11.2014 о предоставлении отпуска по беременности и родам, в соответствии с приказом № 134-к от 05.11.2014 ФИО3 предоставлен отпуск по беременности и родам с 05.11.2014 по 24.03.2015, т.е. со дня трудоустройства.
Согласно табелю учета рабочего времени за ноябрь 2014 года у ФИО3 с 05.11.2014 рабочих дней не было, с даты трудоустройства в табелях проставлен отпуск по беременности и родам с 05.11.2014 по 24.03.2015, а с 25.03.2015 по 30.06.2015 - отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
Приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам оформлен работодателем с 05.11.2014, при этом листок нетрудоспособности выдан 19.12.2014.
Страхователем были произведены расходы в сумме 65370 руб. 16 коп., в том числе на выплату: пособия по беременности и родам ФИО3 в размере 29398,60 руб.; пособия ФИО3 на рождение ребенка в размере 15803,27 руб.; ежемесячного пособия ФИО3 по уходу за ребенком в размере 20168,29 руб.
На основании изложенного, Отделением в ходе проведения проверки был сделан вывод о том, что указанные выше расходы в сумме 65370 рублей, 16 коп. страхователем произведены с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов, используя свои полномочия в сфере трудовых отношений, заявитель создал искусственную ситуацию по трудоустройству ФИО3 с целью злоупотребления правом на возмещение пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, при отсутствии экономической обоснованности и целесообразности.
Решением государственного учреждения - Алтайского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (филиал № 1) от 29.09.2015
№ 18974 страхователю было отказано в выделении средств на осуществление расходов на выплату страхового обеспечения, в сумме 65 370 рублей 16 копеек, в связи с тем, что заявителем создана искусственная ситуация в целях получения из бюджета Фонда средств на обязательное социальное страхование.
Не согласившись с решением государственного учреждения – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 1 от 29.09.2015 № 18974 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Суд считает заявление о признании незаконным решения не подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее по тексту - Федеральный закон № 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно статье 6 Федерального закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ). Согласно статье 3 Федерального закона № 165-ФЗ страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, - также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Пунктом 6 статьи 12 Закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также порядок исчисления такого пособия регулируется статьями 13, 14 Федерального закона N255-ФЗ от 29.12.2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон
№ 255-ФЗ), а также «Положением об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N375 (далее - Положение № 375).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч. 3 и 4 ст. 13 Федерального закона N255-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком.
Расходы по обязательному социальному страхованию осуществляются страхователями — работодателями через их бухгалтерии. Ответственность за правильность расходования средств обязательного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
В соответствии со ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе, выездную проверку, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы (ст. 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ). В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В соответствии с приказом № 951Н от 04.12.2009 г. Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации для принятия решения филиалом отделения Фонда социального страхования о выделении средств на выплату страхового обеспечения страхователем должны быть предоставлены следующие документы: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ) за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию.
При принятии территориальным органом страховщика решения о выделении страхователю средств на выплату страхового обеспечения, перечисление производится в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ установлено, что страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
Таким образом, основанием для отказа в финансировании пособия по уходу за ребенком может являться нарушение страхователем установленных законодательством РФ правил или неподтверждение расходов документами.
Материалами дела установлено, что страхователем были произведены расходы в сумме 65370 руб. 16 коп., в том числе на выплату: пособия по беременности и родам ФИО3 в размере 29398,60 руб.; пособия ФИО3 на рождение ребенка в размере 15803,27 руб.; ежемесячного пособия ФИО3 по уходу за ребенком в размере 20168,29 руб.
При этом, ФИО3 принята на работу в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры «Южный» 05.11.2014 на должность культорганизатора в филиал «ДК пос. Борзовая Заимка» на 0,5 ставки с окладом 5182 руб. согласно приказу о приеме на работу № 133-к от 05.11.2014.
ФИО3 не имела среднее специальное образование, как того требует должностная инструкция. До трудоустройства в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры «Южный» ФИО3 нигде не работала, что подтверждено записью №1 от 05.11.2014 в трудовой книжке, заполненной 10.11.2014. На дату принятия ФИО3 на работу последняя имела малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения, т.е. имела право на получение соответствующего социального пособия.
Согласно табелю учета рабочего времени за ноябрь 2014 года у ФИО3 с 05.11.2014 рабочих дней не было, с даты трудоустройства в табелях проставлен отпуск по беременности и родам с 05.11.2014 по 24.03.2015, а с 25.03.2015 по 30.06.2015 - отпуск по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
Документального подтверждения фактического выполнения ФИО3возложенных на нее трудовых обязанностей в указанном периоде в материалы дела не представлено. Выплата ФИО3 аванса в ноябре 2014 года не является достаточным доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей данным лицом. Обоснованность принятия на работу ФИО3 в день наступления страхового случая заявителем не подтверждена.
Таким образом, обстоятельства приема на работу ФИО3 непосредственно в день наступления страхового случая, выплаты ей указанных пособий при не подтверждении фактического выполнения ею трудовых обязанностей, отсутствии экономической обоснованности принятия данного работника на работу, позволяют сделать вывод о создании страхователем искусственной ситуации для получения средств Фонда.
Учитывая, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя, суд считает, что действия страхователя направлены на неправомерное возмещение за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации спорной суммы указанных пособий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия оспариваемого решения Фонда положениям Федерального закона N 165-ФЗ, Федерального закона N 255-ФЗ, Федерального закона N 212-ФЗ, указанные в оспариваемом решении обстоятельства Фондом социального страхования доказаны, правомерность их вынесения по тем основаниям, которые в них изложены, подтверждена, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем не представлены в арбитражный суд иные доказательства, подтверждающие изложенные в заявлении доводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Расходы по госпошлине суд относит на заявителя согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья В.В. Синцова