АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
г. Барнаул | Дело № А03-2626/2013 |
Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2013 г.
В полном объеме решение изготовлено 14 июня 2013 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Деминой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества Производственная проектно-строительная фирма "Алтайэнергожилстрой" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю о признании незаконным решения от 22.11.2012 № 22/12-1-66407,
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Форт",
при участии в заседании:
от заявителя – генерального директора Евсюкова Ю.П., паспорт; Ивкина К.В. по доверенности от 17.01.2013, паспорт; Шефера И.И. по доверенности от 15.04.2013, паспорт,
от заинтересованного лица – Зенина А.А. по доверенности от 19.11.2012 № 22/2012-11, паспорт,
от третьего лица – председателя Макарова В.А. протокол №11 от 30.06.2011, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Производственная проектно-строительная фирма "Алтайэнергожилстрой" (далее – Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее – Кадастровая палата) о признании решения от 22.11.2012 № 22/12-1-66407 об отказе в учете изменений объекта недвижимости незаконным.
В обоснование заявления Общество указало на отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации изменений земельных участков, а также на то, что орган кадастрового учета не является лицом, уполномоченным на выявление и (или) подтверждение кадастровых ошибок.
Кадастровая палата в отзыве на заявление возражала против удовлетворения требований Общества, указывая на законность оспариваемого решения.
Третье лицо представило отзыв на заявление, в котором указывает, что спора между Обществом и товариществом собственников жилья "Форт" (далее – ТСЖ "Форт") по границе участков не имеется.
В судебном заседании представитель заявители на заявленных требованиях настаивали. Представители Кадастровой палаты и ТСЖ "Форт" настаивали на доводах, изложенных в отзывах на заявление.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
29.10.2012 заявитель обратился в Кадастровую палату с заявлением № 22-0-1-79/3163/2012-2914 о государственном учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:050302:31, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, 61б (л.д. 60).
Кроме того, 29.10.2012 Общество обратилось в Кадастровую палату с заявлением 22-0-1-79/3163/2012-2915 о государственном учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:050302:34, расположенного по адресу: г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, 69б (л.д. 71).
Решением Кадастровой палаты от 22.11.2012 № 22/12-1-66407 Обществу было отказано в государственном учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 22:63:050302:31 по следующей причине.
При одновременном рассмотрении заявлений № 22-0-1-79/3163/2012-2914 и № 22-0-1-79/3163/2012-2915 от 29.10.2012 выявлено, что межевой план от 25.10.2012, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:31, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проспект Красноармейский, д. 61б, содержащий сведения об уточнении местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:34, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, проспект Красноармейский, 69б, не соответствует требованиями приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков". Кроме того, в оспариваемом решении указано, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка. (л.д. 68-70).
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что заявление Общества не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон № 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии со ст.16 Закона № 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета или в случаях, указанных в законе - на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412 утверждены "Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее – Требования № 412).
Согласно пункту 16 Требований № 412 в случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, межевой план оформляется в форме электронного документа, заверенного электронной подписью подготовившего межевой план кадастрового инженера.
В случае, если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в виде бумажного документа, межевой план также оформляется в виде бумажного документа и в электронной форме на электронном носителе.
При этом межевой план в форме электронного документа, заверенного электронной подписью кадастрового инженера, и в электронной форме оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
XML-схема, используемая для формирования XML-документа – межевого плана земельного участка, предоставляемого в орган кадастрового учета в форме электронного документа размещена на интернет-портале Росреестра приказом Росреестра от 15.12.2011 № П/501.
Таким образом, при поступлении XML-файла межевогоплана уполномоченное лицо Кадастровой палаты проверяет данный электронный документ на соответствие его формы и содержания требованиям действующего законодательства, т.е. на соответствие подготовленного XML-файла межевого плана требованиям к формированию XML-документов. Представленный XML-файл межевого плана проверяется на содержание в этом файле обязательных элементов атрибутов.
Имена элементов и атрибутов являются регистрозависимыми и должны совпадать с шаблоном XML-схемы. В сообщениях атрибуты с одинаковым именем должны иметь один и тот же смысл и структуру. Порядок следования элементов должен совпадать с шаблоном.
Наличие ошибок (несоответствий XML-схеме) в представленном XML-файле межевого плана не позволяет создать объект с электронного документа для осуществления проверок на соответствие нормам действующего законодательства для принятия соответствующего решения уполномоченным лицом.
XML-файл, являясь текстовым документом, может быть открыт с помощью любого текстового редактора. Однако данное условие не является показателем того, что XML-файл межевого плана сформирован в соответствии с XML-схемой, размещенной на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет".
Программные комплексы, которыми пользуются кадастровые инженеры, должны быть разработаны таким образом, чтобы XML-файл межевого плана формировался в соответствии с актуальной XML-схемой электронного документа, размещенной на интернет-портале Росреестра.
Межевой план в форме электронного документа, представленный заявителем в формате XML, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных, что отражено в оспариваемом решении, доказательств обратного заявитель не представил.
Кроме того, согласно разделу "Заключение кадастрового инженера" представленного Обществом межевого плана от 25.10.2012 в результате проведения кадастровых работ выявлены кадастровые ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:050302:31 и 22:63:050302:34 (л.д. 24).
Согласно статье 28 Закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 9 статьи 38 Закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок.
Согласно сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером 22:63:050302:31, расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, 61б, поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления о постановке земельного участка на ГКУ № 2263/102/10-2829 от 17.08.2010, а также представленного с ним межевого плана от 17.08.2010. Согласно вышеуказанному межевому плану земельный участок с кадастровым номером 22:63:050302:31 образован в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами 22:63:050302:13, 22:63:050302:14 и 22:63:050302:16 и имеет площадь 4373 кв.м. (как сумма площадей исходных земельных участков), при этом, согласно представленному межевому плану от 25.10.2012, площадь земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:31 увеличивается на 208 кв.м., следовательно, площадь данного земельного участка после осуществления учета изменений, не будет соответствовать сумме площадей исходных земельных участков, что подтверждает отсутствие в сведениях ГКН ошибки.
Согласно сведениям ГКН земельный участок с кадастровым номером 22:63:050302:34, расположенный по адресу: край Алтайский, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, дом 69б, поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления о постановке земельного участка на ГКУ № 2263/101/11-829 от 11.03.2011 и представленного с ним межевого плана от 09.03.2011. Согласно вышеуказанному межевому плану, земельный участок с кадастровым номером 22:63:050302:34 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:4 и имеет площадь 9987 кв.м. Согласно Межевому плану от 09.03.2011, представленному с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет № 2263/101/11-829 от 11.03.2011, сумма площадей образуемых земельных участков, одним из которых является уточняемый земельный участок с кадастровым номером 22:63:050302:34, соответствует площади исходного
земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:4, площадь которого составляет 10873 кв.м.
В соответствии с постановлением администрации г. Барнаула № 569 от 23.03.2006 Обществу предоставили в аренду земельный участок площадью 10873 кв.м.
Согласно представленному межевому плану от 25.10.2012, площадь земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:34 уменьшается на 208 кв.м., следовательно, сумма площадей земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:4, после осуществления учета изменений, не будет соответствовать площади исходного земельного участка, что подтверждает отсутствие в сведениях ГКН ошибки.
Из материалов дела следует, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка, а именно: в соответствии с представленными координатами реквизита "1" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках и их частях" межевого плана от 25.10.2012 граница оформляемого земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:31, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, д. 61б, пересекается по границе в т. 5-4 с границей земельного участка с кадастровым номером 22:63:050302:18, расположенного по адресу: край Алтайский, г. Барнаул, пр-кт Красноармейский, дом 63.
В представленных заявителем межевых планах содержалась информация о выявленных им кадастровых ошибках.
В соответствии со ст.ст. 20, 28 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
С заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица. С заявлениями об учете изменений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.
В данном случае, в соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ №4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков" имеет место выявление несоответствий в местоположении границ и площади земельных участков (в том числе смежных земельных участков) в соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости о таких земельных участках и сведениями, содержащимися в документах, представленных для осуществления государственного кадастрового учета.
В соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 27.12.2011 № 29478-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ" уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае исправления ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе, кадастровой ошибки о местоположении границ земельного участка.
Суд приходит к выводу о том, что в данном конкретном случае имеет место изменение площади земельного участка.
Довод заявителя о том, что закон не связывает возможность выявления кадастровой ошибки и ее устранения со временем предыдущих регистрационных действий с объектом недвижимости ошибочен, поскольку в силу части 1 статьи 28 Закона № 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Довод заявителя о том, что орган кадастрового учета не является органом, уполномоченным на выявление и (или) подтверждение кадастровых ошибок судом отклоняется, поскольку согласно пунктам 4, 5 статьи 28 Закона № 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.
В силу пункта 2 части 2 статьи 27 Закона № 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы, по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Таким образом, суд приходит к выводу о соответствии вынесенного Кадастровой палатой решения требованиям Закона № 211-ФЗ.
Суд полагает, что заявитель не представил доказательств, подтверждающих нарушение его прав решением Кадастровой палаты, поскольку отказ в государственном учете изменений объекта недвижимости связан с действиями самого заявителя по предоставлению документов по форме либо содержанию не соответствующих требованиям Закона № 211-ФЗ.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать решение филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю от 22.11.2012 № 22/12-1-66407 об отказе в учете изменений объекта недвижимости соответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В удовлетворении требования закрытого акционерного общества Производственной проектно-строительной фирмы "Алтайэнергожилстрой" полностью отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин