ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-2708/2011 от 28.12.2011 АС Алтайского края

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

29 декабря 2011 года

Дело № А03-2708/2011

Резолютивная часть решения объявлена 28 декабря 2011 года. Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2011 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Русских Е.В., судей Дружининой Н.М., Музюкина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Панфиловой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик», г. Барнаул

к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, г. Барнаул

об оспаривании нормативного правового акта,

при участии:

- от заявителя – не явился,

- от органа, принявшего оспариваемый акт – ФИО1, доверенность от 05.10.2011 № 20,

- прокурора Ефимовой О.Н., удостоверение ТО № 103252, выдано 16.02.2011

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов(далее – управление) о признании недействующим решения от 15.12.2010 № 219 «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение, реализуемые ООО «Коммунальщик» города Барнаула Алтайского края» и обязании установить тарифы согласно производственной программе, представленной обществом, в размере 43,37 руб. за 1 куб. м на холодную воду и 22,36 руб. за 1 куб. м на водоотведение.

В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемый акт не соответствует Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», который предусматривает установление тарифов на основе принципов, обеспечивающих финансовые потребности и полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ. Несоблюдение этих принципов противоречит методу регулирования, согласно которому должны устанавливаться предельные тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Орган, принявший оспариваемый акт, в отзыве на заявление просит в его удовлетворении отказать по мотиву необоснованности.

Производство по делу приостанавливалось.

После возобновления судебного разбирательства заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил.

Ходатайство представителя заявителя об отложении судебного разбирательства судом протокольным определением оставлено без удовлетворения.

Учитывая, что о времени и месте судебного разбирательства заявитель извещен надлежащим образом, суд рассматривает дело в отсутствие его представителя.

В судебном заседании представитель органа, принявшего оспариваемый акт, поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление.

Прокурор полагает, что оспариваемый акт соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 15.12.2010 Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов принято решение № 219 «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение, реализуемые ООО «Коммунальщик» города Барнаула Алтайского края», которое опубликовано в газете «Алтайская правда» от 21.12.2010 г. № 400-401.

Указанным решением согласованы производственные программы ООО «Коммунальщик» в сфере водоснабжения и водоотведения и установлен тариф на холодную воду, поставляемую потребителям общества, в размере 21,85 руб. за 1 куб.м, и тариф на водоотведение, осуществляемое потребителям, в размере 12,10 руб. за 1 куб.м.

Полагая, что данное решение не соответствует закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Коммунальщик» обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит заявленные требования не обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с Положением об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 10.03.2010 г. № 81, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары (продукцию) и услуги.

Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок определены статье й 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ).

В силу части 4 названной нормы закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласовывают производственные и дают заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Частями 1-3 статьи 9 Закона № 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.

Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.

Согласно части 5 статьи 9 Закона № 210-ФЗ в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.

Порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса регламентирован Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 (далее –Правила регулирования тарифов).

В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 (далее - виды деятельности), следующие документы:

1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;

2) производственная программа;

3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;

4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;

5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;

6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).

В пункте 16 Правил регулирования тарифов закреплено, что в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.

Пунктом 17 Правил регулирования тарифов определено, что по результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.

Решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения (пункт 20 Правил регулирования тарифов).

В обоснование заявленного требования общество указывает на то, что установленные оспариваемым решением тарифы на холодную воду и водоотведение не соответствуют принципам полного возмещения затрат и обеспечения финансовых потребностей, связанных с реализацией производственной программы.

Необходимость увеличения тарифов заявитель связывает с увеличением заработной платы работникам и увеличением налогов, а также затрат на текущий ремонт и арендных платежей.

Судом по ходатайству заявителя назначена судебная экспертиза экономической обоснованности тарифов на холодную воду и водоотведение ООО «Коммунальщик» на 2011 год, проведение которой было поручено ООО фирма «Финаудит».

Согласно заключению эксперта от 30.08.2011 № 1 Э тариф на холодную воду и водоотведение, установленный оспариваемым решением, занижен в части расчета заработной платы, страховых взносов, аренды водоснабжающего комплекса, цеховых расходов, общехозяйственных расходов. Остальные статьи затрат, включенные при расчете тарифов на холодную воду, водоотведение документально подтверждены и обоснованы.

Всего расходов по полной себестоимости на холодную воду занижено на 2186,14 тыс. руб., на водоотведение - на 508,48 руб.

Таким образом, тариф за 1 куб. м отпущенной воды занижен на 5,49 руб. и составит 27,34 руб.; тариф за 1 куб. м пропущенных сточных вод (НДС не облагается) занижен на 2,54 руб. и составит 14,64 руб.

При этом в заключении отмечено, что расходы на оплату труда увеличились за счет того, что при расчете этих расходов в основу включена ставка рабочего 1 разряда на 2011 год 3 500 руб., а не 3 339 руб.; страховые взносы увеличились в связи с увеличением фонда оплаты труда (ФОТ); цеховые расходы увеличились за счет увеличения ФОТ, страховых сборов; общехозяйственные расходы увеличились в связи с увеличением ФОТ, страховых взносов; при расчете расходов по аренде водоснабжаюшего комплекса не учтено дополнительное соглашение от 15.07.2010 № 5 к договору аренды от 01.01.2006 № 7.

По ходатайству управления судом была назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено ЗАО «Аудитэнерго-Кузбасс».

В результате произведенных расчетов при проведении повторной экспертизы тариф на услуги холодного водоснабжения на 2011 год за 1 куб. м составил 21,74 руб., что на 0,11 руб. или 0,5 % меньше установленного управлением, тариф на услуги водоотведения составил 10,39 руб., что на 1,71 руб. или 14,1 % меньше установленного.

При оценке указанных заключений суд исходит из следующего.

Производя расчет заработной платы, эксперт ООО фирма «Финаудит» принял во внимание краевое отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальной сфере Алтайского края на 2011 - 2012 годы администрации Алтайского края и управления Алтайского края по труду и занятости.

Между тем данное соглашение зарегистрировано 31.03.2011, то есть после принятия оспариваемого решения.

При расчете фонда оплаты труда управление правомерно руководствовалось приказом Госстроя РФ от 31.03.1999 № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального комплекса» и краевым тарифным соглашением по организациям жилищно-коммунального комплекса, газификации и эксплуатации газового хозяйства и топливно-энергетического комплекса Алтайского края на 2007-2099 г.г., зарегистрированным Администрацией Алтайского края 08.05.2007, срок действия которого продлен на 2010 год.

Письмо Управления Алтайского края по труду и занятости населения от 13.11.2010 № 01-17/4457, которое было принято во внимание экспертом ООО фирма «Финаудит», содержит лишь предложения в проект тарифного соглашения.

Расходы по дополнительному соглашению № 6 к договору аренды № 7 от 01.01.2006 также необоснованно включены экспертом, проводившим первоначальную экспертизу, в расчет затрат ООО «Коммунальщик», поскольку указанное дополнительное соглашение заявителем в управление не представлялось и не могло быть принято им во внимание.

Таким образом, поскольку увеличение размера тарифов произошло в связи с применением экспертом в расчетах тарифной ставки в размере 3500 руб., учетом дополнительного соглашения к договору аренды (при этом увеличение страховых взносов, цеховых расходов, общехозяйственных расходов является производным от первых двух показателей), расчет, произведенный экспертом ООО фирма «Финаудит», нельзя признать обоснованным.

В ходе проведения повторной судебной экспертизы экспертами ЗАО «Аудитэнерго-Кузбасс» выполнен анализ экономической обоснованности тарифов на водоснабжение и водоотведение на основании представленных обществом документов и произведен альтернативный расчет по всем статьям расходов, учитывающих финансовую потребность ООО «Коммунальщик» для реализации производственных программ по холодному водоснабжению и водоотведению на 2011 год.

При расчете финансовых потребностей общества принимались во внимание экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, предусмотренные нормативными правовыми актами.

Методика расчета, примененная экспертами, соответствует положениям Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 15.02.2011 № 47.

Таким образом, выводы повторной судебной экспертизы, подтверждают обоснованность произведенных управлением расчетов, необходимых для реализации представленной производственной программы на 2011 год, при этом расхождения при расчете тарифов являются незначительными.

Более того, размеры тарифов на водоснабжение и водоотведение, рассчитанные экспертами, меньше размеров тарифов, установленных управлением, что свидетельствует об отсутствии нарушений прав заявителя оспариваемым нормативным правовым актом.

С учетом приведенных выше оснований суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Расходы по уплате государственной пошлины и расходы за проведение первоначальной экспертизы суд относит на заявителя.

Понесенные органом, принявшим оспариваемый акт, расходы за проведение повторной судебной экспертизы в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежат взысканию в его пользу с заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 191-195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Решение Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 15.12.2010 № 219 «Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение, реализуемые ООО «Коммунальщик» города Барнаула Алтайского края» признать соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520, и в удовлетворении требования о признании его недействующим отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» в пользу Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов 55000 руб. судебных расходов за проведение судебной экспертизы.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий Е.В. Русских

Судьи Н.М. Дружинина

Д.В. Музюкин