ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-2750/2010 от 13.05.2010 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № А03-2750/2010

13.05.2010г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Калинино», с.Бобково

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, г.Новосибирск

об оспаривании постановления от 13.01.2010г. №531 о привлечении к административной ответственности, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ,

при ведении протокола судебного заседания судьей Старцевой М.В.,

с участием представителей сторон:

от заявителя – не явился,

от заинтересованного лица – ФИО1, доверенность от 14.01.2010 №5,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество (далее ОАО, общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее РО ФСФР России в СФО) от 13.01.2010 №531 о привлечении общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что при рассмотрении административного дела не было учтено объяснение общества о том, что несвоевременное исполнение предписания вызвано уважительными причинами (не работали системный блок и модем, у общества нет материальной возможности приобрести современное оборудование, так как оно находится в стадии банкротства). Заявителем 01.10.2009г. почтовым отправлением в адрес ФСФР был направлен пакет документов с приложениями, указанными в предписании, что свидетельствует о его выполнении обществом. Аналогичные документы были направлены 18.12.2009г. по сети Интернет.

РО ФСФР России в СФОО в отзыве заявленные требования отклонило со ссылкой на их необоснованность и недоказанность, подтверждение правомерности привлечения общества к административной ответственности материалами административного дела.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. О времени и месте судебного разбирательства общество извещено надлежащим образом, что позволяет суду на основании части 2 статьи 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 10, п.13 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке) федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами (в том числе акционерными обществами), профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг; обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 (далее - Положение о ФСФР России) ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

Пунктом 5.14 Положения о ФСФР России, п. 2.1.5 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом ФСФР России от 22.06.2006 №06-69/пз-н (далее - Положение № 06-69/пз-н),
 п. 2.1.5 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе, утвержденного приказом ФСФР России от 12.09.2006 №06-154/пз (далее - Положение №06-154/пз) предусмотрены полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам и ее территориальных органов по обеспечению раскрытия информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из п. 7 ст. 44 Закона о рынке, ст. 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее - Закон № 46-ФЗ) ФСФР России и региональные отделения имеют право выносить в отношении эмитентов (в том числе акционерных обществ) предписания, обязательные для исполнения, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу п. 5.3.7 Положения о ФСФР России, п. 2.1.7 Положения № 06-69/пз-н, п. 2.1.7 Положения № 06-154/пз к полномочиям ФСФР России, региональных отделений по контролю и надзору в установленной сфере деятельности относится выдача предписаний поднадзорным организациям и лицам.

В соответствии со ст. 30 Закона о рынке под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам (в том числе потенциальным инвесторам и любым иным лицам) независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», пп. 8.1.2. пункта 8.1, пп. 8.5.3, пп. 8.5.4, пп. 8.5.5. пункта 8.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н
 (далее - Положение № 06-117/пз-н), каждое открытое акционерное общество, начиная с даты государственной регистрации в качестве юридического лица, обязано ежеквартально раскрывать сведения о своих аффилированных лицах путем опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, вне зависимости от каких-либо факторов. Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет. Не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.

На основании Закона о рынке, Закона № 46-ФЗ, Положения
 № 06-154/пз, в целях осуществления контроля за соблюдением эмитентами законодательства о ценных бумагах, а именно по вопросу соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, Региональным отделением в адрес ОАО «Калинина» было направлено предписание о представлении документов от 09.10.2009 № 51-09-ЕС-10/8607, обязывающее в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания направить в Региональное отделение следующие документы: копию страницы в сети Интернет, используемой Заявителем для раскрытия информации в соответствии с Положением № 06-117/пз-н, в том числе списка его аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2009; копии документов, подтверждающих опубликование Заявителем в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30.09.2009; а в случае отсутствия перечисленных документов письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Согласно уведомлению о вручении предписание от 09.10.2009
 № 51-09-ЕС-10/8607 получено ОАО «Калинино» 14.10.2009.

26.10.2009 в Региональное отделение поступило письмо ОАО «Калинино» от 20.10.2009 № 262, согласно которому ОАО «Калинино» просило отсрочить сроки исполнения предписания от 09.10.2009 №51-09-ЕС-10/8607 на один месяц с момента отправления письма в связи с отсутствием доступа в сети Интернет.

Просьба ОАО «Калинино» административного органа была удовлетворена, в связи с чем, в адрес ОАО «Калинино» было направлено повторное предписание о представлении документов от 29.10.2009 № 51-09-ТЧ-10/9265, обязывающее в срок не позднее 15 дней с момента получения предписания направить в Региональное отделение следующие документы: копию страницы в сети Интернет, используемой Заявителем для раскрытия информации в соответствии с Положением № 06-117/пз-н, в том числе списка его аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2009; копии документов, подтверждающих опубликование Заявителем в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30.09.2009; а в случае отсутствия перечисленных документов письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Согласно уведомлению о вручении предписание от 29.10.2009
 № 51-09-ТЧ-10/9265 получено ОАО «Калинино» 05.11.2009.

Однако ОАО «Калинино» требования предписания от 29.10.2009 № 51-09-ТЧ-10/9265 в установленный в нем срок (до 20.11.2009) выполнены не были.

При этом заявитель письменных пояснений о причинах неисполнения предписания от 29.10.2009 № 51-09-ТЧ-10/9265 (непредставления запрошенных документов) в установленный срок (до 20.11.2009) в Региональное отделение не представил. Доказательств обратного суду не представлено.

Факт невыполнения предписания Регионального отделения от 29.10.2009 № 51-09-ТЧ-10/9265 зафиксирован в акте от 10.12.2009.

Ответственность за данное правонарушение предусмотрена
 ч. 9 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт неисполнения предписания Регионального отделения от 29.10.2009 № 51-09-ТЧ-10/9265 в срок до 20.11.2009 судом установлен и заявителем не оспаривается.

Довод заявителя о том, что 01.10.2009 почтовым отправлением в адрес Регионального отделения направлен пакет документов с приложениями, указанными в предписании, документально не подтвержден.

В соответствии с частью 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 1 ст. 92 Закона об АО, подпунктом 8.1.1, пункта 8.1, подпунктом 8.5.1 пункта 8.5 Положения
 №06-117/пз-н обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц возложена на юридическое лицо - акционерное общество.

Следовательно, акционерное общество обязано организовать такой порядок раскрытия информации об аффилированных лицах, который позволил бы обеспечить на постоянной основе своевременное полное и надлежащее раскрытие указанной информации на рынке ценных бумаг каждый квартал.

Вступая в соответствующие правоотношения, лицо должно знать о существовании установленных обязанностей, а также обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

У Заявителя имелось достаточно времени - с 01 июля 2009 года (дата вступления в силу приказа ФСФР от 23.04.2009
 № 09-14/пз-н «О внесении изменений в положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 10 октября 2006 № 06-117/пз-н») по
 20 ноября 2009 года (срок исполнения предписания Регионального отделения) для того, чтобы изучить изменения законодательства, связанные с раскрытием информации на рынке ценных бумаг и принять все зависящие от него меры по ее соблюдению и обеспечению доступа в сети Интернет.

Кроме того, предписанием от 29.10.2009 №51-09-ТЧ-10/9265 заявитель обязывался представить лишь документы, подтверждающие размещение в сети Интернет, в соответствии с требованиями Положения № 06-117/пз-н, информации об аффилированных лицах по состоянию на 30.09.2009. Заявителю не предписывалось непосредственно осуществлять действия по раскрытию списков аффилированных лиц (на момент направления предписания данные сведения должны были уже быть опубликованы Заявителем в сети Интернет). В случае же отсутствия каких-либо из запрошенных документов заявителю было достаточно представить письменные пояснения с указанием причин их отсутствия.

Однако заявитель, осуществляя деятельность, подпадающую под регулирование законодательства о рынке ценных бумаг, и будучи обязанным выполнять установленные данным законодательством требования, не принял все зависящие от него меры по соблюдению порядка раскрытия информации и исполнению в срок законного предписания Регионального отделения, следствием чего явилось совершение административного правонарушения, предусмотренного
 ч. 9 ст. 19.5 КоАП.

Копия страницы в сети Интернет, используемой заявителем для раскрытия информации в форме списка аффилированных лиц по состоянию на 30.09.2009, была представлена заявителем в Региональное отделение 13.01.2010, (в день рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении заявителя).

Копии документов, подтверждающих опубликование заявителем в ленте новостей одного из информационных агентств, уполномоченных ФСФР России на распространение информации, раскрываемой на рынке ценных бумаг, сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц общества по состоянию на 30.09.2009 не представлены. Таким образом, предписание от 29.10.2009
 №51-09-ТЧ-10/9265 не исполнено полностью.

В результате рассмотрения дела вина заявителя в совершенном правонарушении, выразившемся в неисполнении в установленный срок предписания Регионального отделения от 29.10.2009 №51-09-ТЧ-10/9265, установлена, что подтверждается протоколом № 531 об административном правонарушении в области рынка ценных бумаг от 28.12.2009, актом о невыполнении в установленный срок
 ОАО «Калинино» законного предписания РО ФСФР России в СФО в Сибирском федеральном округе от 10.12.2009, а также объяснением по делу об административном правонарушении, представленным
 ОАО «Калинино» 13.01.2010 в ходе рассмотрения административного дела.

Довод заявителя о том, что Региональное отделение оставило без внимания и не зафиксировало в постановлении о назначении административного наказания объяснения ОАО «Калинино», представленные 13.01.2010 при рассмотрении дела об административном правонарушении, не соответствует действительности, так как в постановлении о назначении административного наказания № 531 от 13.01.2010 указано:
«13 января 2010 года в ходе рассмотрения дела ОАО «Калинино» было представлено объяснение по делу об административном правонарушении. Данное объяснение не свидетельствует об отсутствии у ОАО «Калинино» возможности исполнения предписания».

Довод Заявителя о том, что его действия можно квалифицировать как действия в состоянии крайней необходимости является несостоятельным в силу следующего.

В соответствии со статьей 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Согласно жалобе заявителя условия крайней необходимости возникли в результате того, что нет материально-технического оснащения, компьютерная техника устарела, нет грамотного специалиста в области программирования, для приобретения современного оборудования нет материальной возможности.

Однако данные причины, повлиявшие на совершение Заявителем административного правонарушения, не свидетельствуют о том, что Заявитель действовал в состоянии крайней необходимости и своими действиями пытался предотвратить опасность, угрожающую интересам общества, государства или других лиц.

13.01.2010 по итогам рассмотрения дела №531-2009-22о-Ю-19.5.ч.9-54ро-22 заместителем руководителя Регионального отделения ФИО2 было вынесено постановление о назначении административного наказания в виде наложения административного штрафа на заявителя в размере 500 000 (пятисот тысяч) рублей.

При назначении административного наказания учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение заявителя, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Также было принято во внимание наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, а именно, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ,
 ОАО «Калинино» ранее к административной ответственности не привлекалось.

Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 13.01.2010 № 531 вынесено законно и обоснованно, с соблюдением требований КоАП РФ и определен минимальный размер административного штрафа, в пределах санкции, предусмотренной
 ч. 9 ст. 19.5 КоАП.

Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ с учетом материалов дела Арбитражный суд не находит.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования открытого акционерного общества «Калинино», с.Бобково оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в десятидневный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья М.В.Старцева