ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-2866/07 от 21.06.2007 АС Алтайского края

Арбитражный суд Алтайского края  

656015 Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело № АОЗ-2866/07-25

27 июня 2007г.  Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2007г.

Полный текст решения изготовлен 27 июня 2007г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Шермера В.О., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «Алтайкрайгазсервис», г. Барнаул, Алтайского края, к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, г. Барнаул, Алтайского края, о взыскании 563 772 руб. 63 коп., с привлечением третьего лица - Финансового управления администрации г. Бийска, г. Бийск, Алтайского края,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: ФИО1 (доверенность от № 6 от 29.12.06г.),

от ответчика: ФИО2(доверенность № 16-12/12Д от 18.06.07г.),

от третьего лица: ФИО3 (доверенность № 191 от 01.03.07г.),

установил:

ОАО «Алтайкрайгазсервис» обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о взыскании 563 772 руб. 63 коп. в счет возмещения предоставленных гражданам льгот по оплате за газ в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

В обоснование исковых требований истец ссылается на осуществление в течение 2004г. реализации газа населению и предоставление отдельным категориям граждан в соответствии с указанным Федеральным законом льгот по оплате газа в размере 50% скидки от установленной цены на общую сумму 3 387 779 руб. 63 коп., при этом тарифы на газ включают НДС. В связи с тем, что финансирование из федерального бюджета на возмещение расходов произведено через бюджеты Алтайского края и г. Бийска в размере 2 824 007 руб., истец полагает, что не дополучил 563 772 руб. 63 коп.

В судебном заседании представитель истца заявил об уменьшении размера исковых требований до 516 779 руб. 93 коп., на иске настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и дополнительном обосновании, на недостаточное финансирование возмещения истцу из бюджета разницы между ценой на газ, установленной для ОАО «Алтайкрайгазсервис» Администрацией Алтайского края, и льготной ценой, установленной для отдельных категорий граждан в соответствии с ФЗ «О ветеранах». По мнению истца, субъект Российской Федерации - Алтайский край, не исполнил свои обязательства по компенсации расходов, произведенных им в связи с реализацией законно установленных льгот, поскольку перечисленные бюджетные средства не компенсировали в полном объеме его реальные расходы.

Согласно ст. 49 АПК РФ суд принимает уменьшение исковых требований истцом, поскольку истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, отказаться от иска полностью или частично.

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края (ответчик) против исковых требований возражает, ссылаясь на п.1 ст. 146 и п.2 ст. 154 НК РФ, полагает, что суммой иска является суммой НДС, уплаченной истцом в соответствующий бюджет, и недополученных доходов у истца нет, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

Компенсация расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.

Ответчик, ссылаясь на ФЗ «О ветеранах», Закон Алтайского края от 29.12.03г. № 77-ЗС «О краевом бюджете на 2004г.», отчет об исполнении краевого бюджета за 2004г., считает, что в полном объеме исполнил свои бюджетные обязательства.

Финансовое управление администрации г. Бийска (третье лицо) против исковых требований возражает, приводит аналогичные доводы, ссылается на судебную практику.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» следует, что истец обязан предоставить услуги определенной категории граждан на условиях их оплаты получателями в размере 50 % их стоимости.

В соответствии со ст.10 ФЗ «О ветеранах» (в редакции, действовавшей в период предоставления услуг) расходы на реализацию льгот по оплате коммунальных услуг, установленных данным законом возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, из положений указанного выше закона и постановлений Правительства РФ следует, что истец обязан предоставить льготы по оплате отпущенного им газа определенной категории граждан с последующим возмещением ему понесенных расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.

Материалами дела установлено, что в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» ОАО «Алтайкрайгазсервис» филиал «Бийскмежрайгаз» (истец) предоставил гражданам, проживающим в г. Бийске, льготы по оплате поставленного им газа в размере 50% скидки от установленной цены на сумму 3 387 779 руб. 63 коп., включая налог на добавленную стоимость (НДС) в сумме 416 779 руб. 93 коп. , поскольку цены на газ включают НДС.

В счет возмещения сумм предоставленных льгот истцу за счет средств федерального бюджета, поступивших из краевого бюджета, Финансовым управлением администрации г. Бийска перечислено 2 911 140 руб. 36 коп., что соответствует объему предоставленных истцом услуг без учета НДС. 2 824 007 руб. было перечислено истцу в период с 01.01.04г. по 31.12.04г. и 46 992 руб. 70 коп. – 14.12.2005г. по платежному поручению № 3433.

Факт предоставления истцом льгот по оплате поставленного газа, их объем и размер компенсации из бюджета, подтверждаются расчетами количества льготного газа и суммы предоставления льгот, сверенными с Комитетом администрации г. Бийска по социальной защите населения, уточненными сведениями о предоставлении льгот, сведениями о принятых расходах и фактическом финансировании, сведениями о представленных расчетах на возмещение расходов по предоставлению льгот, платежными поручениями, справкой банка о перечисленных денежных средствах, реестрами количества газа, пояснениями представителей лиц, участвующих в деле, самим истцом и его расчетами.

Доводы истца о том, что государственными органами Российской Федерации не исполнены обязательства по компенсации расходов, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.

Суд приходит к выводу, что расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот по оплате поставленного газа без учета НДС возмещены ему из бюджета в полном объеме, а истребуемая истцом оставшаяся сумма в размере 516 779 руб. 93 коп. фактически является суммой НДС, уплаченного им в соответствующий бюджет.

Согласно п.1 ч.1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с ч.2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются, то есть компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.

Пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ (действовавших в период предоставления льгот, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 20.12.2000г. № БГ-3-03/447), также предусмотрено, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставленных отдельным категориям потребителей в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы, полученные истцом из краевого бюджета в возмещение расходов, понесенных им в связи с предоставлением льгот по оплате поставленного населению газа, не являются объектом налогообложения (НДС). Сумма НДС, уплаченная истцом в бюджет, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца удовлетворению не подлежат.

Производство по делу в части взыскания 46 992 руб. 70 коп. подлежит прекращению в связи с уменьшением размера исковых требований истцом.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 11 667 руб. 80 коп. суд возлагает на истца, однако, учитывая ее уплату при подаче иска, государственная пошлина по данному делу не взыскивается. Государственная пошлина в сумме 470 руб. 20 коп. подлежит возврату из федерального бюджета РФ в соответствии со ст. 104 АПК РФ и п.3 ч.1 ст. 333.40 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 4, 27, 49, 104, 110, п.4 ч.1 ст. 150, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Производство по делу в части взыскания 46 992 руб. 70 коп. – прекратить.

Выдать истцу справку на возврат из федерального бюджета РФ государственной пошлины в сумме 470 руб. 20 коп., уплаченной при подаче иска по платежному поручению № 439 от 27.03.2007г.

Решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда Алтайского края.

Судья В.О. Шермер