ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3127/08 от 14.04.2008 АС Алтайского края

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр-т Ленина, 76. т. 61-86-21.

http://altai-krai.arbitr.ru е-mail: arb_sud@intelbi.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Барнаул Дело № А03-3127/08-2

14 апреля 2008 года

Судья Арбитражного суда Алтайского края Музюкин Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шубиной Нины Михайловны к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Барнаула об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

ведение протокола судьей Музюкиным Д.В.,

при участии: от заявителя – Меркулов П.В., доверенность от 08.04.2008, от заинтересованного лица – Менухова В.В., доверенность от 09.01.2008 № 3,

У С Т А Н О В И Л:

Индивидуальный предприниматель Шубина Нина Михайловна (далее – Предприниматель) обратилась в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Барнаула (далее – Административный орган) об оспаривании постановления от 19.03.2008 № 000346 о привлечении к административной ответственности на основании ст.14.5. КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб. за неприменение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с населением.

В обоснование требования заявителем указано, что Предприниматель, осуществляя услуги населению, вправе не применять контрольно-кассовую технику, поскольку при денежных расчетах используются бланки строгой отчетности, как это предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171, в данном случае – приходный кассовый ордер по форме, утвержденной Письмом Минфина РФ от 20.04.1995 № 16-00-30-35 «Об утверждении форм документов строгой отчетности. Считает, что в действиях Предпринимателя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.

Административный орган представил отзыв на заявление, в котором против требования возражает по следующим основаниям. Пунктом 24 Положения «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт используют контрольно-кассовую технику. По утверждению налоговой инспекции в отношении услуг, оказываемых Предпринимателем, бланки строгой отчетности не были утверждены, в связи с чем Предприниматель не может быть освобожден от исполнения обязанности применять ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением в силу указанного Положения. В обоснование своих возражений Инспекция ФНС ссылается на Письмо Минфина РФ от 09.06.2003 № 16-00-24/30, которым были даны разъяснения относительно сферы применения приходных кассовых ордеров указанной формы в качестве бланков строгой отчетности. В письме указано, что утвержденную форму разрешено применять для службы лесного хозяйства РФ, а также организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере культуры, платных юридических и образовательных услуг, здравоохранения и медицинской промышленности, санитарно-эпидемиологического надзора, статистики, жилищно-коммунального хозяйства, а также различного рода консультационных услуг, риэлторских услуг. Оказания информационных услуг не входит в перечень сферы применения данной формы отчетности.

В судебном заседании представитель Предпринимателя на требовании настаивал.

Представитель Административного органа возражал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Шубина Нина Михайловна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (основной государственный регистрационный номер 305222329300039).

Административным органом с рамках проверки, проведенной по вопросу соблюдения исполнения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», установлено неприменение контрольно-кассовой техники в принадлежащем Предпринимателю офисе, расположенном по ул.Попова, 55 в г.Барнауле. Данное обстоятельство зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 12.03.2008 № 000346 и послужило основанием для привлечении Предпринимателя к административной ответственности по ст.14.5. КоАП РФ на сумму 3000 руб., о чем вынесено постановление от 19.03.2008.

Не согласившись с указанным постановлением, Предприниматель обратился в суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Арбитражный суд при рассмотрении вопроса соответствия оспариваемого постановления требованиям закона и обстоятельствам дела пришел к выводу об удовлетворении требования по следующим основаниям.

Частью 1 ст.2 Закона № 54-ФЗ на всех юридических лиц и предпринимателей возложена обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В соответствии с п.2 ст.2 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Из пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 № 171 «Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» следует, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим Постановлением, но не позднее 1 июня 2008 года.

Предприниматель, оказывая услуги по предоставлению информации по трудоустройству, выписал физическому лицу приходный кассовый ордер на сумму 300 руб. (в материалах дела имеется копия квитанции серии ДА № 191059).

Данная форма приходного кассового ордера утверждена в соответствии с Письмом Минфина РФ от 20.04.1995 № 16-00-30-35 как бланк строгой отчетности, содержит все необходимые реквизиты, соответствует установленным правилам заполнения.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 «О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин» до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Возражения Административного органа основаны на разъяснительных положениях, данных в Письме Минфина РФ от 09.06.2003 № 16-00-24/30 по конкретному запросу.

В соответствии с ч.1 ст.13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Ссылку Административного органа на Письмо Минфина РФ от 09.06.2003 № 16-00-24/30 суд во внимание не принимает, учитывая, что данный документ не носит нормативный характер.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Барнаула от 19.03.2008 № 000346 о привлечении индивидуального предпринимателя Шубиной Нины Михайловны к административной ответственности по ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях признать незаконным полностью и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 10-дневный срок.

Судья Д.В.Музюкин