ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3180/2011 от 24.05.2011 АС Алтайского края

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

25 мая 2011 года

Дело № А03-3180/2011

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2011 года. Полный текст решения изготовлен 25 мая 2011 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Галеевой М.Р.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Алтайского края, г. Барнаул

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г. Барнаул

о признании ненормативных правовых актов недействительными,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – общество с ограниченной ответственностью «Эспада», г. Славгород,

при участии:

- от заявителя – ФИО1, удостоверение ТО № 103261, выдано 09.03.2011,

- от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 28.12.2010 № 0241, ФИО3, доверенность от 13.04.2011 № 40,

- от третьего лица – не явился

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – управление) о признании недействительными приказа от 13.11.2010 № 258 «О предоставлении лицензии на право осуществления геодезической деятельности обществу с ограниченной ответственностью «Эспада» и лицензии от 13.11.2010 № 22-00335Г сроком действия до 13.11.2015, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Эспада» на основании вышепоименованного приказа.

В обоснование требования указано, что правовых оснований для принятия решения о предоставлении обществу лицензии у управления не имелось в связи с непредставлением соискателем лицензии документов, свидетельствующих о наличии возможности выполнения лицензионных требований и условий.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление доводы, приведенные заявителем в обоснование требований, отклонило как необоснованные, в связи с чем просит в его удовлетворении отказать.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Эспада» (далее – общество).

Третье лицо отзыв на заявление не представило, явку в судебное заседание представителя не обеспечило. О времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом (почтовое уведомление № 62596). На основании части 5 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от 13.11.2010 № 258 обществу с ограниченной ответственностью «Эспада» предоставлена лицензия на право осуществления геодезической деятельности сроком на пять лет.

На основании данного приказа обществу выдана лицензия от 13.11.2010 № 22-00335Г на осуществление следующих видов работ:

- создание и обновление топографических планов, предназначенных для составления генеральных планов участков строительства различных объектов, подземных сетей и сооружений, привязки зданий и сооружений к участкам строительства, а также для выполнения иных специальных работ;

- геодезические, топографические и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительству и эксплуатации зданий и сооружений, за исключением указанных работ, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- геодезические, топографические и другие специальные работы при межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах.

Полагая, что лицензия предоставлена обществу с нарушением закона, заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования не обоснованными, исходя из следующего.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» понятие «лицензия» определено как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе.

Лицензионными требованиями и условиями в соответствии с указанной нормой являются совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункту 42 части 1 статьи 17 названного закона лицензированию подлежит геодезическая деятельность, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Порядок лицензирования геодезической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, определен Положением утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 г. № 705.

В силу пункта 4 названного Положения лицензионными условиями осуществления геодезической деятельности являются:

а) наличие в штате юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) работников, имеющих высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

б) наличие у руководителя или заместителя руководителя юридического лица - соискателя лицензии (лицензиата) или у руководителя структурного подразделения юридического лица, выполняющего работы, относящиеся к геодезической деятельности, у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия» и стажа работы по специальности не менее 3 лет;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании геодезических приборов и оборудования, необходимых для проведения заявленных геодезических работ;

г) обеспечение лицензиатом контроля за соответствием качества выполняемых геодезических работ требованиям нормативно-технических документов в области геодезической деятельности.

Подпунктом «б» пункта 6 Положения установлено, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие у лиц, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 настоящего Положения, высшего профессионального или среднего профессионального образования по специальности «геодезия», а также копии или заверенные в установленном порядке выписки из документов, подтверждающие стаж работы этих лиц по соответствующей специальности.

По мнению заявителя, правовых оснований для принятия управлением решения о предоставлении лицензии на право осуществления геодезической деятельности не имелось, поскольку у работников общества, которые будут выполнять лицензируемые виды деятельности (ФИО4 и Рудо Ю.В.), отсутствует высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по специальности «геодезия» и стаж работы по данной специальности.

Как видно из материалов дела, ФИО4 в 1975 году окончил Томский топографический техникум Главного управления геодезии и картографии при СМ СССР по специальности «топография», ему присвоена квалификация «техник-топограф».

Рудо Ю.В. в 1984 году окончил Новосибирский топографический техникум также по специальности «топография», ему присвоена квалификация «техник-топограф».

Государственным стандартом «Геодезия. Термины и определения» ГОСТ 22268-76 (утвержден постановлением Государственного комитета стандартов Совмина СССР от 21.12.1976 г. № 2791) установлены применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области геодезии.

Указанный ГОСТ включает в себя, в том числе, термины и определения топографии и прикладной геодезии, что позволяет отнести топографию к составной части геодезии.

В Стандарте отрасли «Виды и процессы геодезической и картографической производственной деятельности. Термины и определения» ОСТ 68-14-99 (утвержден приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 26.01.2000 г. № 10-пр) приведена классификация работ по назначению, к которым отнесены геодезические работы, топографические работы, топографо-геодезические работы.

Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93 (ОКЗ), утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 298, геодезисты, картографы и топографы относятся к одной базовой группе.

Специалисты указанной группы осуществляют с применением топографо-геодезических методов и технологий измерения и съемки земной поверхности, определение точного нахождения и границ находящихся на ней объектов, составление и оформление карт, планов, чертежей и их использование в практической деятельности.

Их обязанности включают:

- выполнение геодезических работ, обеспечивающих точный перенос в натуру строительных объектов, подготовку графических материалов для оформления отводов земельных площадок под строительство зданий, каналов, дорог и т.п.;

- выполнение топографических съемок земной поверхности различными методами (аэрофототопографическим, мензульным, фототеодолитным) с целью составления и обновления топографических, географических и др. карт, земельных кадастров, проверку и юстировку используемых при съемках инструментов;

- разработку и применение новейших методов выполнения геодезических и топографических работ (астрономогеодезии, космической геодезии и др.);

- обследование дна морей, рек и озер, составление их описаний и карт подводных рельефов для использования их в судоходстве и строительстве морских сооружений;

- выполнение маркшейдерских работ и вычислений по созданию опорной сети, съемок и размеров горных выработок, камеральной обработки материалов съемок, составление чертежей горной графической документации (погоризонтальных планов, планов поверхности и др.);

- разработку технологий проектирования и изготовления карт, методов их использования;

- консультирование по применению методов геодезии, топографии, картографии и производству карт;

- взаимодействие и консультации в процессе деятельности с другими специалистами;

- подготовку научной документации и отчетов;

- выполнение родственных по содержанию обязанностей;

- руководство другими работниками.

Здесь же приведены примеры профессий, входящих в данную базовую группу: аэрофотогеодезист, картограф, маркшейдер, составитель лоций, топограф.

Более того, Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30.09.2003 г. № 276-ст) такой специальности, как «геодезия», не выделяет.

В соответствии с названным классификатором геодезия является не специальностью, а направлением подготовки.

С учетом изложенного довод заявителя о том, что у работников общества, которые будут выполнять лицензируемые виды деятельности, отсутствует необходимое для получения лицензии на право осуществления геодезической деятельности профессиональное образование, не может быть признан правомерным.

Согласно данным трудовой книжки ФИО4 имеет необходимый стаж работы в должности техника-топографа, топографа, Рудо Ю.В. имеет необходимый стаж работы в должности техника-топографа, главного геодезиста.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у управления имелись правовые основания для вынесения оспариваемого приказа и выдачи обществу лицензии.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем доказательства того, что результатом принятия оспариваемого приказа и выдачи обществу лицензии явилось нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, прокурором в материалы дела не представлены.

Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель от уплаты государственной пошлины освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья Е.В. Русских