ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3261/11 от 16.05.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело №  АОЗ-3261/2011

23 мая 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена: 16 мая 2011 года

В полном объеме решение изготовлено: 23 мая 2011 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Военного комиссариата Алтайского края, г. Барнаул

к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае, г. Барнаул

о признании представления от 27.12.2010 № 359 недействительным

при ведении протокола заседания секретарем Ивановым М.Ю.

при участии представителей сторон:

- от заявителя – Мазалов А.Ю., доверенность от 14.03.2011 № ФЭО/1124, Усенкова Е.Н., доверенность от 20.08.2010г. № 100/3055, Ляпина А.А., доверенность от 17.12.2010г. №100/4676,

- от заинтересованного лица – Ромашко А.В., доверенность от 07.08.2010г., № 24/10

УСТАНОВИЛ:

Военный комиссариат Алтайского края (далее – Военный комиссариат, Заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании представления от 27.12.2010 № 359 Межрегионального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее –Управление ФБН) в части недействительным.

В обоснование заявления указано, что оспариваемым представлением на Военный комиссариат возложена обязанность по недопущению нарушений бюджетного законодательства и представление информации в Управление ФБН о результатах его рассмотрения, Военный комиссариат считает, что денежные средства на сумму 2 695 200 рублей 00 копеек были использованы в соответствии с кодами бюджетной классификации, поэтому комиссариат бюджетного законодательства не нарушил.

Управление ФБН в отзыве на заявление указало, что Военным комиссариатом заключено ряд договоров и государственных контрактов с ООО «Эликом +» на оказание услуг по монтажу локально-вычислительных сетей на сумму 1739600 рублей. Кроме этого, с ООО «ЭлиКом», а также с ООО «Региональный сервисный центр плюс» были заключены договоры и государственные контракты на сумму 955 568 рублей на предоставление каналов передачи данных, телефонной сети посредствам программирования линии АТС, предоставление телефонных каналов (IP телефония) и выполнение пусконаладочных работ по подключению телефонных каналов.

Фактически указанные денежные суммы были израсходованы на другие цели, что является нарушением требований статей 38, 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), приказов Министерства финансов РФ от 24.08.2007 № 74 н и от 25.12.2008 № 145 н.

В судебном заседании представитель Управления ФБН пояснил, что при проверке приложенной к контрактам (договорам) на монтаж локальных вычислительных сетей документации (спецификаций) было установлено, что фактически 2695200 рублей были израсходованы на приобретение основных средств (мониторы, принтеры, блоки бесперебойного питания) и комплектующих материалов для компьютера на оплату подключения и настройки закупленного оборудования. Указанные обстоятельства подтверждаются спецификациями, приложенными к договорам и контрактам. Военный комиссариат использовал денежные средства не по целевому назначению, что явилось основанием для вынесения в порядке пункта 2 статьи 284 БК РФ представления о ненадлежащим исполнении бюджетного процесса.

Представитель Военного комиссариата в судебном заседании пояснил, что Управление ФБН в ходе проверки не установило факт расходования денежных средств на другие цели.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, административным органом проведена проверка правомерности и эффективности использования Военным комиссариатом средств федерального бюджета за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.

Проверкой выявлено, что Военным комиссариатом денежные средства в размере 1 739 600 рублей использованы на приобретение основных средств (мониторы, принтеры, блоки бесперебойного питания) и комплектующих материалов для компьютера (корпус системного блока, винчестеры, видеокарты, клавиатуры) за счет средств подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» не отнесенные на подстатьи 221-225, тогда как следовало за счет средств подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Кроме этого денежные средства в размере 955 568 рублей использованы на выполнение установки операционной системы «Linux», настройке почтовых ящиков пользователей, настройке системы безопасности почтового сервера, настройке маршрутизации, организации доступа к телефонной сети для организации сети передачи данных, предоставлению оборудования (модем, ИБП) и осуществлению технических работ по его подключению и настройке за счет средств подстатьи 221 «Услуги связи», а следовало 679 088 рублей за счет средств подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» и 276480 рублей за счет средств подстатьи 310 «Увеличение стоимости основных средств».

По результатам проверки Управлением ФБН вынесено представление от 27.12.2010 № 359 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, согласно которому Военному комиссариату предложено рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации о результатах рассмотрения проинформировать Управление ФБН.

Не согласившись с представлением, Военный комиссариат обратился с настоящим заявлением в суд.

Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 284 БК РФ руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 БК РФ выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В соответствии с частью 1 статьи 268 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий, и бюджетных кредитов.

Согласно Положению о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, которому в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности предоставлено право направлять в проверенные организации обязательные для рассмотрения представления по недопущению выявленных нарушений.

Подпунктом 5.14.7 Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 № 89н, аналогичное право предоставлено территориальным органам Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Исходя из статьи 284 БК РФ представление руководителей Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса отнесено к мерам принуждения за нарушение бюджетного законодательства.

Статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных операций доводятся до конкретных получателейбюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со статьей 289 БК РФ направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 24.08.2007г. №74 н (на 2008 год) на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказания услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе на проведение подрядных проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов.

Указанием о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 25.12.2008г. № 145 н (на 2009 год) расходы бюджетов бюджетной системы РФ по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе на проведение подрядных, проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов также отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

В ходе проверки Военным комиссариатом были представлены заключенные с ООО «Эликом», договоры от 05.05.2009г. № 23 на сумму 97 632 рублей, от 23.04.2008г. б/н на сумму 99 852 рублей, от 16.06.2008г. № 48 на сумму 99 626 рублей., государственные контракты от 15.06.2009 № 5 на сумму 967 765 рублей, от 25.08.2008 № 3 на сумму 474 764 рублей), государственный контракт от 23.07.2009г. № 8 на сумму 216879 рублей. Предметом всех перечисленных договоров является оказание услуг по монтажу локально-вычислительной техник на общую сумму 1 739 639 рублей.

Представленные одновременно с договорами платежные поручения от 30.04.2008 № 440, от 18.06.2008 № 682, от 05..09.2008 № 1095, от 25.09.2008 № 1152, от 13.05.2009 № 4754, от 18.06.2009 № 6744, от 25.06.2009 № 7313 подтверждают оплату расходов на сумму 1739639 рублей.

При этом документы, в том числе сметы монтажных работ, акты выполненных работ по монтажу локально-вычислительных сетей, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОН 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993г. № 17, в ходе проверки представлены не были.

Вместе с этим Военный комиссариат представил спецификации к вышеперечисленным договорам , являющимися согласно пункту 2.1 каждого договора, неотъемлемой его частью, из которых следует, что фактически предметом сделок являлось приобретение Военным комиссариатом компьютерной техники и комплектующих к ним изделий. Приобретенное оборудование относится к основным средствам, расходы на которые отнесены разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ на подстатью 310 «Увеличение стоимости основных средств.

В соответствии с представленными Военным комиссариатом, заключенных с ООО «Эликом» договором от 23.12.2008 № 2 на сумму 56 500 рублей и с ООО «Региональный сервисный центр плюс», договором от 14.11.2008г. № 84 МРО8С на сумму 25 038 рублей, государственных контрактов от 02.12.2008 № 5 на сумму 329728 рублей, от 23.12.2008г. № 94МР08 на сумму 93 500 рублей, 18.03.2009 № 34 МР 09С на сумму 95 938 рублей, от 07.07.2009г. № 44МР09С на сумму 95 938 рублей, от 14.08.2009г. № 49МР09 на сумму 96 650 рублей, 06.10.2009 № 68 МР09С на сумму 99938 рублей (на общую сумму 955 568 рублей), последние обязаны были предоставить Комиссариату каналы передачи данных, телефонные сети посредством программирования линии АТС, организовать предоставление телефонных каналов (IP-телефония) и выполнить пусконаладочные работы.

Платежными поручениями от 24.12.2008 № 1415, от 14.11.2008 № 1272, от 18.11.2008 № 1289, от 05.12.2009 № 1343, от 24.12.2208 № 1414, от 27.03.2009 № 2647, от 09.07.2009 №8223, от 18.08.2009 №10172, предусмотренные договорами работы были оплачены.

В ходе проверки военный комиссариат представил спецификации , к указанным выше договорам, на оказание услуг по предоставлению телефонных каналов (IP-телефония) с полной настройкой оборудования и приобретением оборудования.

В соответствии с разделом V Указаний Минфина РФ от 25.12.2008 № 145 н расходы по оплате услуг связи для государственных (муниципальных ) нужд, в том числе оплата услуг телефонной, телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой, радиосвязи, предоставление доступа и использование линии связи, телефонных и телеграфных и иных каналов связи относится на подстатью 221 «Услуги связи».

В соответствии с подпунктом 12 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» оператором связи является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи на основании соответствующей лицензии.

ООО «Эликом» и ООО «Региональный сервисный центр плюс» операторами связи по отношению к Военному комиссариату не являлись, а фактически выполнили работы по установке операционной системы «Linux», настройке почтовых ящиков пользователей, настройке системы безопасности почтового сервера, настройке маршрутизации, организации доступа к телефонной сети для организации сети передачи данных, осуществлению технических работ по его подключению и настройке согласно разделу V Указаний от 24.08.2007г. № 74 н и от 25.12.2008 № 145 Н, которые подлежат отнесению на подстатью 226 «Прочие работы, услуги».

Модемы для локальных сетей, устройства и блоки питания ЭВМ (ИПБ) относятся к основным средствам, расходы на которые отнесены на подстатью 310 «Увеличение стоимости основных средств».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что нецелевое использование денежных средств Военным комиссариатом нашло свое подтверждение в материалах дела, отказывает Военному комиссариату в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 110, 197-201, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Военному комиссариату Алтайского края в удовлетворении заявления о признании представления от 27.12.2010 № 359 Межрегионального территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томска или Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа г. Тюмени в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.М.Дружинина