АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
г. Барнаул Дело № А03-3283/2014
24 апреля 2014 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БАЗА" о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай от 12.02.2014 № АТ-019/1,
без вызова представителей сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "БАЗА" (далее – Общество, ООО "БАЗА") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - Управление) от 12.02.2014 № АТ-019/1 о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование своих требований заявитель указал на малозначительность совершенного Обществом правонарушения.
Управление представило отзыв на заявление, в котором указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления. Против доводов о малозначительности правонарушения возражает.
В соответствии с ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривается в порядке упрощенного производства.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 62 от 08.10.2012 лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу. Вместе с тем исходя из положений части 5 статьи 228 АПК РФ, согласно которым дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Определением суда от 26.02.2014 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании распоряжения № 19 от 14.01.2014 в период с 03.02.2014 по 05.02.2014 Управлением проведена проверка соблюдения Обществомтребований природоохранного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлены следующие нарушения природоохранного законодательства: первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии ведется с нарушением требований,установленных приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", так как журнал образования и движения отходов ведется Обществом не ежедневно, а в целом за год; не разработан и не согласован с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами паспорт на отход IV класса опасности - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), который образуется в результате осуществления хозяйственной деятельности предприятия; порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами ООО "База" не согласован с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
05.02.2014 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № АТ-019/1, на основании которого вынесено постановление № АТ-019/1 от 12.02.2014 о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, предусмотрены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).
Порядка учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (далее – Порядок № 721).
Согласно п. 4 Порядка № 721 учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Пунктом 5 Порядка № 721 учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В соответствии с п.п. 6-8 Порядка № 721 данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде по прилагаемому образцу (приложения 1, 2, 3, 4 к Порядку).
Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Лист (листы) таблицы данных учета заверяется подписью лица, ответственного за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, и оттиском круглой печати индивидуального предпринимателя или юридического лица, в результате деятельности которых образуются отходы и/или которые осуществляют деятельность в области обращения с отходами.
Каждый из листов нумеруется в верхнем правом углу арабской цифрой, нумерация листов при этом сохраняется сквозной в течение всего квартала. Один раз в месяц, но не позднее 15 числа каждого месяца, учетные листы за предыдущий месяц брошюруются, с приложением к ним титульного листа.
В случае наличия у юридического лица и индивидуального предпринимателя по итогам календарного месяца значительного количества учетных листов (более 100 листов) допускается их брошюрование в несколько книг, при этом каждой книге присваивается порядковый номер, нумерация листов сохраняется сквозной в течение месяца.
Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица), в результате деятельности которого образуются отходы и/или который осуществляет деятельность в области обращения с отходами и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно ст. 26 Закона № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляло первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления с нарушением установленных требований Порядка № 721 и ст. 19 Закона № 89-ФЗ, так как журнал образования и движения отходов заполнялся не ежедневно, а в целом за год. Кроме того, на момент проверки не был согласован с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами паспорт на отход IV класса опасности. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами ООО "База" на момент проверки не был согласован с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении Обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Суд установил, что у Общества имелась возможность для соблюдения требований природоохранного законодательства, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, суд считает, что допущенное Обществом правонарушение является малозначительным ввиду следующего.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
Суд установил, что Общество осуществляло первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления, поскольку журнал образования и движения отходов Обществом заполнялся.
Доказательств того, что заполнение журнала не ежедневно, а в целом за год привело к искажению сведений об образовании, использовании, обезвреживании Обществом отходов материалы дела не содержат. Согласно оспариваемому постановлению соответствующая отчетность была представлена Обществом в Управление своевременно и за весь 2013 год.
Кроме того, суд учитывает, что Общество обратилось в Управление с заявлением о согласовании паспорта на отход IV класса опасности до момента проведения проверки – 31.01.2014, что подтверждается соответствующим заявлением (л.д. 26). На момент вынесения оспариваемого постановления паспорт на отход IV класса опасности был согласован (л.д. 27).
Таким образом, Общество предприняло меры для устранения данного нарушения.
Кроме того, суд учитывает, что порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами ООО "База" на момент проведения проверки находился на согласовании с Управлением, что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что действия Общества, хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но при этом не представляют каких-либо опасных угроз для личности, общества, государства.
Управление не представило суду каких-либо доказательств того, что допущенные Обществом нарушения повлекли, либо реально повлекут наступление негативных последствий для каких-либо конкретных лиц, общества или государства в целом.
Согласно ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Учитывая отсутствие пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей то, что Общество ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, что оно осознало противоправный характер нарушения, самостоятельно предприняло меры по устранению допущенных нарушений, свидетельствует о том, что предупредительная цель административного производства достигнута, административное взыскание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, не соответствует тяжести совершенного правонарушения и носит в данном случае карательный, а не превентивный характер.
С учетом вышеизложенных обстоятельств суд считает данный случай исключительным, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", позволяет суду квалифицировать правонарушение как малозначительное.
В абзаце втором пункта 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10 разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю и Республике Алтай № АТ-019/1 от 12.02.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "БАЗА" (место нахождения: Алтайский край, г. Бийск, ул. Мамонтова, 11; ОГРН 1022200558621) к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях признать незаконным и отменить полностью.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "БАЗА" государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную платежным поручением № 68 от 20.02.2014.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин