АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Барнаул Дело № АОЗ-3416/2010
27.05.2010г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Старцевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации г.Барнаула
к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края
об оспаривании предписания от 18.01.2010г. № 07-15/34
при ведении протокола заседания судьей Старцевой М.В.,
с участием в судебном заседании представителей сторон:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 11.03.2010г. №0300, ФИО2, доверенность от 12.05.2010г. № 0647,
от заинтересованного лица – ФИО3, доверенность от 16.02.2010г. № 16-12/07Д,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Барнаула обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным предписания Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края (далее по тексту – Комитет по финансам) от 18.01.2010г. № 07-15/34.
В обоснование требований заявитель указывает, что оспариваемое предписание вынесено на основании акта проверки от 06.11.2009г. целевого использования бюджетных средств, направленных администрацией в 2007-2008 годах на приобретение жилья гражданам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем выводы, изложенные в указанном акте, противоречат положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот, оставшихся без попечения родителей», статье 7 Закона Алтайского края от 10.04.199г. № 16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае», статей 28, 184.1, 239 и 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет по финансам в отзыве заявленные требования отклонил, указав на неправильное толкование администрацией г.Барнаула норм материального права. По мнению Комитета по финансам наличие у лиц, получивших безвозмездные субсидии на приобретение жилья, договоров жилищного найма, исключает право на получение таких субсидий. К договору жилищного найма, по мнению Комитета по финансам, относится также договор найма специализированного жилого помещения.
С учетом этого предписание в части возврата в краевой бюджет необоснованно выделенных субсидий ФИО4 и ФИО5 является законным.
Представитель Комитета по финансам в судебном заседании пояснил, что предписание от 06.11.2009г. вынесено только в связи с необоснованным выделением субсидий на приобретение жилья гражданам ФИО4 и ФИО5 В отношении приобретения жилья для граждан ФИО6 и ФИО7 с превышением средних рыночных цен предписание не выносилось.
В судебном заседании 20.05.2010г. в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11 часов 30 минут 27.05.2010г. После перерыва судебное заседание было продолжено.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Комитетом по финансам была проведена проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных в 2007-2008 годах администрацией г.Барнаула на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлены нарушения финансовой дисциплины, отраженные в акте проверки от 06.11.2009 (л.д.10-15).
В акте проверки указано, что гражданам ФИО4 и ФИО5 администрацией г.Барнаула были необоснованно выделены субсидии на приобретение (строительство) жилья в общей сумме 2223,8 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в сумме 726,0 тыс.руб., средств краевого бюджета в сумме 1213,0 тыс.руб.
В связи с выявлением данных нарушений администрации г.Барнаула предписанием Комитета по финансам от 18.01.2010 № 07-15/34 было предписано принять меры дисциплинарной ответственности в отношении должностных лиц администрации города и ее структурных подразделений, виновных в выявленных проверкой нарушениях; организовать в установленном законодательством порядке работу по возмещению виновными лицами средств, использованных незаконно и не по целевому назначению; перечислить в доход краевого бюджета средства, полученные администрацией города в возмещение сумм незаконного и нецелевого использования бюджетных средств.
В обоснование своих выводов Комитет по финансам в акте от 06.11.2009г. указал следующее.
ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения была принята на учет для приобретения жилья постановлением администрации Октябрьского района от 05.04.1995 № 41.
Согласно договору купли-продажи от 05.09.2008, зарегистрированному в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 22-22-01/078/2008-538, администрацией г.Барнаула на лицевой счет продавца ФИО9 были перечислены средства субсидии на приобретение ФИО4 жилья общей площадью 31,9 кв.м., расположенного по адресу: <...>, за счет средств краевого бюджета в общей сумме 1213,0 тыс.руб. (платежное поручение от 15.09.2008 № 2548). Согласно данным, предоставленным УВМС по Алтайскому краю было установлено, что ФИО4 по состоянию на 01.10.2009г. зарегистрирована по адресу: <...>.
Проведенной встречной проверкой в комитете жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула было установлено, что комитетом 26.06.2006 был заключен с ФИО4 бессрочный договор найма специализированного (служебного) жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Данный договор действует по настоящее время.
Согласно объяснению ФИО4 жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, было разрешено приватизировать в 2009 году.
Кроме того, в нарушение пункта 4.3 Положений в личном деле ФИО4, находящимся в отделе по учету и распределению жилья администрации Октябрьского района, отсутствовали документы, подтверждающие статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей.
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения был принят на учет для приобретения жилья согласно постановлению администрации Октябрьского района 11.10.2002 № 2943.
Согласно договору купли-продажи от 11.12.2007, зарегистрированному в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 22-22-01/129/2007-660, администрацией г.Барнаула на лицевой счет продавца ФИО10 были перечислены средства субсидии на приобретение ФИО5 жилья общей площадью 99,2 кв.м. (право общей долевой собственности, 6/20 долей), расположенного по адресу: <...>, в общей сумме 1010,8 тыс.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 726,0 тыс.руб., за счет средств местного бюджета – 284,8 тыс. руб. (платежные поручения от 25.12.2007 №№ 4068, 4069, 4070, 4071).
Согласно данным, представленным УФМС по Алтайскому краю, было установлено, что ФИО5 по состоянию на 01.10.2009 зарегистрирован по адресу: <...>.
Проведенной встречной проверкой в комитете жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула было установлено, что комитетом 14.07.2005 был заключен с ФИО5 бессрочный договор найма специализированного (служебного) жилого помещения, расположенного по адресу: г.Барнаул, ул.Чудненко, 95, ком.13.
Постановлением администрации г.Барнаула от 15.03.2006 № 496 статус общежития, расположенного по адресу: <...>, изменен на жилой дом с сохранением права пользования жилыми помещениями, закрепленными на основании договоров найма.
Встречной проверкой в ООО «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный участок № 6» было установлено, что ФИО5 был поставлен на регистрационный учет 01.08.2005 в данном доме в комнате № 13, в связи с изменением статуса здания номер комнаты был изменен на № 31. По состоянию на 07.10.2009 ФИО5 состоит на регистрационном учете по адресу: <...>.
В результате гражданам ФИО4 и ФИО5 администрацией г.Барнаула были необоснованно выделены субсидии на приобретение (строительство) жилья в общей сумме 726,0 тыс.руб., средств краевого бюджета в сумме 1213,0 тыс.руб.
Администрация, не согласившись с данным предписанием, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Алтайском крае, утвержденными постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.12.1989 № 447, гражданам, по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, или по окончании обучения, предоставляются жилые помещения по месту, избранному этими гражданами для проживания, при условии шестимесячного срока для обращений с момента возникновения у них права на льготное обеспечение жильем.
Постановлением администрации Октябрьского района от 05.04.1995 № 41 «О постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий» ФИО4 (Добрачная фамилия Блажевич) была принята на учет как воспитанник детских домов на основании предоставленных ею документов.
Комитет по финансам при вынесении спорного предписания не принял во внимание, что право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья признано вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Барнаула от 06.07.2005г. по делу № 2-1269/05.
Кроме того, распоряжением Администрации Алтайского края от 03.06.2008г. № 218-р принято предложение управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о распределении средств на обеспечение жильем детей-сирот, в том числе ФИО4 в размере 1213,0 тыс.руб.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2007 № 167 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения» финансовые органы субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов Российской Федерации сведения по утвержденной форме, в том числе размер средств, направленных из бюджета субъекта Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, а также количество детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учет на получение жилого помещения, по состоянию на начало текущего года.
На момент предоставления субсидии ФИО4 проживала и была зарегистрирована по ул.Ярных,59-2 на основании договора найма служебного жилого помещения от 26.06.2006 № 64. Денежные средства для покупки однокомнатной квартиры ФИО4 перечислены продавцу в сентябре 2008 года.
Тот факт, что служебная квартира по ул.Ярных,59-2 на момент проверки находилась в ее пользовании, не может влиять на законность выделения субсидии, так как только в июне 2009 года было принято решение разрешить приватизацию данной служебной квартиры, в том числе в связи с нахождением на иждивении ФИО4 несовершеннолетних детей, что подтверждается протоколом комиссии по рассмотрению вопросов о разрешении приватизации служебных квартир от 11.06.2009 № 130.
ФИО5 на основании постановления главы города от 28.07.1999 № 1149 «Об обеспечении социальных гарантий в области жилищных прав гражданам, проживающим в общежитиях» выделена комната № 13 в общежитии по ул.Чудненко,95. Комитетом жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Барнаула с ФИО5 заключен договор найма специализированного помещения от 14.07.2005 № 19.
В соответствии с законом Алтайского края от 10.04.1999 № 16-ЗС «О предоставлении жилых поещений в Алтайском крае» ФИО5 поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от 11.10.2002 № 2943.
Распоряжением Администрации Алтайского края от 26.09.2007 № 458-р осуществлено распределение средств федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, в том числе ФИО5 в сумме 726,0 тыс.руб.
Согласно действующих норм жилищного законодательства Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
- жилищный фонд социального использования – жилые помещения, предоставляемые гражданам по договорам социального найма (п.1 ч.3 с.19 ЖК РФ);
- специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан (п.2 ч.3 ст.19 ЖК РФ).
Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены ст.92 ЖК РФ, в частности: служебные помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда и другие.
Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма (ч.3 ст.92 ЖК РФ).
Проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда носит временный характер и не является препятствием к реализации конституционного права граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жильем.
Жилищный кодекс Российской Федерации установил порядок признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Такими гражданами, согласно части 1 статьи 51 ЖК РФ, в частности, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В акте проверки от 06.11.2009 Комитет по финансам обосновывает свои выводы пунктом 3.1 Положений о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденных постановлениями Администрации Алтайского края от 15.01.2008 № 8, от 25.12.2001 № 805.
Вместе с тем п.1 ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 8 указанного Закона регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В пункте 3.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлениями Администрации Алтайского края от 25.12.2001 № 805 и от 15.01.2008 № 8, установлено следующее.
Учет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жиля, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с Законом Алтайского края от 10.04.1999 № 16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае», статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Закона Алтайского края от 10.04.1999 № 16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае» на учет для улучшения жилищных условий принимаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 квадратных метра и менее; проживающие в общежитиях, в служебных квартирах, семьи, в которых лица разного пола старше 9 лет (кроме супругов) проживают в одной комнате.
Этой же статьей предусмотрено, что граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на предоставление в установленном настоящим Законом порядке жилого помещения в переделах нормы по договору социального найма; на приобретение жилого помещения в собственность с использованием субсидий, займов, ссуд и иных льгот, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами края.
Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает следующий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 1 жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Часть 2 определяет, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишении свободы.
Согласно части 3 гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, на основании выше указанных нормативных актов проживание детей-сирот в жилых помещениях специализированного жилищного фонда (как по месту временного пребывания) является основанием для включения их в число нуждающихся в улучшении жилищных условий и соответственно реализации права на получение субсидии.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о неосновательности выводов Комитета по финансам о необоснованности выделения субсидий на приобретение жилья гражданам ФИО4 и ФИО5
Доводы Комитета по финансам об отсутствии в личном деле ФИО4 документов, подтверждающих ее статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, опровергаются представленными администрацией г.Барнаула в материалы дела документами.
Статьей 289 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетных средств – это направление и использование средств на цели, не соответствующие условия их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Согласно статье 38 БК РФ целевой характер бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом в соответствии со статьей 184.1 БК РФ законом (решением) о бюджете устанавливается распределение бюджетных ассигнований по каждому главному распорядителю бюджетных средств в разрезе кодов разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов классификации расходов бюджетов, отражающих направления (цели) финансирования расходов бюджета. Порядок отражения кассовых операций по кодам Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) устанавливается Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждаемыми Минфином.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что денежные средства на предоставление безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступившие из краевого бюджета, перечислены получателем именно на указанные цели, что подтверждается материалами дела и не оспаривается Комитетом по финансам.
Следовательно, оснований для требований Комитета по финансам о перечислении в доход краевого бюджета средств, полученных администрацией города и перечисленных гражданам ФИО4 и ФИО5, не имеется.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предписание Комитета по финансам от 18.01.2010г. № 07-15/34 является ненормативным правовым актом, незаконно возлагающим обязанности на органы местного самоуправления города Барнаула в сфере экономической деятельности, затрагивающим права и законные интересы заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 29, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным полностью предписание Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края от 18.01.2010г. № 07-15/34, вынесенное в отношении Администрации г.Барнаула.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья М.В.Старцева