АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул А03-3479/07-21
резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2007 года
решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2007 года
Судья Арбитражного суда Алтайского края, Сайчук А.В., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Сельмашкомплект», г. Барнаул,,
к межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Алтайскому краю, г. Камень-на-Оби,
о признании незаконным действий налогового органа,
При участии представителей сторон:
От заявителя – ФИО1 – доверенность № 01/07 от 07.05.2007;
От заинтересованного лица – ФИО2 – начальника юридического отдела – доверенность от 25.12.2006 № 103-24807,
У С Т А Н О В И Л :
Закрытое акционерное общество «Сельмашкомплект» (далее по тексту «акционерное общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Алтайскому краю (далее по тексту «налоговая инспекция») о признании незаконным отказа в предоставлении акционерному обществу, как взыскателю информации о наличии расчетных счетов у должника.
В обоснование заявления указано, что акционерное общество, как взыскатель, направило в налоговую инспекцию заявление о предоставлении информации наличия у должника – ООО «Алтайагроинвест» расчетных счетов, включая информацию о номерах счетов.
Однако налоговая инспекция письмом от 30.03.2007 г., отказала в предоставлении информации.
Акционерное общество полагает, что данный отказ противоречит требованиям, предусмотренным ст. ст. 6 и 46 Федерального закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» и порядку предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.01.2003 г., № БГ-3-28/23
Налоговая инспекция в отзыве на заявление возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый по настоящему делу отказ в предоставлении информации не нарушил какие-либо права и законные интересы акционерного общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и не повлек причинение последнему убытков.
Такой вывод налоговая инспекция сделала исходя из того, что на момент подачи заявления о предоставлении информации о наличии у должника расчетных счетов, акционерное общество уже предъявило исполнительные листы о взыскании с ООО «Алтайагроинвест» денежных средств в подразделение судебных приставов Баевского района Алтайского края, по сообщению которого исполнительные производства по исполнительным листам были возбуждены 27.11.2006г. и по состоянию на 08.05.2007 г. взыскание по данным исполнительным документам было произведено полностью.
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела арбитражный суд установил следующее.
Акционерное общество является взыскателем по исполнительному листу № 094379, от09.11.2006 г. выданному Арбитражным судом Алтайского края на исполнение решения от 25.09.2006 г. по делу № АОЗ-9014/06-37 и по исполнительному листу № 094377, от 09.11.2006 г. выданному этим же арбитражным судом на исполнение решения от 26.09.2006 г. по делу № АОЗ-9015/06-37.
Должником по данным исполнительным листам является ООО «Алтайагроинвест» 20 марта 2007 г. акционерное общество направило в налоговую инспекцию заявление № 01/20/03, в котором просило предоставить в трехдневный срок информацию о наличии или об отсутствии счетов у должника – ООО «Алтайагроинвест» ( включая информацию о номерах счетов).
При этом акционерное общество указало в заявлении, что согласно вышеуказанным исполнительным листам является взыскателем и приложено к заявлению нотариально заверенные копии этих же исполнительных листов, а также решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.03.2004 г., № 15527/03.
Письмом от 28.03.2007 г., № 04-1-03/05095 налоговая инспекция отказала в предоставлении вышеуказанной информации ссылаясь на то, что согласно ст. 102 Налогового Кодекса Российской Федерации эта информация является налоговой тайной.
В соответствии с ч. 1 ст.6 Федерального Закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке предусмотренным настоящим Федеральным Законом.
Согласно ч. 3 ст. 46 Федерального Закона Российской Федерации «Об исполнительном производстве» если сведений о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях не имеется, судебный пристав-исполнитель запрашивает указанные сведения у налоговых органов.
Налоговые органы обязаны в трехдневный срок предоставить судебному приставу-исполнителю необходимую информацию.
Такая же информация в порядке, определенном Министерством Финансов РФ, может быть предоставлена взыскателю по его заявлению при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности.
Из вышеуказанных обстоятельств усматривается, что акционерное общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о получении вышеуказанной информации, как, взыскатель имеющий в наличии исполнительные листы с неистекшим сроком давности.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23.01.2003 г., № БГ-3-28/23 утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю (далее по тексту «Порядок»).
Согласно п. 3 Порядка взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком давности может направить по почте заказным письмом в налоговый орган по месту учета должника-организации заявление о предоставлении информации со ссылкой на положение Федерального Закона «Об исполнительном производстве» К заявлению прилагается копия исполнительного листа, заверенна в установленном порядке.
Налоговый орган в трехдневный срок со дня получения заявления направляет взыскателю по почте заказным письмом имеющуюся информацию о наличии или об отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях. При наличии счетов и вкладов взыскателю предоставляется информация о факте наличия у должника – организации открытых счетов (второе предложение пункта 3 Порядка)
Акционерным обществом соблюдены требования, предусмотренные данным пунктом Порядка.
Как следует из абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» информация, предоставляемая взыскателю, должна быть такой же, как предоставляемая судебному приставу-исполнителю информация, необходимая для обращения взыскания по исполнительным листам на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных организациях.
Списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента согласно статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законом.
Статьей 874 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Органом, регулирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации, является согласно статьи 80 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» - Центральный Банк Российской Федерации.
В соответствии с Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» Центрального Банка Российской Федерации списание денежных средств по исполнительным листам осуществляется по инкассовым поручениям, которые являясь расчетными документами, должны содержать в числе необходимых реквизитов номер счета плательщика.
Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат (пункты 2.10, 2.16, 12.1, 12.2 Положения).
Следовательно, не имея данных о номере счета должника, взыскатель, также как и судебный пристав – исполнитель не сможет реализовать предусмотренное статьей 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» право на взыскание присужденных судом денежных средств непосредственно через кредитное учреждение.
По смыслу, содержащемуся в пункте 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о счетах организации, находящихся в кредитных учреждениях, действительно относятся к налоговой тайне.
По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций.
Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Закрепление в законе отступлений необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц.
Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется. Однако Федеральный закон Российской Федерации «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность передачи налоговым органом взыскателю в случае, оговоренном в пункте 3 статьи 46 этого же закона, необходимой информации о банковском счете должника в том числе и данных о его номере, к которой как указано выше судом, относится и информация о номере счета.
Кроме того, по смыслу, содержащемуся в статье 10 Федерального Закона Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» не подлежит ограничению доступ к информации, необходимой для реализации законных прав и обязанностей граждан, а равно и организаций.
Аналогичная правовая позиция выражена в решение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 03.03.2004 № 15527/03, вступившем в законную силу, которое в соответствии с Федеральным конституционным Законом Российской Федерации от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации» обязательно для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению.
Однако налоговая инспекция, располагая данным судебным актом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, оставило его без исполнения и тем самым незаконно отказала акционерному обществу, как взыскателю о предоставлении информации о наличии у должника расчетных счетов и их номеров.
Довод налоговой инспекции о том, что оспариваемый отказ в предоставлении вышеуказанной информации не нарушил и права и законные интересы акционерного общества в предпринимательской и иной экономической деятельности и не создал каких-либо препятствий в осуществлении данных видов деятельности не может быть принят судом во внимание.
Обращение акционерного общества к налоговой инспекции с просьбой предоставить информацию о расчетных счетах и их номерах должника было направлено на исполнение судебных актов, арбитражного суда, которыми было произведено взыскание денежных средств в пользу акционерного общества. Тем самым были защищены государством в лице его судебного органа имущественные права последнего, которые непосредственно связаны с осуществлением акционерным обществом, как коммерческой организацией, созданной для извлечения прибыли, предпринимательской и иной экономической деятельности.
Расходы по уплате госпошлины полностью относятся на налоговую инспекцию. Поскольку акционерному обществу была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, госпошлина с налоговой инспекции взысканию не подлежит согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Алтайскому краю в предоставлении закрытому акционерному обществу «Сельмашкомплект», как взыскателю информации о наличии у должника расчетных счетов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок с момента его принятия.
Судья Арбитражного суда А.В. Сайчук
Алтайского края