АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Барнаул Дело №А03-3512/2009
12 мая 2009г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Борискина А.П., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края, с. Забродино Тальменского района об оспаривании постановления Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г. Барнаул № Н 080/пр от 18.03.09 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ
При участии третьего лица - ТСЖ «Надежда», с. Забродино Тальменского района
с участием представителей сторон:
от заявителя – глава администрации шаров с.Б., решение № 17 от 25.07.05 г. ФИО1, доверенность от 13.04.09 г.
от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность № 29 от 18.11.08 г., ФИО3, доверенность № 9 от 12.05.09 г.
от третьего лица - ФИО1, доверенность № 4 от 12.05.09 г.
У С Т А Н О В И Л :
Администрация Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.03.2009г. №Н 080/пр о привлечении к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ в виде назначения штрафа в размере 30 700 руб.
Заявитель, в обоснование требований, указал, что скважина находится в пользовании иного лица – ТСЖ «Надежда», которое осуществляет добычу воды, администрация, не являясь субъектом предпринимательской деятельности не может быть пользователем недр, а, следовательно, и не может получить лицензию пользование подземными водами.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья «Надежда».
Управление в отзыве на заявление просило отказать заявителю в удовлетворении требования. Считает, что факт пользования администрацией подземными водами установлен материалами дела.
Представитель третьего лица в отзыве подтвердил, что добыча воды из скважины № БР 541 в с. Забродино осуществляется ТСЖ «Надежда».
Как следует из материалов дела, в период с 26.01.09 г. по 13.02.09 г. прокуратурой Тальменского района Алтайского края в отношении Администрации Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования.
13.02.09 г. в отношении Администрации Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края прокуратурой Тальменского района вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по признакам статьи 7.3 КоАП РФ. Основанием для вынесения постановления послужил факт эксплуатации администрацией Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края одной водонапорной башни, расположенной вблизи с. Забродино, а, следовательно, и пользования подземными водами без лицензии.
18.03.09 г. государственным инспектором по геологическому контролю и охране природы на территории Алтайского края ФИО3 в отношении администрации вынесено постановление вынесено постановление № Н-080/пр о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 700 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация оспорила его в судебном порядке.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон и третьего лица, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьями 7 и 8 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что объектом водных отношений является водный объект или его часть.
Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект.
Подземные воды и вмещающие их горные породы также рассматриваются как единый водный объект.
В зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водные объекты подразделяются на:
поверхностные водные объекты;
внутренние морские воды;
территориальное море Российской Федерации;
подземные водные объекты.
Статья 17 Водного кодекса Российской Федерации дает понятие подземного водного объекта, согласно которому подземные водные объекты - сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима. К подземным водным объектам относятся: водоносный горизонт - воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи; бассейн подземных вод - совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах; месторождение подземных вод - часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод; естественный выход подземных вод - выход подземных вод на суше или под водой.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В статье 46 Водного кодекса указано, что права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
За пользование водным объектом без специального разрешения (лицензии) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность, установленная в статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Арбитражным судом установлено, материалами дела подтверждается, что основанием для привлечения администрации к административной ответственности являлась добыча подземных вод.
Поскольку законодателем предусмотрена ответственность за пользование водными объектами без лицензии в специальной норме права, суд полагает, что административным органом неверно была определена квалификации действий по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Кроме того, рассмотрев материалы дела, суд также приходит к выводу о том, что административным органом неверно определен субъект административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Анализируя материалы административного дела, суд не находит доказательств того, что администрация Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края является собственником либо пользователем какой-либо водной скважины.
Согласно постановлению о назначении наказания от 18.03.09 г. на балансе Администрации Забродинского сельсовета имеется одна скважина, однако доказательств указанного факта административным органом суду не представлено.
Согласно инвентаризационной описи, представленной в материалы дела заявителем на балансе Администрации Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края значится водонапорная башня, водонапорные сети и канализационные сети. Ни одна из указанных позиций не может быть идентифицирована судом как скважина.
Административным органом представлена в материалы дела копия паспорта водозаборной скважины № БР-541 (л.д. 20-25), однако, сведениями о собственнике указанного объекта суд не располагает.
Кроме того, факт пользования скважиной № БР 541 в с. Забродино подтверждается председателем ТСЖ «Надежда» ФИО4, который в отзыве указал, что вода реализуется жителям с. Забродино.
Учитывая изложенное, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 2.9 КоАП РФ арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным и отменить инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю от 18.03.2009 г. № Н-080/пр о назначении административного наказания в соответствии с которым на Администрацию Забродинского сельсовета Тальменского района Алтайского края был наложен штраф в размере 30 700 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья А.П. Борискин