ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3580/13 от 13.05.2013 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-3580/2013

13 мая 2013 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению закрытого акционерного общества "Эвалар" об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о назначении административного наказания № 6-01-06/09-53/15-ю от 18.02.2013,

без вызова представителей сторон, извещенных о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства,

У С Т А Н О В И Л:

Закрытое акционерное общество "Эвалар" (далее – Общество, ЗАО "Эвалар" ) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – Управление) о назначении административного наказания № 6-01-06/09-53/15-ю от 18.02.2013 по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что действия (бездействие) Общества хотя формально содержат признаки состава вменяемого правонарушения, однако данное правонарушение является малозначительным.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело рассматривается в порядке упрощенного производства.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 62 от 08.10.2012 лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу. Вместе с тем исходя из положений части 5 статьи 228 АПК РФ, согласно которым дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 Кодекса не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.

Определением суда от 14.03.2013 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором указывает на законность и обоснованность оспариваемого постановления, довод Общества о малозначительности правонарушения считает несостоятельным.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Общество имеет лицензию на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции Б 089381, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 05.04.2012, сроком действия до 04.04.2017.

18.01.2013 Общество представило в Управление на бумажном носителе и в электронном виде декларацию об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее Правила № 815), за 4 квартал 2012 г.

При сопоставлении сведений об объемах поставленной спиртосодержащей продукции, отраженной Обществом в декларации за 4 квартал 2012 г., с аналогичными данными, зафиксированными в единой государственной автоматизированной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) Управлением установлены расхождения в сведениях. Так, согласно данным, отраженным в декларации, объем поставленной спиртосодержащей продукции составил 63,55 дал, а согласно данным ЕГАИС объем составил 64,86 дал.

Управлением установлено, что ЗАО "Эвалар" согласно первичным документам осуществило поставку спиртосодержащей продукции в объеме 8,73  дал  в адрес: ООО "Аптечная сеть Эвалар", ООО "Диола", ООО "Агроресурсы", ООО "Фармгарант", ООО "Алтфарм" и ГП РБ "Бурят-Фармация", а в программно-техническом комплексе ЕГАИС Общество зафиксировало информацию о поставке в объеме 10,04 дал  только в адрес ООО "Аптечная сеть Эвалар".

При сопоставлении сведений, отраженных в заявках о фиксации в ЕГАИС и в первичных документах, установлены несоответствия, а именно: согласно сведениям, отраженным в ТТН №№: 4345/12 - 0,13 дал, 4346/12 - 0,96 дал, 4348/12 - 1,92 дал, 4354/12 - 0,96 дал, 4425/12 - 1,44 дал, 4459/12 - 2,0 дал поставка спиртосодержащей продукции была осуществлена в адреса следующих контрагентов – получателей: ООО "Диола", ООО "Агроресурсы", ООО "Фармгарант", ООО "Алтфарм" и ГП РБ "Бурят-Фармация" в объеме 7,41 дал, а в программно-техническом комплексе ЕГАИС Общество зафиксировало информацию об отгрузке спиртосодержащей продукции в вышеуказанном объеме в адрес ООО "Аптечная сеть Эвалар".

В заявках о фиксации данных в ЕГАИС Общество исказило информацию об контрагентах - получателях.

05.02.2013 Общество в заявках о фиксации в ЕГАИС сведений об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции внесло уточненные сведения о грузополучателях и плательщиках в соответствии с первичными документами, а именно: вместо ООО "Аптечная сеть Эвалар" внесено: ООО "Диола", ООО "Агроресурсы", ООО "Фармгарант", ООО "Алтфарм", ГП РБ "Бурят-Фармация". Между тем, Общество внесло корректировку без соответствующего решения Управления в нарушение пункта 10 Постановления Правительства РФ от 25.08.2006 № 522 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление № 522).

Кроме того, в отношении контрагента - получателя ООО "Аптечная сеть Эвалар" зафиксирована поставка спиртосодержащей продукции в объеме 2,63 дал,  при этом согласно первичным документам поставка составила - 1,315 дал.

Управлением установлен факт нарушения сроков фиксации информации об отгрузке продукции в ЕГАИС за 4 квартал 2012 года.

Согласно первичным документам ЗАО "Эвалар" произвело поставку спиртосодержащей продукции в объеме 31,245 дал  в адрес организаций розничной торговли, а именно: ООО "Аптечная сеть Эвалар" ТТН от 28.12.2012 № 4627/12, индивидуальный предприниматель Жданов А.А. ТТН от 18.12.2012 № 4595/12; индивидуальный предприниматель Карпов Д.Б. ТТН от 11.12.2012 № 4350/12; ГПКК "Губернские аптеки" от 11.12.2012 № 4360/12; ООО "Аптечная сеть Эвалар" от 12.12.2012 №№ 4394/12, 4395/12, 4396/12, 4397/12, 4398/12, 4399/12 и от 26.12.2012 № 4571/12; ООО "Аптека «Классика" от 12.12.2012 № 4407/12; индивидуальный предприниматель Шестакова И.А. ТТН от 17.12.2012 № 4450/12; индивидуальный предприниматель Полуполтинных Н.В. ТТН от 19.12.2012 № 4488/12; индивидуальный предприниматель Шестакова И.А. ТТН от 24.12.2012 № 4533/12; ООО "Алсо" от 24.12.2012 № 4534/12. В программно-техническом комплексе ЕГАИС Общество зафиксировало информацию об отгрузке указанной спиртосодержащей продукции с нарушением сроков фиксации от 1 до 35 дней.

Таким образом, Обществом были допущены следующие нарушения учёта спиртосодержащей продукции: нарушение сроков фиксации информации об отгрузке продукции; искажение сведений, содержащихся в ЕГАИС, в части недостоверной фиксации информации о грузополучателях спиртосодержащей продукции; непредоставление сведений об искажении информации, внесённой в ЕГАИС Обществом, в Управление; внесение корректирующей информации в сформированные файлы без соответствующего решения Управления.

14.02.2013 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 6-01-06/09-53/15-ю, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ (л.д. 75-82).

18.02.2013 Управлением вынесено постановление о назначении Обществу административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного частью статьи 14.19 КоАП РФ, выразившегося в нарушении установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее обороте (л.д. 66-73).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Статьей 14.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.

Согласно статье 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон № 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.

Спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции (статья 2 Закона № 171-ФЗ).

Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815.

Декларации, подтверждающие сведения об объеме производства оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заполняются в соответствии с Порядком заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным Приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231.

На основании части 2 статьи 8 и части 2 статьи 14 Закона № 171-ФЗ учет объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.

Приказом Росалкогольрегулирования от 14.06.2012 № 150 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 136 "О некоторых мерах по ведению единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" (далее – Приказ № 150) утверждены формы, порядок заполнения и сроки представления заявок о фиксации сведений в ЕГАИС.

Приложением № 4 к Приказу № 150 утверждена форма заявки о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) и информации о получении продукции (в том числе возврат).

В соответствии с пунктом 10 Постановления № 522 при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной информации организация направляет в порядке и сроки, установленные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Федеральной таможенной службой, заявку с уточненными данными о фиксации, при этом: организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, вносит уточнения в указанную информацию по решению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о возможности уточнения этой информации, принятому на основании заявления организации.

При отсутствии решения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка о возможности уточнения информации, содержащейся в единой информационной системе, уточнение информации не допускается (пункт 10.4 Постановления № 522).

Согласно п. 1.2. Приложения № 4 к Приказу № 150 заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) предоставляется организациями, осуществляющими поставку продукции по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений) до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции.

Допустив нарушения вышеуказанных требований к порядку учета спиртосодержащей продукции, Общество совершило правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.

Вина Общества в совершении административного правонарушения заключается в несоблюдении законодательства, устанавливающего порядок учета спиртосодержащей продукции, у Общества имелась реальная возможность для соблюдения такого порядка, однако им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Общество не отрицает факт совершения правонарушения, указывает на его малозначительность.

Суд не принимает довод заявителя о малозначительности совершенного правонарушения ввиду следующего.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Закон № 171-ФЗ устанавливает особые правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Одним из специальных условий, связанным с производством и оборотом спиртосодержащей продукции, является обязательное осуществление учета и декларирования объема производства и оборота такой продукции.

Указанные требования направлены на защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота спиртосодержащей продукции, обладают повышенной опасностью. Данная правовая позиция отражена в определениях Конституционного суда РФ №74-О от 09.04.2001, № 99-О от 24.04.2002.

При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10).

Каких-либо доказательств отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также доказательств исключительности данного случая Общество суду не предоставило.

При таких обстоятельствах освобождение от административной ответственности будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений, поскольку правонарушитель, уверенный в безнаказанности совершенного правонарушения, будет и в дальнейшем уверен в "малозначительности" подобного рода действий.

Суд также отмечает, что отсутствие должной предусмотрительности Общества не свидетельствует об отсутствии его вины и не является основанием для освобождения от административной ответственности.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования закрытого акционерного общества "Эвалар" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу № 6-01-06/09-53/15-ю от 18.02.2013 о привлечении закрытого акционерного общества "Эвалар" (место нахождения: Алтайский край, г. Бийск, ул. Социалистическая, 23/6; ОГРН 1022200553760) к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин