ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-3777/20 от 11.08.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Барнаул Дело № А03-3777/2020  17 августа 2020 года 

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 17 августа 2020 года. 

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при ведении  протокола судебного заседания секретарем Кондратьевой П.В., рассмотрев в открытом  судебном заседании с использованием системы веб-конференции информационной  системы «Картотека арбитражных дел», видеоконференц-связи, обеспеченной  Арбитражным судом Кемеровской области в составе судьи в составе судьи 

ФИО1, при ведении протокола секретарем Мешкова Д.Д., рассмотрев в открытом  судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Угольная компания  «Кузбассразрезуголь» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Кемерово, к Комитету  по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского района  Алтайского края (ИНН <***> , ОГРН <***>), с. Хабары Хабарского района  Алтайского края, к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике  Администрации Хабарского района Алтайского края ФИО2, с.  Хабары Хабарского района Алтайского края, о признании незаконным бездействия  Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Хабарского  района Алтайского края, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную  роспись в целях исполнения исполнительного листа серии АС № 005123039 по делу №  А03-9272/2012 в течении трех месяцев со дня его поступления на исполнение, о признании  незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной  политике Администрации Хабарского района Алтайского края ФИО2,  выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения  исполнительного листа серии АС № 005123039 по делу № А03-9272/2012 в течении трех  месяцев со дня его поступления на исполнение, 

при участии представителей:
от заявителя - ФИО3 (паспорт, диплом, доверенность от 04.02.2019
 № 57-2019/УК);

от заинтересованных лиц – ФИО2 (паспорт), ФИО4 (паспорт, 


доверенность от 20.07.2020 № 50, диплом рег. номер 620 от 29.04.1995),

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»  обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и  кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края 

к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации  Хабарского района Алтайского края ФИО2 о признании незаконным  бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации  Хабарского района Алтайского края, выразившегося в невнесении изменений в сводную  бюджетную роспись в целях исполнения исполнительного листа серии АС № 005123039 по  делу № А03-9272/2012 в течении трех месяцев со дня его поступления на исполнение, о  признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и  кредитной политике Администрации Хабарского района Алтайского края ФИО2,  выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения  исполнительного листа серии АС № 005123039 по делу № А03-9272/2012 в течении трех  месяцев со дня его поступления на исполнение. 

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемое бездействие  заинтересованного лица не соответствует действующему бюджетному законодательству,  нарушает права Общества на исполнение вступившего в законную силу судебного акта. 

Заинтересованные лица отзывом на заявление и дополнениями к нему считают  заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывают  на совершение Комитетом по финансам и его председателем всей совокупности  установленных бюджетным законодательством действий, в пределах полномочий  указанных лиц, на исполнение поступившего исполнительного документа, что исключает  наличие оспариваемого бездействия. Комитетом при подговоре проекта бюджета  муниципального образования Хабарского района Алтайского края на 2020 год были  предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения в 2020 году исполнительных  листов, обязанность по исполнению которых возложена на Комитете, в том числе и по  указанном исполнительном листу. Решением Хабарского районного Совета депутатов от  18.12.2019 № 59 «Об утверждении бюджета муниципального образования Хабарского  района и Алтайского края на 2020 год», статьей 4 утверждено распределение бюджетных  ассигнований на 2020 год, в ведомственной структуре расходов бюджета согласно  приложению 5 к решению. Сводной росписью расходов райного бюджета на 2020 год, для  погашения задолженности по исполнительным листам были предусмотрены по  квартальные бюджетные ассигнования на общую сумму 14 380 000 руб. Кроме того, с  начала исполнения исполнительного листа выплачен долг в размере 1 883 719, 86 руб. 

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось по ходатайствам участвующих в  деле лиц, а также по инициативе суда для предоставления дополнительных доказательств. 

Заявителем дополнялись нормативно-правовые основания заявленных требований. 

В судебном заседании представитель Общества настаивал на удовлетворении  заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении. 

Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения 


заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на заявление и в  дополнительных отзывах. 

Выслушав, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил  следующее. 

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.2012 по делу
 № А03-9272/2012 с Администрации Хабарского района Алтайского края в пользу

ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» взыскано 2 828 346 руб. 56 коп. долга,  128 373 руб. 30 коп. неустойки, а также 2 000 руб. в возмещении расходов по уплате  государственной пошлины. 

Платежными поручениями от 27.11.2012 № 7766664, № 7766662 с лицевого счета  Администрации Хабарского района Алтайского края была произведена частичная оплата  судебного акта. Информация о частичном исполнении имеется так же на странице 7  исполнительного листа серии АС № 005123039. 

казначейства по Алтайскому краю в связи с утвержденным графиком погашения  задолженности. 

В ходе исполнительного производства № 3740/15/22079-ИП частично взыскана  сумма в размере 560 573 руб. 

Постановлением от 05.02.2019 исполнительное производство № 3740/15/22079-ИП  окончено, в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть  произведено взыскание, все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые  законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. 

Общество обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о  разъяснении решения Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.2012 по делу №  А03-9272/2012. Заявление мотивировано наличием в судебном акте неясности в части того,  за счет каких средств (казны муниципального образования или собственных средств  Администрации Хабарского района) должно производиться исполнение решения. 

Определением Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2019 заявление  удовлетворено, судом разъяснено, что взыскание денежных средств по решению  Арбитражного суда Алтайского края от 11.09.2012 по делу № А03-9272/2012 следует  производить с муниципального образования Хабарский район Алтайского края в лице  Администрации Хабарского района Алтайского края за счет казны муниципального  образования Хабарского района Алтайского края. 


образования - Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации  Хабарского районе Алтайского края в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса  Российской Федерации. 

Письмом от 18.03.2019 № 12 Комитет возвратил исполнительный лист

АС № 005123039 взыскателю, указав, в качестве основания для возврата, что  исполнительный лист не подлежит исполнению в порядке статьи 242.5 Бюджетного  кодекса Российской Федерации, а также на истечение срока для его предъявления. 

Решением от 26.09.2019 по делу А03-5146/2019 (резолютивная часть 19.09.2019)  признаны незаконным действия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике  администрации Хабарского района Алтайского края, выразившиеся в возврате  исполнительного листа серии АС № 005123039, выданного Арбитражным судом  Алтайского края по делу № А03-9272/2012. 

АС № 005123039, который получен последним 29.10.2019.

До настоящего времени решения Арбитражного суда Алтайского края 11.09.2012 по  делу № А03-9272/2012 в полном объеме не исполнено. 

Полагая бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении  исполнительного листа в установленный законодательством срок, незаконным, ссылаясь на  продолжение незаконного бездействия, Общество обратилось с настоящим заявлением в  арбитражный суд. 

Оценив в совокупности представленные доказательства и фактические  обстоятельства дела, суд считает требование не подлежащим удовлетворению, исходя из  следующего. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов  Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части  первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о  признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и  действий (бездействие) органов местного самоуправления необходимо наличие двух  условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также  нарушение прав и законных интересов заявителя. 

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ

«О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную  силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской  Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие  обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц,  других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей  территории Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются  обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, 


иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей  территории Российской Федерации. 

В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией  арбитражного процесса. 

Следовательно, вступивший в законную силу судебный акт и выданный на его  основе исполнительный лист обязателен для исполнения, в частности, комитетом и  председателем комитета. 

Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению  взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  предусмотрен, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом Российской  Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об  исполнительном производстве», иными актами законодательства. 

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22.10.2007 № 229-ФЗ «Об  исполнительном производстве» (действующего в спорный период) порядок исполнения  судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств  соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается  бюджетным законодательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации  обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации  на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного  кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с положениями главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской  Федерации списание денежных средств производится с лицевых счетов получателей  бюджетных средств. 

Согласно пункту 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для  исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда,  причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного  самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами  местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону  или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о  взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за  исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной  ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы,  указанные в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. 

Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 года установлено,  что согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации  исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования  за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом  в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на  исполнение. 

При этом, как указано в Постановлении Пленума, положения статьи 242.2  Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат применению при разрешении 


споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных  средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении  вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием)  государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих  органов, так и по иным требованиям. 

Согласно указанному порядку исполнение судебных актов осуществляется за счет  ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При  исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные  законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в  сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2). 

Конституционным Судом Российской Федерации сформулирован правовой подход  (Определение от 01.10.2009 № 1312-О-О), согласно которому данные законоположения  направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению  взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами  Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного  самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий  год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным  образованиям. 

Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению  объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они  предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета,  который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения  изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя  финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217  Бюджетного кодекса Российской Федерации). 

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна  ему соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного  кодекса), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению  взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо  лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных  представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к  произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права  муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени  представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в  исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования,  как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 части 10 

статьи 35).

Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа  бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных  ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств  муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания  соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и  ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного 


самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения,  создавало бы угрозу сбалансированности бюджета. 

Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи  21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса, внесение изменений  в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе  при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных  бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри  одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на  конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью. 

При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на  соответствующие цели финансовый орган муниципального образования как субъект,  уполномоченный федеральным законом организовать исполнение судебных решений по  обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об  этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые в свою  очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2  статьи 83 Бюджетного кодекса - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных  бюджетом. 

Как установлено судом, исполнительный лист серии АС № 005123039 по делу   № А03-9272/2012 получен Комитетом по финансам 29.10.2019 с заявлением Общества об  исполнении судебного акта, следовательно, срок его исполнения истекал 29.01.2020. 

Как следует из материалов дела, Комитет уведомил главу Хабарского района  Алтайского края о поступлении исполнительного документы 01.11.2019. 

Для его исполнения Комитетом в конце 2019 года при подготовке проекта бюджета  муниципального образования Хабарского края Алтайского края на 2020 год были  предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения в 2020 году исполнительных  листов, обязанность по исполнению которых возложена на Комитет, в том числе на  исполнительный лист серии АС № 005123039. 

Решением Хабарского районного Совета депутатов от 18.12.2019 «59 «Об  утверждении бюджета муниципального образования Хабарского района Алтайского края  на 2020 год». 

Сводной бюджетной росписью районного бюджета на 2020 год, утвержденной  09.01.2020, для погашения задолженности по исполнительным листам были  предусмотрены для Комитета поквартальные ассигнования в 2020 году на общую сумму 

Данный размер бюджетных ассигнований складывается по двум кодам видов  расходов (далее - КВР). Действующее законодательство требует от государственных  (муниципальных) учреждений при оформлении бухгалтерской отчетности  классифицировать все траты бюджетных средств по кодам видов расходов. 

Расшифровка KBP 831 - «Исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по  возмещению причиненного вреда». 

 Под КВР 831 в бухгалтерских отчетах проходят:


2.  Возмещение компенсаций за задержку выплат физическим лицам;
3.  Возмещение морального ущерба;
4.  Выплата разных судебных издержек;
5.  Возврат денег в случае неосновательного обогащения;

Погашение основного долга по исполнительным листам данный вид расходов не  предусматривает, в связи с чем, органы федерального казначейства санкционируют  исполнение платежных поручений с указанием 831 КВР в части исполнения возврата  госпошлины, пени, штрафов. 

Для исполнения исполнительных листов в части основного долга применяется 244  КВР как прочая закупка товаров и услуг для обеспечения муниципальных нужд, то есть в  платежных поручениях по перечислению взыскателю средств основного долга нами  указывается 244 КВР. 

Сумма средств по указанным КВР обозначена в росписи как погашение  задолженности по исполнительным листам и в первоначальной росписи составляла 

Из Справки-уведомления об изменении сводной бюджетной росписи по расходам  районного бюджета № 1 от 07.02.2020 следует, что Комитет увеличил и перераспределил  бюджетные ассигнования на основании оплаты исполнительных листов. 

Согласно реестру исполнительных лисов на 01.11.2019 Комитетом на исполнении  находятся 21 исполнительный документ, в том числе и исполнительный лист серии 

АС 002123039.

После внесения изменений, в сводной бюджетной росписью районного бюджета на  2020 год, для погашения задолженности по исполнительным листам были предусмотрены  для Комитета поквартальные ассигнования в 2020 году на общую сумму 17 450 000 руб. 

В ходе судебного разбирательства Комитетом в материалы дела в качестве  доказательств частичного исполнении исполнительного документа представлены  платежные поручения от 13.04.2020 № 726425, от 12.05.2020 № 386676, от 16.06.2020   № 292940 , от 09.07.2020 № 839192, от 15.07.2020 № 69023, от 24.07.2020 № 315319, от  04.08.2020 № 502764 на общую сумму 2 358 719,86 руб. 

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что  принятые председателем Комитета меры позволили производить погашение  задолженности по исполнительному листу серии АС № 005123039 на сумму 

Погашение задолженность по исполнительному листу производиться Комитетом за  счет средств казны муниципального образования в порядке статьи 242.2 Бюджетного  кодекса Российской Федерации за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели  решением о бюджете и с учетом внесенных 07.02.2020, 01.07.2020 изменений в сводную  бюджетную роспись районного бюджета на 2020 год, что подтверждается 


вышеуказанными платежными поручениями. 

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации доказательств обратного Обществом не представлено, само по себе несогласие  с представленными Комитетом документами в подтверждение факта принятия мер по  погашению задолженности перед Обществом, не свидетельствует о бездействии  заинтересованных лиц. 

Поскольку судом не установлена совокупность юридически значимых  обстоятельств необходимых для признания действий (бездействия) незаконными, суд в  соответствии с положениями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявленных требований. 

Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

открытому акционерному обществу «Управляющая компания  «Кузбассразрезуголь» в удовлетворении требований отказать. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в  апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в  течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Арбитражный суд  Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную  силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде  апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в  восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 

Судья О.В. Трибуналова