АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Барнаул
Дело № А03-3783/2011
30 мая 2011 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Семилуцкой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Калина" к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края об оспаривании решения,
с участием третьего лица - Администрации Алтайского края,
при участии в заседании: от заявителя – ФИО1, генерального директора, выписка из ЕГРЮЛ, ФИО2 по доверенности от 27.04.2011, от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 20.07.2010, от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 22.12.2010 г. № 59-11/1-07,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Калина" (далее – ООО "Калина", Общество) обратилось в арбитражный суд к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – Управление) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, в котором просило: 1) признать решение от 11.03.2011 № 24/К/245 об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую незаконным; 2) возложить на Управление обязанность рассмотреть ходатайство Общества о переводе земельного участка площадью 54709 кв.м. с кадастровым номером 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5200 м по направлению на юго-запад от с. Санниково из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства ООО «Калина» торгово-развлекательного центра (л.д. 116-119).
В обоснование заявленных требований Общество указало, что является собственником земельного участка площадью 84709 кв. м. с кадастровым номером 22:33:040801:0969, находящегося примерно в 5200 м по направлению на юго-запад от с. Санниково. Категория земельного участка: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.
09.09.2010 года ООО "Калина" обратилось в Администрацию Алтайского края с ходатайством о переводе указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства торгово-развлекательного центра.
Решением Управления от 11.03.2011 за № 24/К/245 в рассмотрении ходатайства было отказано.
В соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства, ходатайство должно было возвращено в течение 30 дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Между тем, в решении от 11.03.2011 года № 24/К/245: 1) не указывается, какие из представленных документов по форме, содержанию или составу не соответствуют требованиям законодательства; 2) нарушается установленный законом 30-тидневный срок.
Управление представило отзыв на заявление, в котором указало, что в процессе рассмотрения ходатайства о переводе земельного участка Главное управление сельского хозяйства Алтайского края и Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края письмами от 25.02.2011 и от 02.03.2011 отозвали свои положительные заключения о целесообразности перевода земельного участка. В связи с отсутствием указанных заключений в рассмотрении ходатайства было отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Администрация Алтайского края.
В судебном заседании представители заявителя настаивали на заявленных требованиях, представители Управления и третьего лица против удовлетворения требований возражали.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ООО "Калина" является собственником земельного участка площадью 84 709 кв. м с кадастровым номером 22:33:040801:0969, находящегося в Первомайском районе Алтайского края примерно в 5 200 м по направлению на юго-запад от ориентира западная граница с. Санниково, расположенного за пределами участка. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства (л.д. 26).
09 сентября 2010 года Общество обратилось в Администрацию Алтайского края с ходатайством о переводе указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения для строительства Обществом торгово-развлекательного центра. К ходатайству прилагались предусмотренные законодательством документы (л.д. 27-29).
Решением Управления от 11.03.2011 за № 24/К/245 в рассмотрении ходатайства ООО "Калина" было отказано, пакет документов был возвращен Обществу.
Как следует из текста решения, основанием для его принятия послужили следующие обстоятельства: согласно справке КГУ «Управление автомобильных дорог Алтайского края» от 07.09.2010 № 03-16/305 данный земельный участок находится в придорожной полосе автомобильной дороги «Мостовой переход через р. Обь в г. Барнауле» с ориентировочными границами с км 8+500, справа по км 9+196, справа.
Постановлением Администрации Алтайского края от 24.07.2008 № 296 «Об упорядочении размещения объектов дорожного сервиса в Алтайском крае» утверждена схема размещения объектов дорожного сервиса в Алтайском крае. Данной Схемой размещение торгово-развлекательного центра на указанном земельном участке в придорожной полосе автомобильной дороги «Мостовой переход через р. Обь в г. Барнауле» не предусмотрено.
Кроме того, в решении имеется ссылка на статью 3 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой в рассмотрении ходатайства о переводе земель или земельного участка из одной категории в другую может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что требования Общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из абзаца 9 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в соответствии с пунктами 1 и 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Перечень документов, которые необходимо приложить к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установлен пунктом 4 статьи 2 названного Закона.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ ходатайство о переводе земельного участка из одной категории земель в другую направляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган.
Согласно пункту 2 указанной статьи в рассмотрении ходатайства может быть отказано в двух случаях - если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо и если к ходатайству приложены документы, не соответствующие по составу, форме или содержанию требованиям земельного законодательства. Ходатайство, не подлежащее рассмотрению по установленным названной частью основаниям, возвращается заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения.
В силу пункта 4 статьи 3 упомянутого Федерального закона в случае рассмотрения ходатайства по существу уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: либо акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Аналогичные положения закреплены в Порядке рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2009 N 441 (далее – Порядок).
В силу ст. 1 Закона Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" (далее – Закон № 12-ЗС) регулирование земельных отношений в Алтайском крае осуществляют Алтайское краевое Законодательное Собрание, Администрация Алтайского края и орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.
Постановлением администрации Алтайского края от 12.02.2007 N 51 "О реализации Закона Алтайского края "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае" установлено, что этим органом является Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Таким образом, Администрация Алтайского края и Главное управление имущественных отношений Алтайского края являются органами, осуществляющими регулирование земельных отношений в Алтайском крае, каждый из которых обладает самостоятельными, только ему присущими полномочиями в данной сфере.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона N 12-ЗС, п. 1.2 Порядка уполномоченным органом, осуществляющим перевод земель из одной категории в другую, является Администрация Алтайского края.
Согласно п. 3.1 Порядка для перевода земельных участков из одной категории в другую заинтересованным лицом в Администрацию Алтайского края подается соответствующее ходатайство.
Как следует из ходатайства Общества, на нем имеется входящий штамп Администрации Алтайского края, то есть заявитель обратился в надлежащий орган.
В соответствии с п.п. 3.4, 3.5 Порядка по результатам рассмотрения ходатайства Администрацией Алтайского края в двухмесячный срок со дня его поступления принимается постановление о переводе земельных участков из одной категории в другую либо решение об отказе в таком переводе.
Подготовка проекта постановления Администрации Алтайского края о переводе земель или земельных участков либо отказа в переводе земель или земельных участков готовится по поручению Администрации Алтайского края органом исполнительной власти Алтайского края.
Таким образом, в процедуре рассмотрения ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую в правомочия Главного управления имущественных отношений Алтайского края входит только подготовка проекта постановления Администрации Алтайского края о переводе земельных участков либо отказа в таком переводе.
Разрешение вопроса о том, подлежит либо не подлежит рассмотрению ходатайство о переводе земельных участков из одной категории в другую, относится к компетенции Администрации Алтайского края.
В соответствии с требованиями частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку ни Закон N 12-ЗС, ни Порядок, ни Положение о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденное постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006 N 32, не наделяют Управление полномочиями разрешать вопрос о том, подлежит либо не подлежит рассмотрению ходатайство о переводе земельных участков из одной категории в другую, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято органом, неуполномоченным на его принятие, вследствие чего является незаконным.
Доводы заявителя о том, что в оспариваемом решении не указывается, какие из представленных документов по форме, содержанию или составу не соответствуют требованиям законодательства, а также о нарушении срока принятия решения подтверждаются материалами дела.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" ходатайство, не подлежащее рассмотрению по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи, подлежит возврату заинтересованному лицу в течение тридцати дней со дня его поступления с указанием причин, послуживших основанием для отказа в принятии ходатайства для рассмотрения. Аналогичные положения закреплены в п. 3.3 Порядка.
Между тем, данные требования установлены для уполномоченного органа - Администрации Алтайского края. На Управление, не обладающее полномочиями разрешать вопрос о том, подлежит либо не подлежит рассмотрению ходатайство о переводе земельных участков из одной категории в другую, данные правовые нормы не распространяются.
Оспариваемым решением нарушаются права Общества на рассмотрение его ходатайства о переводе земельных участков из одной категории в другую надлежащим органом и в установленные законом сроки, а также Общество незаконно лишается возможности получения положительного решения о таком переводе земельного участка, что лишает его возможности дальнейшего использования в предпринимательской деятельности ООО "Калина".
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно части 4 указанной статьи в резолютивной части такого решения должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя Общество просит суд обязать Управление повторно рассмотреть ходатайство ООО "Калина". Между тем, данное требование удовлетворению не подлежит, поскольку, как уже указывалось, Управление, не обладает полномочиями разрешать вопрос о том, подлежит либо не подлежит рассмотрению ходатайство о переводе земельных участков из одной категории в другую, а решение данного вопроса отнесено к компетенции Администрации Алтайского края.
В настоящем случае указать в резолютивной части решения обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя не представляется возможным.
Понесенные Обществом судебные расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей подлежат взысканию с заинтересованного лица в силу ст. 101, 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать решение Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 11.03.2011 № 24/К/245 об отказе в рассмотрении ходатайства общества с ограниченной ответственностью "Калина" о переводе земельного участка из одной категории в другую незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", Закону Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", а также Порядку рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 26.10.2009 N 441.
Взыскать с Главного управления имущественных отношений Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Калина" 2 000 рублей судебных расходов.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Д.В. Музюкин