АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
Дело № А03-3784/2014
28 апреля 2014 г.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Деминой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ № 1" об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о привлечении к административной ответственности № 24/56 от 18.02.2014,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – директора Волкова А.А., приказа № 1 от 13.03.2013, паспорт;
от заинтересованного лица – Роор В.В. по доверенности № 12 от 10.02.2014, удостоверение ФС № 335 от 21.09.2012; Шефер М.Е. по доверенности № 46 от 04.04.2014, удостоверение ФС № 340 от 21.09.2012,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ № 1" (далее – ООО "ЖЭУ № 1", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального одела по г. Новоалтайску, Первомайскому, Косихинскому, Тальменскому и Троицкому районам (далее – Управление) о привлечении к административной ответственности № 24/56 от 18.02.2014 по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Общество ссылается на незаконность привлечения к административной ответственности, поскольку оно не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Управление в отзыве на заявление просило в удовлетворении требований отказать. По мнению Управления, факт совершения Обществом правонарушения подтверждается материалами дела.
В судебном заседании представители сторон на своих требованиях и возражениях настаивали.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
22.09.2013 Управлением проведен осмотр дома № 33 по ул. Октябрьская в г. Новоалтайске Алтайского края, в ходе которого выявлено, что в подъездах № 1 и № 2 данного многоквартирного дома до жильцов не доведена следующая информация:
сведения об исполнителе – наименование, место нахождения, сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин;
наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила).
По мнению Управления, вышеуказанное является нарушением требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и пункта 31 Правил.
По данному факту 14.02.2014 в отношении Общества был составлен протокол № 24/35 об административном правонарушении, на основании которого постановлением № 24/56 от 18.02.2014 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 руб.
Считая постановление незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что требования Общества подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
Объективную сторону административного правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Управление вменяет в вину Обществу нарушение требований ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей и пункта 31 Правил.
Согласно пункту 31 Правил исполнитель обязан, в том числе предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 2 Правил в контексте данного нормативного акта исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В свою очередь, коммунальные ресурсы определяются Правилами как холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖЭУ № 1" не является управляющей компанией многоквартирного дома № 33 по ул. Октябрьская в г. Новоалтайске, поскольку жильцами данного дома в качестве способа управления домом выбрано непосредственное управление, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в данном доме от 21.08.2013. На этом же собрании ООО "ЖЭУ № 1" выбрана в качестве организации по обслуживанию дома (л.д. 14).
Согласно п. 1 договора от 01.09.2013, заключенного между Обществом и собственником жилого помещения в доме, Общество обязуется по заданию собственников помещений в многоквартирном доме оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, а также иные услуги и работы, связанные с обслуживанием многоквартирного дома (л.д. 16).
Подачу жильцам данного дома каких-либо коммунальных ресурсов, перечисленных в п. 2 Правил, Общество не осуществляет, следовательно, коммунальных услуг не оказывает, в силу чего исполнителем по смыслу Правил не является.
Определением от 10.04.2014 суд обязал Управление представить доказательства того, что ООО "ЖЭУ № 1" обеспечивает дом № 33 по ул. Октябрьская в г. Новоалтайске коммунальными ресурсами, перечисленными в Правилах. Данное определение заинтересованное лицо не выполнило.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения пункта 31 Правил, обязывающие исполнителей коммунальных услуг размещать на подъездах домов вышеуказанную информацию, на Общество не распространяются.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
В свою очередь, данная норма обязывает исполнителей размещать информацию о себе на вывеске, а не на подъездах жилых домов. Отсутствие данной информации на вывеске Общества в вину ему не вменяется.
В силу положений, закрепленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Между тем, обязанность исполнителей предоставлять данную информацию путем размещения её на подъездах законом также не предусмотрена. Доказательств несвоевременности предоставления Обществом вышеуказанной информации какому-либо конкретному потребителю каким-либо иным способом в деле не имеется.
Таким образом, доказательства нарушения Обществом ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей в деле также отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "ЖЭУ № 1" состава вменяемого ему административного правонарушения, что в силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим возможность осуществления производства по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю от 18 февраля 2014 года № 24/56 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЖЭУ №1" (место нахождения: Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Депутатская, 10; ОГРН 1132208000726) к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ признать незаконным и отменить в полном объеме.
Решение может быть обжаловано по истечении десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья Д.В. Музюкин