ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4071/07 от 06.06.2007 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, г. Барнаул, пр-т Ленина, 76, тел. 61-92-78

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № АОЗ-4071/07-10

06 июня 2007 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инко-Трейд», г. Бийск, об оспаривании постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Алтайскому краю по делу об административном правонарушении от 16.04.2007 г. № 01-07/70,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дружининой Н.М.,

при участии представителей:

от заявителя – просил рассмотреть дело в отсутствие представителя;

от заинтересованного лица – ФИО1, доверенность от 10.01.2007 г.,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Алтайского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Инко-Трейд» (далее – Общество) с заявлением об оспаривании постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Алтайскому краю (далее – Управление) по делу об административном правонарушении от 16.04.2007 г. № 01-07/70.

При этом Общество просило восстановить срок для обжалования постановления.

Управление в отзыве на заявление указало, что Общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При вынесении указанного постановления руководствовалось Положением Центрального Банка от 01.06.2004 г. № 258-П, которое в силу пункта 2 части 3 статьи 23 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральным Банком России издано в пределах компетенции, предоставленной законом.

Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 09.08.2006 г. № 12-1-4/1708, на которое ссылается Общество в обоснование оспариваемого постановления, не является нормативным правовым актом.

В судебном заседании представитель Управления пояснил, что Общество на основании контракта от 25.05.2006 г. № 01/06 с «ELDEXCOMMERCES.A» 20.07.2006 г. вывезло с территории Российской Федерации товар.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», утвержденным Центральным Банком РФ от 01.06.2004 г. № 258-П, резидент представляет в банк ПС документы, перечисленные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Общество представило справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы в уполномоченный банк по истечении срока, установленного Положением № 258-П, 18.01.2007 г. вместо 15.08.2006 г., допустив просрочку представления на 156 дней.

Указанные обстоятельства явились поводом для привлечения Общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ – несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 20.07.2007 г. Общество по грузовой таможенной декларации 10403010/200706/0001567 во исполнение контракта от 25.05.2006 г. № 01/06 отгрузило иностранному партнеру товар. В соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П, изданного ЦБ России, Общество обязано было не позднее 15 дней с даты отгрузки товара представить в уполномоченный банк документы, предусмотренные названным Положением, подтверждающие валютную операцию, т.е. 15.08.2006 г. Общество представило документы 18.01.2007 г., просрочив срок представления документов на 156 дней.

Управление, усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, привлекло его к административной ответственности по указанной норме.

Общество не согласно с постановлением, поэтому просит признать его незаконным и отменить.

Суд считает заявление Общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Общество не оспаривает обстоятельства административного правонарушения, однако полагает, что справка о подтверждающих документах является документом, а не формой отчетности, поэтому ее непредставление в уполномоченный банк не может расцениваться как нарушение требований валютного законодательства, за которое предусмотрена административная ответственность по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Суд считает позицию Общества не основанной на законе.

В соответствии с частью 2 статьи 5 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный Банк и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Частью 4 статьи 5 названного Закона к компетенции Центрального Банка Российской Федерации отнесено установление единой формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Пунктом 2 части 2 статьи 24 названного Закона предусмотрена обязанность резидентов вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проведенным валютным операциям. При этом порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля – уполномоченным банкам устанавливается Банком России (п. 2 ч. 3 ст. 23 Закона).

Банком России 01.06.2004 г. утверждено Положение № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», согласно пункту 2.4 которого установлена обязанность резидента по представлению в банк паспорта сделки подтверждающих документов и двух экземпляров справки о подтверждающих документах в установленном банком ПС порядке и в согласованный банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.

Непредставление в установленный срок в уполномоченный банк документов, предусмотренных Положением № 258-П, является нарушением, представляющим существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Обязанность по представлению форм учета и отчетности является неотъемлемой составляющей валютного контроля со стороны агента валютного контроля (уполномоченного банка) – ведение ведомости валютного контроля в соответствии с главой 3 Положения № 258-П. Представление форм учета и отчетности в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 173-ФЗ и Положением № 258-П является способом учета валютных операций агентом валютного контроля (уполномоченным банком). В соответствии с главой 3 Положения № 258-П уполномоченный банк как агент валютного контроля ведет (заполняет) ведомость валютного контроля только на основании информации, содержащейся в перечисленных в данной главе документах. Кроме того, основной раздел ведомости банковского контроля (раздел 2) заполняется уполномоченным банком только на основании представленных резидентом справок.

Указанием Банка России от 16.01.2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации» установлена обязанность для кредитных организаций по составлению и представлению отчетности по форме 0409665 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки». В соответствии с Указанием № 1376-У отчетность по форме 0409665 формируется с целью получения информации о валютных операциях резидентов, осуществляемых в соответствии с Положением № 258-П.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения № 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них – подтверждающие документы. Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению № 258-П.

Как указывалось выше, пункт 2.4 Положения № 258-П устанавливает обязанность резидента представлять в банк ПС документы, указанные в п.2.2 Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ.

В соответствии с пунктами 2.11 и 2.14 Положения № 258-П уполномоченным банком проверяются представленные резидентом справки, указанные в пунктах 2.2, 2.5, 2.6 Положения № 258-П, и возвращаются резиденту в случаях, указанных в пункте 2.14 Положения № 258-П, в том числе, если представленные резидентом справки заполнены и (или) оформлены с нарушением требований, установленных в Положении № 258-П. При этом один экземпляр представленных справок возвращается резиденту, а второй экземпляр с отметкой ответственного лица банка ПС о причине возврата помещается в досье по паспорту сделки. Кроме того, пунктом 2.14 Положения № 258-П установлены обязанность и срок повторного представления в банк ПС надлежащим образом заполненных и оформленных с учетом замечаний банка ПС справок вместе с соответствующими документами.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона № 173-ФЗ Банк России в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с Законом № 173-ФЗ может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. При этом на основании части 2 статьи 20 Закона № 173-ФЗ паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

В силу пункта 3.1 Положения № 258-П банк ПС в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки открывает и ведет ведомость на основании информации, содержащейся как в паспорте сделки, так и в справке о подтверждающих документах и иных, перечисленных в указанном пункте документах.

Согласно статье 25 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Общество в нарушение приведенных норм не представило в банк в установленные сроки справку о подтверждающих документах, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Каких-либо несоответствий и противоречий в нормах Федерального закона № 173-ФЗ и Положения № 258-П, по мнению суда, не усматривается.

В соответствии со статьей 7 ФЗ «О Центральном Банке РФ «Банке России» Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Кроме того, Банк России вправе давать официальные разъяснения, Положение о порядке подготовки и вступления в силу которых утверждено Центральным Банком РФ 18.07.2000 г. № 115-П, по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком России только в случаях, если это прямо предусмотрено федеральными законами для случаев толкования федеральных законов, иными нормативными правовыми актами для случаев толкования указанных нормативных правовых актов (п.1.1).

В данном случае Банк России указывает на то, что письмо директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ от 09.08.2006 г. № 12-1-4/1708 является официальным разъяснением Банка России порядка применения части 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Вместе с тем полномочия по толкованию норм Федерального закона у Банка России отсутствуют. Кроме того, в силу приведенного пункта 1.1 Положения данное письмо не может быть расценено как официальное разъяснение Банка России.

Согласно пункту 1.2 Положения официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка России являются актами толкования нормативных актов Банка России и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта Банка России.

В соответствии с пунктом 1.3 Положения официальные разъяснения Банка России не могут устанавливать норм права, не могут относиться к нормативным актам Банка России и не требуют регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального Закона «О Центральном Банке (Банке России)» и Положением Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» от 15 сентября 1997 года № 519 для нормативных актов Банка России.

Официальные разъяснения Банка России обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение Банка России (п.1.4).

Между тем, имеющиеся в деле письма Банка России (упомянутое выше письмо от 09.08.2006 г., письма директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ от 06.12.2006 г. № 12-1-4/2550 и от 08.12.2006 г. № 12-1-5/2573 не являются официальными разъяснениями Банка России, поскольку в силу пункта 1.5 указанного положения официальные разъяснения Банка России издаются в виде акта, называемого «официальное разъяснение Банка России», разрабатываются, принимаются и регистрируются в порядке, установленном данным Положением.

Названные письма директора департамента финансового мониторинга и валютного контроля не прошли установленный порядок разработки, согласования, регистрации, не опубликованы в установленном Положением порядке, и имеют адресный характер, поскольку являются ответами на обращения Росфиннадзора.

Согласно пункту 2.3 официальные разъяснения Банка России по вопросам применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов подписываются Председателем Банка России, а официальные разъяснения Банка России по вопросам применения нормативных актов Банка России могут быть подписаны Председателем Банка России или заместителями Председателя Банка России, в компетенции которых находится вопрос, требующий восполнения пробела правового регулирования, за исключением случаев принятия нормативного акта, по предмету которого дается официальное разъяснение, решением Совета директоров Банка России.

Суд отказывает Обществу в удовлетворении заявления.

Руководствуясь ст. ст. 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Обществу с ограниченной ответственностью «Инко-Трейд», г. Бийск, в удовлетворении заявления об оспаривании постановления Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Алтайскому краю по делу об административном правонарушении от 16.04.2007 г. № 01-07/70 отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Алтайского края.

Судья Арбитражного

суда Алтайского края Н.М. Дружинина