ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4169/18 от 21.03.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД  АЛТАЙСКОГО   КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул                                                                                                     Дело № А03-4169/2018

28 марта 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.03.2019.

Полный текст решения изготовлен 28.03.2019 .

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Сулима Е.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Угольная компания «Кузбассразрезуголь», г. Кемерово, Кемеровская область (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края ФИО1, о признании незаконными бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 000102741 по делу № АОЗ-21633/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ; о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края ФИО1, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Третьяковский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС № 000102741 по делу № А03- 21633/2014 в течение трех месяцев со дня их поступления на исполнение, об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» путем исполнения исполнительных листов серии ФС № 000102741 по делу № А03- 21633/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу, об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края ФИО1 внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Третьяковский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии ФС № 000102741 по делу № А03- 21633/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.

С участием в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Третьяковского района по Алтайскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>),

лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Угольная компания «Кузбассразрезуголь»                           (далее по тексту – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района (ИНН <***>, ОГРН <***>), к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края ФИО1, о признании незаконными бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении исполнительного листа серии ФС № 000102741 по делу № АОЗ-21633/2014 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ; о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края ФИО1, выразившееся в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Третьяковский район Алтайского края в целях исполнения исполнительного листа серии ФС № 000102741 по делу № А03- 21633/2014 в течение трех месяцев со дня их поступления на исполнение, об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» путем исполнения исполнительных листов серии ФС № 000102741 по делу № А03- 21633/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу, об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края ФИО1 внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Третьяковский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии ФС № 000102741 по делу № А03- 21633/2014 в течение тридцати дней с даты принятия решения по настоящему делу.

Определением от  24.05.2018 в порядке ст. 51 АПК РФ привлек Администрацию Третьяковского района Алтайского края (далее – Администрация района)  к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Заявитель в обоснование заявления ссылается на то, что оспариваемое бездействие ответчиков не соответствует действующему бюджетному законодательству, нарушает права Общества на исполнение вступившего в законную силу судебного акта.

Заинтересованные лица отзывом на заявление и дополнениями к нему считают заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывают на совершение  Комитетом по финансам и его председателем всей совокупности установленных бюджетным законодательством действий, в пределах полномочий указанных лиц, на исполнение поступившего исполнительного документа, что исключает наличие оспариваемого бездействия. Комитетом по финансам в лице его председателя уведомлялся глава муниципального образования о поступлении исполнительного листа о взыскании средств за счет бюджета муниципального образования; вносились предложения в Совет депутатов района о включении в состав расходов бюджета бюджетных ассигнований на исполнение предъявленного исполнительного листа, на что получен отказ. Внести изменения в сводную бюджетную роспись не представлялось возможным, ввиду отсутствия на дату предъявления листа к исполнению доступных к перераспределению денежных средств. Указывают, что в бюджете муниципального образования Третьяковский район на 2017 год были предусмотрены ассигнования на исполнение судебных актов в объеме 500 тыс. руб. По состоянию на 01.09.2017 направлено средств бюджета на указанные цели 514, 9 тыс. руб., т.е. средства бюджета по указанной статье расходов на дату поступления исполнительного листа в Комитет по финансам освоены в полном объеме. Ссылается также на то, что с даты поступления листа на исполнение в Комитет по состоянию на 29.01.2019, Комитетом по финансам перечислено в счет погашения долга по данному исполнительному документу взыскателю в размере 145000 руб.

Третье лицо отзыв на заявление не представило.

Рассмотрение дела неоднократно откладывалось по ходатайствам участвующих в деле лиц, а также по инициативе суда для предоставления дополнительных доказательств.

Заявителем дополнялись нормативно-правовые основания заявленных требований.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено без их участия в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

До начала судебного заседания от Комитета по финансам поступили дополнительные пояснения, приобщены в материалы дела.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Алтайского края по делу № A03-21633/2014 от 29.01.2015 с Администрации Третьяковского района Алтайского края в пользу ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» было взыскано 5939403 руб. 36 коп. суммы основного долга, 531787 руб. 39 коп. неустойки, а также 9020 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. 

05.03.2015 Арбитражный суд Алтайского края выдал по вышеуказанному делу исполнительный лист серии  ФС № 000102741 о взыскании задолженности с Администрации района, который предъявлен взыскателем в органы казначейства для принудительного исполнения.

Из уведомления казначейства Общество узнало, что в установленный для исполнения срок исполнительный лист не исполнен, оплаты не поступали. Исполнительный лист Обществом из казначейства отозван не был.

18.08.2017 по заявлению Общества Арбитражным судом Алтайского края определением по делу № A03-21663/2014 дано разъяснение решения, согласно которому взыскание произведено с муниципального образования Третьяковский район Алтайского края в лице Администрации района за счет средств казны муниципального образования.

После получения вышеназванного разъяснения, Обществом отозван исполнительный лист серии  ФС № 000102741 из казначейства.

Исполнительный лист был направлен для исполнения в Комитет но финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Третьяковского района Алтайского края и получен последним  15.09.2017г..

Требования исполнительного документа указанным Комитетом не исполнены в течение трех месяцев с момента поступления исполнительного листа на исполнение.

Полагая бездействие Комитета и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок, незаконным, ссылаясь на продолжение незаконного бездействия, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Оценив в совокупности представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд считает требование не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействие) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996  № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда  являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу положений раздела 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов арбитражных судов является стадией арбитражного процесса.

Следовательно, вступивший в законную силу судебный акт и выданный на его основе исполнительный лист обязателен для исполнения, в частности, комитетом и председателем комитета.

Организационно-правовой механизм исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предусмотрен, в частности, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», иными актами законодательства.

В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 22.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (действующего в спорный период) порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

В соответствии с положениями главой 24.1 БК РФ списание денежных средств  производится с лицевых счетов получателей бюджетных средств.

Согласно  пункту   4  статьи  242.2  БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями  (бездействием)  органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

Пунктом 3 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006  года  установлено, что согласно пункту 6 статьи 242.2  БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет средств бюджета должно быть произведено соответствующим финансовым органом в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.

При этом, как указано в  Постановлении Пленума, положения статьи 242.2  БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Согласно указанному порядку исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись (пункт 5 статьи 242.2).

Конституционным Судом Российской Федерации сформулирован правовой подход (Определение от 01.10.2009 № 1312-О-О), согласно которому данные законоположения направлены на гарантирование полного исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов и в этих целях во взаимосвязи с иными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации ориентируют органы местного самоуправления на включение в состав расходов местного бюджета на соответствующий год бюджетных ассигнований на исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям.

Кроме того, для случаев превышения сумм взыскания по судебному решению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о бюджете, они предусматривают механизм оперативной корректировки исполнения местного бюджета, который предполагает внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о местном бюджете в соответствии с решением руководителя финансового органа муниципального образования (абзац пятый пункта 3 статьи 217 БК РФ).

Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац 10 статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 2 части 10 статьи 35).

Кроме того, направление актом исполнительно-распорядительного органа бюджетных средств на исполнение судебных решений за счет сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на покрытие других бюджетных обязательств муниципального образования, предполагало бы возможность произвольного придания соответствующим обязательствам приоритета в структуре расходов местного бюджета и ставило под сомнение материально-финансовые возможности решения органами местного самоуправления всего комплекса вопросов местного значения в интересах населения, создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.

Соответственно, как это вытекает из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи  217 и пункта 3 статьи  219.1 Бюджетного кодекса, внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

При отсутствии или недостаточности в бюджете бюджетных ассигнований на соответствующие цели  финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный  федеральным  законом  организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об этом главу муниципального образования и его представительный орган, которые в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83  Бюджетного кодекса  - в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.

Как установлено судом, исполнительный лист серии  ФС № 000102741 получен Комитетом по финансам 15.09.2017 с заявлением Общества об исполнении судебного акта.

Комитет по финансам 23.11.2017 и 22.12.2017 платежными поручения (л.д. 92, 93 т.1) перечислил Обществу 2 тыс. руб. в счет исполнения исполнительного документа, продолжая ежемесячно, в том числе в период рассмотрения в суде настоящего спора, перечислять задолженность, всего погасив на дату рассмотрения спора в суде 145 000 руб.

Из материалов дела, пояснений председателя Комитета по финансам, данным в судебном заседании, писем Администрации района и Третьяковского районного совета народных депутатов следует, что Комитет по финансам в лице его председателя на постоянной основе информирует главу Администрации и ежеквартально Совет депутатов о находящихся на исполнение в Комитете по финансам исполнительных документах. Перечни исполнительных документов по мере их поступления доводятся до сведения главы района (л.д. 10, т.3), в порядке информационного взаимодействия направляются в Министерство финансов Алтайского края.

На очередной сессии Третьяковского совета депутатов 22.12.2017 принято решение о внесении изменений в решение «О бюджете муниципального образования на 2017 год», которые в совокупности не увеличили статьи расходов бюджета на исполнение исполнительных документов для полного погашения задолженности по спорному исполнительному листу. Раздел статьи расходов 303, по разделу 04, подразделу 12, коду целевой статьи расходов 9990014710, кода вида расходов 830 «исполнение судебных актов и мировых соглашений» не изменен, что свидетельствует об отсутствии финансирования.

По состоянию на 01.09.2017 плановые показатели на 2017 год по исполнению исполнительных документов закрыты на 100 %, остаток росписи по данным статьям расходов нулевой, что следует из анализа Комитета по финансам (л.д. 130, т2).

Таким образом, заинтересованным лицом доказан факт своевременного уведомления представительного органа, который в свою очередь обязан обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ, а так же главы муниципального образования.

Комитетом в материалы дела представлена роспись расходов районного бюджета на 2017 год (приложение № 6 Ведомственная структура  расходов районного бюджета) (л.д. 49, т.2), согласно которой по кодам ведомственных статей расходов 303, по разделу 04, подразделу 12, коду целевой статьи расходов 9990014710, кода вида расходов 830 «исполнение судебных актов и мировых соглашений» средства в сводной бюджетной росписи как и в бюджете муниципального образования Третьяковский район Алтайского края заложены в размере 500 тыс. руб, которые на 01.09.2017 полностью израсходованы на указанные целевые нужды, следовательно, возможности перераспределения расходов в сводной бюджетной росписи внутри данного вида расходов без внесения изменений в бюджет муниципального образования Третьяковский  район Алтайского края не было.

Так же в материалы дела представлена выписка из протокола (л.д. 105, т.3) внеочередной сессии Совета депутатов района от 12.04.2018 , на которой заслушивался доклад председателя комитета по финансам района о необходимости внесения изменений в решение о бюджете в связи с наличием долга по исполнительным документам (пояснительная записка л.д. 103, т.1) в общем размере 34 млн. руб., депутаты проголосовали против внесения изменений в решение о бюджжете.

 Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, и оценив их в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных вышеуказанными статьями БК РФ, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны Комитета по финансам и его председателя незаконного бездействия в смысле приведенных норм бюджетного законодательства.

Формулируя данный вывод, суд исходит из следующего:

- Комитет по финансам своевременно уведомил Главу муниципального образования и его представительного органа о поступлении на исполнение исполнительного листа, которые в свою очередь обязаны обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ;

- Комитет по финансам и его председатель информировали Третьяковский районный Совет депутатов Алтайского края об имеющейся у муниципального образования задолженности перед Обществом;

- внесение изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительных документов Общества возможно только при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.

В соответствии с положениями ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете, и эти показатели могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменения в решение о бюджете при исполнении судебных актов лишь в пределах объема бюджетных ассигнований.

Исходя  из  изложенного, суд соглашается с доводом заинтересованных лиц о том, что председатель Комитета по финансам не могла по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, внести изменения в сводную бюджетную роспись.

На основании оценки представленных в дело доказательств суд считает, что основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись (как они определены в приведенном правовом подходе Конституционного Суда Российской Федерации) отсутствуют,  и наличие таких оснований Обществом не доказано.

Указанное обстоятельство исключает возможность признания незаконным бездействия, выраженного в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись.

 По тем же основаниям суд отказывает в удовлетворении требования в части обязания председателя Комитета по финансам администрации внести изменения в сводную бюджетную роспись в целях исполнения указанного исполнительного листа.

Доводы заявления не свидетельствуют о незаконном бездействии заинтересованных лиц, а сводятся к неверному толкованию норм бюджетного законодательства, в силу чего не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Поскольку судом не установлена совокупность юридически значимых обстоятельств необходимых для признания действий (бездействия) незаконными, суд в соответствии с положениями части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьями 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в течение месяца после принятия решения в Седьмой арбитражный апелляционный суд, либо  в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

                 Судья                                                                            В.В. Синцова