ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4276/16 от 18.05.2016 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, e-mail: а03.info@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул Дело № А03-4276/2016

18 мая 2016 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юдиной Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «ЮниКредит Банк» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2016 № 11/269, о признании незаконным и отмене представления от 25.02.2016 № 11/112,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 23.01.2014 № 21/323 (до перерыва),

от административного органа – ФИО2, по доверенности № 202 от 09.11.2015,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «ЮниКредит Банк» (далее – Общество, АО «ЮниКредит Банк») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.02.2016 № 11/269, о признании незаконным и отмене представления от 25.02.2016
 № 11/112.

В обоснование заявленных требований заявитель считает, что административным органом не доказано наличие события административного правонарушения в действиях Общества. Полагает, что при квалификации действий заявителя административный орган не применил, федеральный закон от 08.03.2015 №42-ФЗ (включая его статью 2), не установил имевшие место в соответствующие периоды средние ставки банковского процента по вкладам физических лиц, и не сопоставил их значения с указанной в пункте 12 Индивидуальных условий ставкой процентов. Также заявитель указал, что оспариваемое постановление мотивировано нарушением при заключении кредитного договора положения пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О персональных данных», устанавливающего требование о конкретности согласия субъекта персональных данных на их обработку. При этом, указанное требование закона о конкретности согласия субъекта было истолковано Административным органом как допускающее указывать в согласии субъекта на передачу его персональных данных только явно обозначенных индивидуально определенных лиц, являющихся возможными получателями таких персональных данных. Между тем, требование закона о конкретности согласия субъекта относится ко всем способам обработки персональных данных, включая распространение персональных данных (п. 3 статьи 3 и п. 1 статьи 9 федерального закона «О персональных данных»). Распространение персональных данных определено законом (п.п. 3 и 5 статьи 3 федерального закона «О персональных данных») как передача персональных данных в форме действий, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц. Следовательно, какая бы то ни было степень определенности получателя персональных данных не является в соответствии с законом признаком конкретности согласия субъекта персональных данных на их обработку.

Управление в отзыве на заявление ссылается на законность и обоснованность оспариваемого постановления, ввиду противоречий условий кредитного договора требованиям статей 395 и 811 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления несоразмерно большого размера неустойки за нарушение сроков погашения платежей по кредиту, а также требованиям ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления согласия на передачу информации, составляющей банковскую тайну, любым третьим лицам, а не конкретному лицу.

Полагает, что внесенные в ст. 395 ГК РФ изменения не изменяют существа допущенного административного правонарушения.

В судебном заседании 11.05.2016 представитель заявителя на удовлетворении требований настаивал, представитель административного органа требования считал необоснованными.

В судебном заседании 11.05.2016 судом в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 18.05.2016.

После перерыва судебное заседание продолжено в прежнем составе, без участия представителя заявителя.

После перерыва представитель административного органа свои возражения поддержал.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По факту обращения в Управление с жалобой гр. ФИО3 (от 21.12.2015
 № 18949ж) на включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, Управлением была проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО «ЮниКредит Банк».

В ходе проведения проверки, Управлением было установлено cледующее.

10.11.2015 между АО «ЮниКредит Банк» и ФИО3 был заключен договор о предоставлении кредита на приобретение транспортного средства и залоге (далее – Договор). Договор является смешанным по смыслу ст. 421 ГК РФ (п. 1.1. Общих условий»).

Согласно п. 11 Индивидуальных условий от 10.11.2015, подписанных сторонами, кредит предоставляется на потребительские цели: для оплаты части стоимости приобретаемого заемщиком у ООО «Автомагистраль» транспортного средства GEELY Emgrand X 7, VIN <***>, год выпуска: 2015.

В ходе проведения анализа Договора Управлением установлено, что в Договор включены условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами и нормами законодательства о защите прав потребителей, а именно:

Пунктом 12 Индивидуальных условий предусмотрено: в случае несвоевременного погашения Задолженности по Кредиту заемщик уплачивает Банку неустойку в размере
 20 % годовых от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки.

В соответствии со ст. ст. 395, 811 ГК РФ размер процентов за нарушение срока исполнения денежного обязательства определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Согласно п. 1 Указания Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере с рефинансирования Банка России», начиная с 14.09.2012 ставка рефинасирования Банка России устанавливается в размере 8,25 процента годовых.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru), данная ставка действует до 31.12.2015.

То есть, на момент заключения Договора между гр. ФИО3 и АО «ЮниКредит Банк» (10.11.2015) учетная ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 % годовых - 0,03% в день, что в 2 раза меньше размера неустойки (пени), предусмотренной кредитным договором (20 % годовых - 0,06 % в день), что является нарушением ст. ст. 395, 811 ГК РФ.

Кроме того, в ходе проведения проверки было установлено, что подпунктами 2, 3 пункта 24 Договора предусмотрено: подписанием настоящих Индивидуальных условий Заемщик, действуя своей волей и в своем интересе, предоставляет свое согласие и уполномочивает Банк: на передачу персональных данных Заемщика и иной информации, связанной с предоставлением и обслуживанием кредита, в том числе относящейся к сведениям, составляющим банковскую тайну, организациям, оказывающим услуги по взысканию задолженности на основании договоров с Банком, в том числе, перечень которых приведен на странице «Способы погашения кредита» сайта Банка www.unicreditbank.ru. - в случае нарушения Заемщиком его обязательств но погашению Задолженности но Кредиту по Договору: указанные данные и информация могут быть переданы Банком с целью осуществления действий, направленных на взыскание задолженности, включая, помимо прочего, осуществление Банком уступки нрав (требований) третьим лицам но кредиту и иным договорам, обеспечивающим исполнение обязательств по нему; на трансграничную передачу персональных данных Заемщика и иной информации с предоставлением и обслуживанием кредита, в том числе относящейся к сведениям, составляющим банковскую тайну. ЮниКредит Банк Австрия АГ с зарегистрированным местонахождением в Вене, Австрия, и ЮниКредит С.п.А. с зарегистрированным местонахождением в Риме, Италия, а также их соответствующим правопреемникам для целей консолидации отчетности, в том числе но управлению консолидированными рисками и консолидированными крупными задолженностями перед АО ЮниКредит Банк в соответствии с требованиями применимого к ним законодательства.

Таким образом, Управлением был сделан вывод о том, что подпункты 2, 3 пункта 24 Договора нарушают ст. 857 ГК РФ.

12.02.2016, по факту выявленного нарушения, Управлением был составлен протокол об административном правонарушении № 11/10-14 в отношении АО «ЮниКредит Банк» по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю № 11/269 по делу об административном правонарушении от 25.02.2016, Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, с применением меры ответственности в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Кроме этого, 25.02.2016 в порядке действия ст. 29.13 КоАП РФ, Обществу выдано представление № 11/112 по делу об административном правонарушении по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлением, представлением, Общество обратилось в суд с требованием о признании их незаконными и отмене.

Суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, нарушающие нормы законодательства об условиях и порядке заключения договоров, нормы, запрещающие включать в договоры условия, ущемляющие права потребителя.

Статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Потребителем, в соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие потребителям услуги по возмездному договору, является исполнителем (абзац 5 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими на момент его заключения.

При этом положения пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающие свободу договора, не могут означать наличия у банка данного права, поскольку, как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П "По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Закона о банках и банковской деятельности", гражданин является экономически слабой стороной в правоотношениях с банками и нуждается в особой защите своих прав.

Материалами дела установлено, что пункт 12 Индивидуальных условий предусматривает размер неустойки, начисляемой в случае несвоевременного погашения задолженности по Кредиту в размере 20 % годовых от суммы просроченной задолженности за каждый день просрочки, что является нарушением ст. 395, 811 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с указанными нормами размер процента за нарушение срока исполнения денежного обязательства определяется существующей в месте жительства кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Согласно п. 1 Указания Банка России от 13.09.2012 № 2873-У «О размере с рефинансирования Банка России», начиная с 14.09.2012 ставка рефинасирования Банка России устанавливается в размере 8,25 процента годовых.

Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Банка России (www.cbr.ru), данная ставка действует до 31.12.2015.

То есть, на момент заключения Договора между гр. ФИО3 и АО «ЮниКредит Банк» (10.11.2015) учетная ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 % годовых - 0,03% в день, что в 2 раза меньше размера неустойки (пени), предусмотренной кредитным договором (20 % годовых - 0,06 % в день).

Соответственно заявитель определил размер ответственности больше, нежели установлен законом.

Кроме того, Управлением было установлено, что подпунктами 2, 3 пункта 24 Договора предусмотрено: подписанием настоящих Индивидуальных условий Заемщик, действуя своей волей и в своем интересе, предоставляет свое согласие и уполномочивает Банк: на передачу персональных данных Заемщика и иной информации, связанной с предоставлением и обслуживанием кредита, в том числе относящейся к сведениям, составляющим банковскую тайну, организациям, оказывающим услуги по взысканию задолженности на основании договоров с Банком, в том числе, перечень которых приведен на странице «Способы погашения кредита» сайта Банка www.unicreditbank.ru. - в случае нарушения Заемщиком его обязательств но погашению Задолженности но Кредиту по Договору: указанные данные и информация могут быть переданы Банком с целью осуществления действий, направленных на взыскание задолженности, включая, помимо прочего, осуществление Банком уступки нрав (требований) третьим лицам но кредиту и иным договорам, обеспечивающим исполнение обязательств по нему; на трансграничную передачу персональных данных Заемщика и иной информации с предоставлением и обслуживанием кредита, в том числе относящейся к сведениям, составляющим банковскую тайну. ЮниКредит Банк Австрия АГ с зарегистрированным местонахождением в Вене, Австрия, и ЮниКредит С.п.А. с зарегистрированным местонахождением в Риме, Италия, а также их соответствующим правопреемникам для целей консолидации отчетности, в том числе но управлению консолидированными рисками и консолидированными крупными задолженностями перед АО ЮниКредит Банк в соответствии с требованиями применимого к ним законодательства.

В соответствии с положениями статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.

Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

При таких обстоятельствах, кредитные организации не вправе по собственной инициативе разглашать сведения, составляющие банковскую тайну. В то же время приведенные законоположения нельзя толковать в том смысле, что сведения, составляющие банковскую тайну физического лица, ни при каких обстоятельствах не могут быть представлены банками третьим лицам, не упомянутым в законе. Необходимо отметить, что сведения, составляющие банковскую тайну физического лица, одновременно являются персональными данными этого лица.

В силу статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Частью 1 статьи 6 данного Закона предусмотрено, что обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 7 данного Закона предусмотрено, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, передача информации, составляющей банковскую тайну физического лица, третьим лицам (за исключением лиц, упомянутых в статье 26 Закона о банках, которые имеют право доступа к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных этой статьей) допускается исключительно при наличии письменного согласия этого физического лица.

На основании части 1 статьи 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.

В данном случае заранее данное согласие потребителя на разглашение третьим лицам персональных данных, не может рассматриваться в качестве его согласия на обработку персональных данных, поскольку, такое согласие должно быть конкретным, то есть предусматривающим передачу сведений не любым третьим лицам, а только конкретному лицу; кроме того, договор не определяет, кому именно могут быть переданы сведения о персональных данных, а также какая именно информация о заемщике станет известна третьим лицам; не определены срок действия такого согласия и порядок его отзыва.

Таким образом, действия Общества по включению в кредитный договор вышеуказанного условия, образуют событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения действующего законодательства, не имеется. Доказательств невозможности соблюдения заявителем приведенных выше правовых норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины заявителя в совершении данного административного правонарушения, в связи с чем, действия заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ.

Наличия допущенных при производстве по административному делу нарушений процессуальных требований, повлекших какие-либо негативные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности, вызвавших ущемление его прав и законных интересов, а также повлиявших на правильное установление обстоятельств дела, судом не установлено.

Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований и отмены оспариваемого постановления.

Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" судам необходимо выделять в числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы: 1) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; 2) представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Основания для выдачи Обществу в порядке статьи 29.13 КоАП РФ оспариваемого представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения явилось постановление, признание которого законным, влечет отсутствие правовых оснований для признания представления недействительным.

В силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья В.В. Синцова