ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4560/20 от 20.07.2020 АС Алтайского края


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ


656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина 76, тел.: (385-2) 29-88-01

http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

                                               Дело № А03-4560/2020

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2020 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вершининым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «МАКФА», г.Москва (ИНН 7438015885, ОГРН 1027401866898) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, г.Барнаул, о снятии с государственного учета объекта недвижимости,

с участием представителей:

от заявителя - не явились, извещены,

от заинтересованного лица - Лыков А.Ю. (удостоверение, доверенность от 13.11.2019).

У С Т А Н О В И Л:

акционерное общество «МАКФА» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее – заинтересованное лицо, Управление, Управление Росреестра по Алтайскому краю) о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимостиздание (нежилое здание, комбикормовый завод и склад № 2), площадью 1174,9 кв.м., с кадастровым номером 22:51:110230:1719, адрес: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43.

Исковые требования мотивированы тем, что при оформлении градостроительного плана земельного участка, находящегося в собственности заявителя с кадастровым номером: 22:51:110228:1 установлено, что на кадастровом учете состоит объект недвижимости - здание (нежилое здание, комбикормовый завод и склад № 2), площадью 1174,9 кв.м., с кадастровым номером 22:51:110230:1719, адрес: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43, при фактическом отсутствии объекта в натуре. Отмечает, что на момент приобретения Обществом зданий, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 22:51:110228:1, расположенного по адресу: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43, объект недвижимости - Здание (нежилое здание, комбикормовый завод и склад № 2), площадью 1174,9 кв.м., с кадастровым номером 22:51:110230:1719, на участке отсутствует, что подтверждается договором купли-продажи зданий от 20.10.2011, заключенным между Обществом и ООО «АГРОФИН», актом обследования, уведомлением о завершении сноса объекта капитального строительства. Отмечает, что кадастровый учет спорного объекта является препятствием для получения АО «МАКФА» разрешения на строительство новых объектов на земельном участке Общества с кадастровым номер 22:51:110228:1.

Управление Росреестра по Алтайскому краю в отзыве, возражает против удовлетворения заявления, отмечая, что спорное здание фактически уже не существует, а права в ЕГРН не зарегистрированы, снятие с кадастрового учета спорного здания возможно только в судебном порядке.

Более подробно позиция лиц, участвующих в деле, изложена в заявлении и отзыве.

Ко дню судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебное заседание в порядке статьи 156 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие надлежаще извещенного представителя заявителя.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение по делу.

АО «МАКФА» является собственником земельного участка с кадастровым номером: 22:51:110228:1, расположенного по адресу: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43, на основании договора купли-продажи земельного участка от 03.11.2011 № 52.

Право собственности на указанный объект зарегистрировано соответствующим образом, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности 22АВ 965335 от 03.11.2011.

На данном участке расположена производственная площадка АО «МАКФА».

В конце 2019 года заявителем при оформлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером: 22:51:110228:1 установлено, что на кадастровом учете состоит объект недвижимости - здание (нежилое здание, комбикормовый завод и склад № 2), площадью 1174,9 кв.м., с кадастровым номером 22:51:110230:1719, адрес: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43, при фактическом отсутствии объекта в натуре.

АО «МАКФА» обратилось в Сибирский филиал АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с целью оформления акта обследования объекта, подтверждающего прекращение существования объекта.

Кадастровым инженером проведено обследование объекта, по результатам которого оформлен акт обследования. Установлено, что объект с кадастровым номером 22:51:110230:1719 снесен полностью.

24.01.2020 АО «МАКФА» направило в отдел архитектуры и строительства администрации Троицкого муниципального района Алтайского края уведомление о завершении сноса объекта недвижимости с кадастровым номером: 22:51:110230:1719 в соответствии с процедурой, предусмотренной действующим законодательством.

Указанное уведомление получено отделом архитектуры и строительства администрации Троицкого муниципального района Алтайского края.

18.02.2020 АО «МАКФА» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости - Здание (нежилое здание, комбикормовый завод и склад № 2), площадью 1174,9 кв.м., с кадастровым номером 22:51:110230:1719, адрес: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43.

26.02.2020 заинтересованное лицо уведомило Общество о приостановке осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости до 26.05.2020. Приостановление мотивировано отсутствием права собственности заявителя на объект недвижимости. Для устранения причины приостановления Обществу рекомендовано предоставить в орган регистрации правоустанавливающий документ на объект.

Заявитель отмечает, что не имеет возможности предоставить документ, подтверждающий право собственности на спорный объект недвижимости, так как ЕГРН не содержит сведений о зарегистрированных правах на данный объект.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Согласно статье 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.

В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном этим Кодексом.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.

Таким образом, действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (пункт 2 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально- определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (пункт 7 статьи 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о государственной регистрации недвижимости, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). На территории Алтайского края органом регистрации прав является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о государственной регистрации недвижимости к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1)           прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2)           проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3)           проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4)           государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5)           выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6)           ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7)           принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8)           иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, в том числе государственный кадастровый учет (постановка, учет изменений, снятие), на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

Таким образом, надлежащим ответчиком по иску является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, как лицо, уполномоченное на ведение Единого государственного реестра недвижимости. На Управление возложены полномочия по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации права на недвижимое имущество. На основании принятого заявления, уполномоченные должностные лица органа кадастрового учета осуществляют проверку документов, по результатам которого регистрационным органом принимается соответствующее решение.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о государственной регистрации недвижимости, одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Закон о регистрации недвижимости содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости, который расширительному толкованию не подлежит.

Законом о регистрации недвижимости не предусмотрено прямого основания для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости на основании решения суда, в данном случае, возможно, применить по аналогии сложившуюся судебную практику по делам об исключении из ЕГРН (снятии) сведений об объекте недвижимости.

В Гражданском кодексе Российской Федерации статье 130 указано, что к понятию недвижимости относятся сооружения, имеющие неразрывную связь с земельным участком. Главной особенностью таких конструкций является невозможность переноса на другое место без повреждения. Такое сооружение нельзя сместить так, чтобы не нарушить возможность его применения по прямому назначению.

Пункт 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к движимому имуществу все вещи, которые не являются недвижимостью. При этом специально подчеркнуто, что по общему правилу права на недвижимое имущество не подлежать регистрации, если иное не предусмотрено законом.

Из материалов дела следует, что АО «МАКФА» обратилось в Сибирский филиал АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с целью оформления акта обследования объекта, подтверждающего прекращение существования объекта.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 установлено, что акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости.

Акт обследования в соответствии с п. 3 Требований к подготовке акта обследования подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости, с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту.

При этом перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости, нормами действующего законодательства не установлен.

Действующим законодательством предусмотрено предоставление документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости при их наличии и использовании кадастровым инженером при подготовке акта обследования.

Таким образом, к акту осмотра кадастровый инженер прилагает те документы, которыми он располагал при составлении акта обследования, и которые использовались им для определения факта прекращения существования объекта недвижимости.

Кадастровым инженером проведено обследование объекта, по результатам которого оформлен акт обследования, которым установлено, что объект с кадастровым номером 22:51:110230:1719 снесен полностью.

Таким образом, кадастровым инженером подтвержден факт прекращения существования спорного объекта.

Из материалов дела следует, что 18.02.2020 АО «МАКФА» обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю с заявлением о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости - Здание (нежилое здание, комбикормовый завод и склад № 2), площадью 1174,9 кв.м., с кадастровым номером 22:51:110230:1719, адрес: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43.

26.02.2020 заинтересованное лицо уведомило Общество о приостановке осуществления действий по снятию с государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости до 26.05.2020. Приостановление мотивировано отсутствием права собственности заявителя на объект недвижимости. Для устранения причины приостановления Обществу рекомендовано предоставить в орган регистрации правоустанавливающий документ на объект.

Заявитель не имеет возможности предоставить документ, подтверждающий право собственности на спорный объект недвижимости, так как ЕГРН не содержит сведений о зарегистрированных правах на данный объект.

Управление указывает, что, поскольку спорное здание фактически уже не существует, а права в ЕГРН не зарегистрированы, снятие с кадастрового учета спорного здания возможно только в судебном порядке.

Согласно выписки из ЕГРН указанный объект числится на земельном участке, принадлежащем на праве собственности акционерному обществу «МАКФА».

Таким образом, согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации невозможность внесения изменений в кадастровые сведения о данных объектах ограничивают права собственника на владение, пользование и распоряжение объектом.

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, материалами дела подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что спорный объект, расположенный на земельном участке, принадлежащем Обществу на праве собственности, фактически отсутствует, а наличие несуществующих объектов недвижимости, ранее поставленных на кадастровый учет, препятствует осуществлению заявителю своих полномочий в отношении данного земельного участка.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов гражданского оборота.

Допустимые способы защиты предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Закрепленный в ней перечень не является исчерпывающим, однако данная статья содержит указание на необходимость закрепления иных способов защиты законом.

По смыслу статей 1, 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.

В рассматриваемом случае суд считает, что заявленный способ защиты соответствует целям восстановления нарушенных прав Заявителя.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что заявленные требования Общества подлежат удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Однако, несмотря на то, что суд пришел к выводу об удовлетворении заявления, расходы по уплате государственной пошлины, а также иные судебные расходы отнесению на ответчика не подлежат, поскольку у Управления Росреестра по Алтайскому краю отсутствовали законные основания для удовлетворения требований во внесудебном порядке.

Руководствуясь ст.ст. 110, 156, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

Р Е Ш И Л:

Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости: - здание (нежилое здание, комбикормовый завод и склад № 2), площадью 1174,9 кв.м., с кадастровым номером 22:51:110230:1719, адрес: Алтайский край, Троицкий район, с. Троицкое, ул. Линейная, д. 43.

Возвратить акционерному обществу «МАКФА», г.Москва (ИНН 7438015885, ОГРН 1027401866898) из федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению № 7567 от 17.03.2020.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в установленный законом месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г.Томск), через арбитражный суд Алтайского края.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (г. Тюмень), если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                            Л.Г.Куличкова