ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4879/2023 от 20.09.2023 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: а03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-4879/2023

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Мороз А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377), г. Барнаул, к Администрации г. Бийска Алтайского края (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), г. Бийск, о взыскании суммы субсидии подлежащей возврату в бюджет Алтайского края в размере 125 815, 52 руб.,

с привлечением к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» (ИНН 2204024388), МКУ «Финансовое управление Администрации города Бийска» (ИНН 2226020813, ОГРН 1022200561712), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7707780887 ОГРН 1127746554320), Министерства финансов Российской Федерации,

при участии представителей:

от истца - Диденко Р.Г. (паспорт, диплом, доверенность от 26.12.2022 № 29/Д/86), Фефелова О.А. (паспорт, диплом, доверенность от 27.12.2022 №29/Д/87),

от ответчика - Астапенко В.В. (паспорт, диплом, доверенность от 19.01.2023 № 40/01/03-25),

от третьих лиц - не явились, извещены.

У С Т А Н О В И Л

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377), г. Барнаул, (далее – истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Администрации г. Бийска Алтайского края (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), г. Бийск, (далее – ответчик, Администрация) о взыскании суммы субсидии подлежащей возврату в бюджет Алтайского края в размере 125 815, 52 руб.

В обоснование исковых требований истец указывает, что ответчиком допущены нарушения обязательств по достижению результатов использования субсидий, в связи с чем, ответчик согласно пункту 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 532 (далее – правила) обязан возвратить из бюджета муниципального образования в краевой бюджет 125 815, 52 руб.

Ответчик в отзыве на заявление и дополнении к нему просит отказать в удовлетворении исковых требований. Отмечает, что истцом не предоставлено обоснование показателей необеспечения индекса качества городской среды. Указывает, что истцом не предоставлен расчет субсидии подлежащей возврату соответствии с Постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 532 «О формировании предоставления и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образования Алтайского края». Полагает, что само по себе несвоевременное исполнение получателем субсидии обязанностей по договору при недоказанности нецелевого использования средств субсидии не может быть безусловным основанием для возврата субсидии. Кроме того ответчик полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, а Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям.

К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» (ИНН 2204024388), МКУ «Финансовое управление Администрации города Бийска» (ИНН 2226020813, ОГРН 1022200561712), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (ИНН 7707780887 ОГРН 1127746554320), Министерство финансов Российской Федерации.

Третье лицо Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представило отзыв. указывает, что в силу статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, Алтайский край самостоятельно реализует указанные бюджетные полномочия. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Министерство финансов Российской Федерации представило отзыв, просит рассмотреть дело на основании документов, представленных в материалы дела, рассмотреть в отсутствие представителя.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ проведено в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании представители истца на исковых требованиях настаивали, представитель ответчика возражал против удовлетворения заявления.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с Распоряжением Правительства Алтайского края от 12.01.2021 № 2-р, во исполнение закона Алтайского края от 07.12.2020 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» истцом заключено с ответчиком Соглашение от 22.01.2021 №-01705000-1-2021-002 о предоставлении субсидии из бюджета Алтайского края бюджету г.Бийска на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» - в сумме 104 568 101, 01руб. (далее - Соглашение).

В 2021 году городом Бийском Алтайского края не достигнуты показатели по обеспечению индекса качества городской среды и приросту среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году, которые установлены в соответствии с приложением № 5 к указанному Соглашению.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 13 Правил, истец направил ответчику требование о возврате из бюджета муниципального образования в краевой бюджет 125 815, 52 руб., которое оставлено без удовлетворения.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферы, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с п.4 ст. 139 БК РФ распределений субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом субъекта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Алтайского края (приложение), утверждены постановлением Правительства Алтайского края от 23.12.2019 № 532 (далее - Правила).

В соответствии с абзацем 3 п.3 ст. 139 БК РФ, п. 8 Правил установлено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования Алтайского края, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 162 БК РФ предусмотрено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, что согласуется с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ).

Ответчик, возражая против исковых требований, указывает, что Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края является ненадлежащим истцом по заявленным требованиям, поскольку указанное право не предусмотрено Соглашением. При этом, по мнению ответчика надлежащим истом должен выступать орган, определенный в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов Российской Федерации, поскольку речь идет о перечислении в бюджет Алтайского края субсидии не использованной по состоянию на 1 января финансового года.

Данный довод судом отклоняется в связи со следующим.

В соответствии с исковым заявлением Министерство как главный администратор бюджета Алтайского края по коду главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 105, раздел 05 «Жилищно-коммунального хозяйство», подраздел 03 «Благоустройство», целевая статья 420 F255550 «Реализация программ формирования современной городской среды», вид расходов 521 «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности» обратилось за взысканием с администрации г. Бийска в бюджет Алтайского края суммы субсидии, рассчитанной в соответствии с п.п. 13-18 Правил за допущенное нарушение обязательств по Соглашению, а именно: в связи с недостижением показателей результативности использования субсидии.

В соответствии со ст. 160.1 БК РФ главный администратор (администратор) доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;

представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;

представляет, сведения для составления и, ведения кассового плана;

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;

представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов;

утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения;

осуществляет начисление, учет и контроль, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

Министерство является главным администратором взыскиваемых платежей в соответствии со ст. 3 Закона Алтайского края от 07.12.2020 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», что также следует из содержаний Соглашения (п. 1.1).

Таким образом, полномочия Министерства по взысканию в бюджет Алтайского края суммы субсидии определяются его бюджетными полномочиями как главного администратора доходов бюджета по указанному виду КБК в соответствии с действующим бюджетным законодательством.

Также ответчик полагает, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу в силу подп.1 п.3 ст. 1069 ГК РФ, полагая, что от имени бюджета муниципального образования в суде выступает муниципальное образование, следовательно надлежащим ответчиком должно быть муниципальное образование город Бийск.

Данный довод судом отклоняется в связи со следующим.

В соответствии с абзацем 3 п. 3 ст. 139 БК РФ, п. 8 Правил установлено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения между главным распорядителем средств краевого бюджета и администрацией муниципального образования Алтайского края, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Исходя из изложенного, несмотря на то, что правоотношения между органом, предоставившим субсидию, и лицом, получившим субсидию, регулируются нормами Бюджетного кодекса РФ, к отношениям сторон по исполнению условий Соглашения применяются также нормы Гражданского кодекса РФ.

В силу ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан, и юридических лиц, которые хотя й не. предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Поскольку обязательство ответчика по достижению показателей результативности использования субсидии возникли в силу Соглашения, а не вследствие вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, ссылка ответчика на норму ст. 1069 ГК РФ не состоятельна.

В соответствии с п. 4.3.3 Соглашения ответчик обязуется обеспечить достижение показателей результативности использования субсидии установленных в соответствии с приложением № 5 к Соглашению.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 11.04.2022 № 15372-АЕ/06 в 2021 году ответчиком не достигнуты показатели:

- по обеспечению индекса качества городской среды при плане 181 фактически достигнуто 180;

- по приросту среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году при плане 9% фактически достигнуто 8,4%.

Согласно п. 13 Правил в случае, если муниципальным образованием края по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, по достижению результатов использования субсидий (предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом «г» пункта 9 настоящих Правил), и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении значений результатов использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования в краевой бюджет в срок до 1 мая года, следующего за годом предоставления субсидии (Vвозврата), рассчитывается по формуле:

Vвозврата = (Vсубсидии x k x m / n) x 0,1,

где:

Vсубсидии – размер субсидии, предоставленной бюджету муниципального образования в отчетном финансовом году;

m – количество результатов использования субсидии, по которым индекс, отражающий уровень недостижения i-ro значения результата использования субсидии, имеет положительное значение;

n - общее количество результатов использования субсидии;

k - коэффициент возврата субсидии, рассчитываемый в соответствии с п. 15 Правил.

В соответствии с Отчетом о достижении значений результатов исполнения Субсидии по состоянию на 01.01.2022 администрации города Бийска Алтайского края, от 01.04.2022 за подписью главы города Студеникина А.П., администрацией г. Бийска не достигнуты значения результата использования субсидии по двум показателям:

индекс качества городской среды;

прирост значения индекса качества городской среды по отношению к 2019 году.

В соответствии с Соглашением общее количество результатов использования субсидии - 6.

В соответствии с п.п 15, 16 Правил коэффициент возврата субсидии рассчитывается по формуле: k = SUM Di / m, где:

Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-ro показателя результативности использования субсидии.

Индекс, отражающий уровень недостижения i-ro значения результата использования субсидии, определяется:

а) для результата использования субсидии, по которому большее значение фактически достигнутого значения отражает большую эффективность использования субсидии, - по формуле: Di = 1 - Ti / Si, где:

Ti - фактически достигнутое значение i-ro результата использования субсидии на отчетную дату;

Si - плановое значение i-ro результата использования субсидии, установленное соглашением;

б) для показателей результата использования субсидии, по которым большее значение фактически достигнутого значения отражает меньшую эффективность использования субсидии, - по формуле: Di = 1 - Si / Ti.

Коэффициент возврата субсидии для администрации г.Бийска составил 0,036095764 = 1-(180/181)+(8,4/9)/2.

Таким образом сумма субсидии, полученной администрацией г.Бийска по Соглашению в 2021 году и подлежащая возврату в краевой бюджет рассчитана следующем образом: 104 568 101,01 * 0,036095764 • 2/6 *0,1 = 125 815,52 руб.

Расчет произведен в соответствии с Правилами. Расчет судом проверен, признан верным.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Наличие задолженности ответчика подтверждается материалами дела.

Довод ответчика о том, что отсутствие нарушений обязательств Алтайского края по соглашению перед федеральным бюджетом, свидетельствует об отсутствии нарушений перед бюджетом Алтайского края с его стороны по Соглашению от 22.01.2021 № 01705000-1-1021-002, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

Согласно отзыву Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и материалам дела:

- значение показателя «Индекс качества городской среды» Алтайского края в 2021 году при плановом показателе 174 балла фактически составил 174;

- значение показателя «Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019» Алтайского края в 2021 году составило 9%, при плановом значении 9%.

В связи с чем, в 2022 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в Правительство Алтайского края не направлялось требование о возврате из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет денежных средств за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением.

Вместе с тем, из пояснений истца и материалов дела, исследованных в судебном заседании, а также отзыва Минстроя РФ, усматривается, что достижение показателей результативности использования субсидии муниципальными образованиями субъекта РФ, и осуществление возврата ими денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации, не является предметом соглашения Правительства Алтайского края и Минстроя РФ, и относится к компетенции субъекта РФ.

Исполнение Правительством Алтайского края в 2021 году своих обязательств по соглашению от 20.12.2020 № 069-09-2021-026 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ и муниципальных программ (подпрограмм) формирования современной городской среды в рамках федерального проекта «Формирование городской среды» заключенному с Минстроем РФ, при наличии недостижения показателей результативности использования субсидии в 2021 году отдельными муниципальными образованиями Алтайского края (городами), в т.ч г. Бийском, компенсировано повышенными результатами достижения показателей результативности использования субсидии другими муниципальными образованиями Алтайского края (городами), в т.ч.: г. Камень-на-Оби, г. Змеиногорском, г. Горняк, г. Славгород, г. Заринск.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

При таких обстоятельствах, проверив расчет и признав его верным, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика, учитывая, что ответчик освобожден от уплаты госпошлины, суд не взыскивает госпошлину.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

иск удовлетворить.

Взыскать с администрации г. Бийска Алтайского края (ИНН 2204001327, ОГРН 1022200567212), г.Бийск, в пользу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (ИНН 2225145249, ОГРН 1132225020377), г. Барнаул, сумму субсидии подлежащей возврату в бюджет Алтайского края в размере 125815, 52 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Л.Г. Куличкова