ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4910/2022 от 15.08.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

  Дело № А03-4910/2022

18 августа 2022 года 

                        07 ста 

Резолютивная часть решения объявлена 15 августа2022года.

Решение суда изготовлено в полном объеме 18 августа2022 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Зверевой В.А.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем   Зацепиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (ОГРН <***>,  ИНН <***>), г. Барнаул, к Администрации Каменского района Алтайского края (ОГРН <***>,                            ИНН <***>), г. Камень-на-Оби Алтайского края, о признании незаконным бездействия,

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной налоговой службы  России по Алтайскому краю.

при участии представителей:

от истца –  ФИО1, доверенность от 03.11.2021, диплом от 06.07.2018,

от ответчика – ФИО2, доверенность от 10.01.2022,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай обратилось в Арбитражный суд Алтайского края (далее – заявитель, МТУ Росимущество) с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  к Администрации Каменского района Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, Администрация), которым просит признать незаконным бездействие Администрации Каменского района Алтайского края, выразившееся в не подготовке  и не направлении проекта о внесении  изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город   г. Камень-на-Оби Алтайского края; обязать Администрацию Каменского района Алтайского края подготовить проект овнесении изменений в генеральный план МО г. Камень-на-Оби Алтайского края, утвержденный решением Каменской городской Думы Алтайского края от 29.03.2011 № 24, в правила землепользования и застройки МО г. Камень-на-оби Алтайского края, утвержденные решением Каменской городской Думы Алтайского края от 25.12.2012 № 38, в отношении территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером 22:68:010917:1, расположенный по адресу: <...>, для приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием, и направить его в Каменское районное Собраниедепутатов Алтайского края на рассмотрение и утверждение.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы  России по Алтайскому краю.

Требования со ссылками на ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), на ст. 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) мотивированы обязанностью ответчика  внести  изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город  г. Камень-на-Оби Алтайского края с целью приведения вида разрешенного использования фактическому использованию.

Администрация Каменского района Алтайского края в отзыве возражала против удовлетворения требований заявления, указав, что обслуживание жилой застройки, в описании вида разрешенного использования (в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от 10.11.2020 № П/0412) предусмотрено размещение объектов недвижимости с кодами 3.0 или 4.0, в соответствии с которым предусмотрено размещение объектов - государственное управление (размещение зданий, предназначенных для размещения государственных органов, государственного пенсионного фонда, органов местного самоуправления, судов, а также организаций, непосредственно обеспечивающих их деятельность или оказывающих государственные и (или) муниципальные услуги). Следовательно, для смены вида разрешенного использования земельного участка заявителю необходимо получить муниципальную услугу «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства». Постановлением Администрации района от № 645 от 10.11.2016 (с изм.) утвержден Административный регламент Администрации Каменского района Алтайского края предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства». Таким образом, изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 22:68:010917:1 возможно без внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края.

Также Администрация указала, что постановлением Администрации Каменского района Алтайского края от 25.04.2022 № 389 были внесены изменения, согласно которым принятие решения о внесении изменения в Правила землепользования и застройки города Камень-на-Оби будут приниматься представительным органом - Каменским городским Советом депутатов. Следовательно, обязать Администрацию Каменского района Алтайского края внести изменения невозможно, так это будет вмешательством в компетенцию представительного органа. Кроме того, по общему правилу, сессия Городского Совета состоится в декабре 2022 года. Таким образом, срок внесения изменения не может быть ранее 31.12.2022.

Управление  Федеральной налоговой службы  России по Алтайскому краю в отзыве поддерживало требования заявления, указав, что невнесений изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город  г. Камень-на-Оби Алтайского края препятствует оформить право постоянного бессрочного пользования на земельный участок и вовлечению его в хозяйственный оборот.

В настоящем судебном заседании представитель заявителя поддерживал требования заявления, представитель Администрации возражал против удовлетворения требований заявления.

Выслушав представителей заявителя иАдминистрации, исследовав материалы по делу, оценив доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно выписке из ЕГРН № КУВИ-01/2022-35004039 от 15.03.2022 земельный участок с кадастровым номером: 22:68:010917:1, расположенный по адресу: <...>, находится на праве собственности у Российской Федерации, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для научно-исследовательской деятельности.

На указанном участке  расположено административное здание с кадастровым номером: 22:68:010917:44, предоставленное на праве оперативного управления УФНС России по Алтайскому краю, что подтверждается выпиской из ЕГРН № КУВИ-002/2021-34011548 от 08.04.2021.

В соответствии с Положением, утвержденным приказом Росимущества от 19.12.2016 № 470, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай (далее - Территориальный орган) от имени Российской Федерации осуществляет права собственника в отношении расположенного на территории Алтайского края федерального имущества, в том числе, в отношении земельных участков.

Как следует из материалов дела, земельный участок находится в зоне среднеэтажной жилой застройки. Основными видами разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства данной зоны является среднеэтажная жилая застройка, т.е. территориальная зона, в которой расположен Участок, установлена без учета находящихся на нем административных зданий.

С целью приведения вида разрешенного использования фактическому использованию Участка в адрес Администрации Каменского района Алтайского края было направлено письмо № АС-7353 от 19.11.2018 о  внесении изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края, в ответ на которое Администрация Каменского района Алтайского края письмом № 217/ПА/4329 от 26.12.2018 сообщила, что внесение указанных изменений планируется в 2019 году.

В связи с невнесением изменений МТУ Росимущество письмом № СВ-6492 от 05.08.2021 повторно обратилось с указанной просьбой.

МТУ Росимущество письмом № ЕХ-491 от 21.01.2022  сообщило, что в случае невнесения в кратчайшие сроки изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края, Территориальный орган будет вынужден обратиться в суд с требованием о признании незаконным бездействия.

В ответ письмом № 217/ПАУ447 от 04.02.2022 Администрация Каменского района Алтайского края сообщила, что в бюджете на 2022 год не предусмотрены денежные средства по указанному вопросу.

Не согласившись с указанным бездействием органа местного самоуправления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Срок на обжалование, установленный части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем соблюден.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действий (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.

Согласно ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из положений статей 1, 7, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 18, 30, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительными регламентами, содержащимися в правилах землепользования и застройки, которые включают в себя также положения о порядке их применения.

В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33 ГрК РФ изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Как следует из ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (п.2 ч.2 ст. 33 ГрК РФ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения.

Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 31 и 32 ГрК РФ.

          Согласно ч. 1 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

В соответствии с ч. 3 ст. 31 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ  (ч. 5 ст. 31 ГрК РФ).

Как следует из материалов дела, заявитель неоднократно обращался к Администрации с заявлением о внесении изменений  в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края, между тем невнесение изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Камень-на-Оби Алтайского края препятствует Территориальному органу оформить право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок  УФНС России по Алтайскому краю и нарушает права и законные  интересы заявителя (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).

Баланс интересов всех заинтересованных лиц, стабильность гражданского оборота и определенность в отношениях должны быть обеспечены в результате рассмотрения арбитражным судом одного дела. Такой подход способствует процессуальной экономии и обеспечивает максимально быструю защиту прав и интересов всех причастных к спору лиц.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание, что ответчиком длительный период (с 2018) не исполняется требование о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город                              г. Камень-на-Оби Алтайского края, учитывая, что Администрацией, согласно постановлению № 395 от 25.04.2022, осуществляются работы по внесению изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город                              г. Камень-на-Оби Алтайского края, в соответствии с  пунктами 23, 24, 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"  суд удовлетворяет требования заявления в полном объеме.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170, 199, 200, 201, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Каменского района Алтайского края, выразившееся в не подготовке  и не направлении проекта о внесении  изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город                              г. Камень-на-Оби Алтайского края.

Обязать Администрацию Каменского района Алтайского края  подготовить проект  о внесении  изменений в генеральный план МО г. Каменьна-Оби Алтайского края, утвержденный решением Каменской городской Думы Алтайского края от 29.03.2011 г.          № 24 в Правила землепользования и застройки муниципального образования город                   г. Камень-на-Оби Алтайского края, утвержденные решением  Каменской городской Думы Алтайского края от 25.12.2012 № 38 в отношении  территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером: 22:68:010917:1, расположенный по адресу: <...>, для приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с его фактическим использованием, направить его в Каменское районное Собрание депутатов Алтайского края на рассмотрение и утверждение.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд,  г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                              В.А. Зверева