ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4956/08 от 09.06.2008 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

Дело №А03-4956/2008-36

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 11 июня 2008 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,

при личном ведении протокола,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Алтайскому краю, г.Барнаул

о привлечении открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации», г.Москва к административной ответственности,

при участии:

- от административного органа – ФИО1, гл. специалиста-эксперта, доверенность от 06.06.2008 № 02-ВД, ФИО2, гл. специалиста-эксперта, доверенность от 09.01.2008 № 02-ВД,

- от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО3, представителя по доверенности от 10.01.2008 № 04/08, ФИО4, представителя по доверенности от 07.05.2008 № 537,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия по Алтайскому краю (далее – административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее – общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование заявленных требований указало, что в результате внеплановой проверки деятельности общества установлены факты нарушения им условий, предусмотренных лицензией на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования. По факту данного правонарушения в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.

Общество в отзыве на заявление просит в его удовлетворении отказать. В обоснование возражений по существу заявленных требований указало, что расторжение договора с абонентом ФИО5 произведено в соответствии с законом. Кроме того, указало на то, что выявленные нарушения в части заполнения абонентских договоров об оказании услуг связи обществом устранены.

В судебном заседании представители административного органа и лица, привлекаемого к ответственности, поддержали свои доводы и возражения.

В порядке, предусмотренном статьей 163 АПК РФ, судом выносилось определение о перерыве в судебном заседании с 06.06.2008 до 09.06.2008.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что в период с 09.04.2008 по 15.04.2008 Управлением Россвязьохранкультуры в соответствии с приказом от 08.04.2008 № 134 проведена внеплановая проверка общества по вопросам соблюдения условий, предусмотренных лицензией на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования.

В результате проверки выявлены следующие нарушения:

- обществом в одностороннем порядке расторгнут абонентский договор об оказании услуг связи от 23.12.2007 026120 5456006 № 148964443 с гражданином ФИО5 (абонентский номер <***>), без направления абоненту уведомления о намерении приостановить оказание услуг подвижной связи в письменной форме и короткого текстового сообщения об этом с указанием даты приостановления услуг подвижной связи;

- ОАО «Вымпел-Коммуникации» о результатах рассмотрения претензии, поступившей от гражданина ФИО5, являющегося абонентом сети подвижной радиотелефонной связи ОАО «Вымпел-Коммуникации», сообщило письмом от 21.06.2007 № 1335 абоненту в срок, превышающий 60 дней с даты регистрации данной претензии;

- в абонентских договорах об оказании услуг связи от 14.05.2006 № 001166 5435045, от 31.12.2006 № 0123664, от 20.12.2007 № 091958, от 23.12.2007 026120 5456006 № 148964443 и от 24.12.2007 № 092010 не указано место заключения договора;

- в абонентских договорах об оказании услуг связи от 14.05.2006 № 0011665435045 и от 23.12.2007 026120 5456006 № 148964443 подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, не заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени;

- в абонентских договорах об оказании услуг связи от 24.12.2007 № 092010 и от 20.12.2007 № 091958 не указаны реквизиты расчетного счета оператора связи и выданной оператору связи лицензии.

Указанные нарушения зафиксированы в акте № 31113-22Т-05/1/0110 от 15.04.2008.

По данному факту главным специалистом-экспертом отдела надзора и контроля в сфере электрической и почтовой связи ФИО1 13.05.2008 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении 22 № 300285.

Протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, открытому акционерному обществу «Вымпел-Коммуникации» выдана лицензия на услуги подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования № 31113 сроком действия с 07.04.2000 по 28.04.2008 и лицензия на услуги подвижной радиотелефонной связи № 54805 сроком действия с 28.04.2008 по 28.04.2013.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» понятие «лицензия» определено как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Понятие «лицензионные требования и условия» в соответствии с указанной нормой закона определено как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со ст. 44, 45 Федерального закона от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Условия такого договора должны соответствовать правилам оказания услуг связи, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Пункт 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями №№ 31113 и 54805 ОАО «Вымпел-Коммуникации» обязывает лицензиата оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила оказания услуг подвижной связи, регулирующие отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 15 Правил сторонами по договору выступают гражданин, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, с одной стороны, и оператор связи, с другой стороны. Договор заключается в письменной форме в 2 экземплярах и подписывается сторонами. Договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором. Подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.

Согласно пункту 19 Правил в договоре должны быть указаны, в том числе, следующие данные: дата и место заключения договора; реквизиты расчетного счета оператора связи; реквизиты выданной оператору связи лицензии.

В соответствии с пунктами 49, 55 Правил абонент вправе обжаловать решения и действия (бездействия) оператора связи, связанные с оказанием услуг подвижной связи. Претензия рассматривается оператором в срок, не превышающий 60 дней с даты регистрации претензии.

Пунктом 47 Правил установлено, что в случае нарушения абонентом требований, связанных с оказанием услуг подвижной связи и установленных Федеральным законом «О связи», настоящими Правилами и договором, оператор связи имеет право приостановить оказание услуг подвижной связи до устранения нарушения. При этом сохраняется доступ к сети подвижной связи и возможность вызова абонентом экстренных (оперативных) служб. Оператор связи направляет абоненту уведомление о намерении приостановить оказание услуг подвижной связи в письменной форме и короткое текстовое сообщение об этом с указанием даты приостановления оказания услуг подвижной связи. В случае неустранения такого нарушения в течение 6 месяцев со дня получения абонентом от оператора связи указанного уведомления оператор связи вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Как видно из материалов дела, на момент проверки обществом в одностороннем порядке расторгнут абонентский договор об оказании услуг связи от 23.12.2007 026120 5456006 № 148964443 с гражданином ФИО5; о результатах рассмотрения претензии абонента от 09.04.2007 общество сообщило ему в срок, превышающий 60 дней с даты регистрации данной претензии; в абонентских договорах об оказании услуг связи от 14.05.2006 № 001166 5435045, от 31.12.2006 № 0123664, от 20.12.2007 № 091958, от 23.12.2007 026120 5456006 № 148964443 и от 24.12.2007 № 092010 не указано место заключения договора; в абонентских договорах об оказании услуг связи от 14.05.2006 № 0011665435045 и от 23.12.2007 026120 5456006 № 148964443 подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, не заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени; в абонентских договорах об оказании услуг связи от 24.12.2007 № 092010 и от 20.12.2007 № 091958 не указаны реквизиты расчетного счета оператора связи и выданной оператору связи лицензии.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении обществом требований, установленных вышеназванными нормативными правовыми актами в области лицензируемого вида деятельности.

Факт правонарушения подтверждается представленными в судебное заседание материалами, протоколом об административном правонарушении, составленным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями, установленными административным законом, в связи с чем суд находит основания для привлечения общества к административной ответственности.

Довод общества о том, что расторжение договора с гражданином ФИО5 произведено в соответствии с законом, судом отклоняется ввиду нижеследующего.

Абонентский договор об оказании услуг связи согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ признается публичным договором, т.е. соглашением, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

При этом коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается, и при уклонении в таком случае от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом от его заключения (пункт 3 статьи 426 и пункт 4 статьи 445 ГК Российской Федерации).

Обязательность заключения публичного договора, каковым является абонентский договор на оказание услуг связи, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения.

Данный вывод следует, в частности, из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 06 июня 2002 года № 115-О.

Кроме того, п. 2 ст. 782 ГК РФ, на которую общество ссылается в обоснование своих возражений закрепляет право исполнителя на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков, в то время как обществом не представлены суду доказательства полного возмещения гражданину ФИО5 убытков, причиненных отказом от исполнения обязательств по договору.

Факт частичного устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, не может служить основанием для освобождения от административной ответственности и в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ учитывается судом в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ влечет ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При определении меры наказания суд учитывает факт добровольного устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем находит возможным назначить наказание в минимальном размере санкции ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь открытое акционерное общество «Вымпел-Коммуникации», зарегистрированное в качестве юридического лица Государственным учреждением Московская регистрационная палата 28.07.1993, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, серии 77 номер 004890604, выданным Управлением МНС России по г.Москве 28.08.2002, место нахождения – г.Москва. ул. Восьмого Марта, д. 10, стр. 14, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Реквизиты получателя штрафа:

УФК по Алтайскому краю (Управление Россвязьохранкультуры по Алтайскому краю)

Код бюджетной классификации 086 116 90040 04 0000 140

ИНН <***>

КПП 222401001

ОКАТО 01401000000

Р/счет <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю г. Барнаул

БИК 040173001

Документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в суд.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или кассационная жалоба в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Е.В. Русских