ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-4/08 от 03.03.2008 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина, 76, тел. (8-385-2) 61-92-78,

факс (8-385-2) 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-4/08-10

резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2008 года

решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2008 года

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Дружининой Н.М., при личном ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования», г. Барнаул

к Администрации Алтайского края, г. Барнаул

Алтайскому Краевому Законодательному собранию

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - учредителя Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» Евстафьева В.П.,

о признании действий администрации Алтайского края по установлению без издания правового акта прекращения прав на бюджетное финансирование Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» и бездействия администрации Алтайского края по установлению порядка финансирования Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования», признании бездействия Алтайского краевого Совета народных депутатов по толкованию закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» при распространении его действия на Частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» незаконными и обязании устранить нарушения,

При участии представителей сторон:

От заявителя – Евстафьев В.П., доверенность от 30.08.2007 года,

От заинтересованного лица (администрация Алтайского края) – Татькова Т.С., доверенность от 28.12.2007 года,

От заинтересованного лица (Алтайского Краевого законодательного собрания) – Беляева Л.В., доверенность от 19.04.2006 года,

От третьего лица – Евстафьев В.П.,

У С Т А Н О В И Л:

Частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» (далее ЧОУ Школа Евстафьева) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Алтайского края, к Алтайскому Краевому Законодательному Собранию, третьему лицу Евстафьеву В.П. о признании действий администрации Алтайского края по установлению, без издания правового акта, прекращения прав на бюджетное финансирование ЧОУ Школа Евстафьева и бездействия администрации Алтайского края по установлению порядка финансирования ЧОУ Школа Евстафьева, признании бездействия Алтайского Краевого Совета народных депутатов по толкованию закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» при распространении его действия на ЧОУ Школа Евстафьева незаконными и обязании устранить нарушения.

Администрация Алтайского края в отзыве на заявление указала, что ЧОУ Школа Евстафьева не обладает правом на государственное финансирование, поскольку Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» (далее Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ), положения пунктов 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции от 23.12.2003 года № 186-ФЗ) «Об образовании», предусматривающие право негосударственных образовательных учреждений на такое финансирование, с 01.01.2005 года утратили силу.

С указанного момента согласно пунктам 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 11 Закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае».

ЧОУ Школа Евстафьева согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не относится к государственным образовательным учреждениям, поскольку в числе его учредителей нет органов государственной власти либо муниципального образования.

Указанные обстоятельства исключают обязанность органов государственной власти Алтайского края на установление для школы нормативов финансирования, а также в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации не имеют перед школой расходных обязательств.

По этим же основаниям администрация Алтайского края считает необоснованной ссылку ЧОУ Школа Евстафьева на пункт 78 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 года № 196 и пункт 17 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.1998 года № 1327.

Администрация Алтайского края полагает, что вопрос об установлении порядка финансирования для негосударственных образовательных учреждений не входит в компетенцию администрации, так как указанные действия относятся к правотворческой деятельности и регулируются Законом Алтайского края от 09.11.2006 года № 122-ЗС «О правотворческой деятельности», Уставом Алтайского края от 05.06.1995 года № 3-39, Законом Алтайского края от 03.11.2005 года № 94-ЗС «Об администрации Алтайского края» от 08.05.2001 года № 22-ЗС.

Алтайский Краевой Совет народных депутатов в отзыве на заявление указал, что в соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 08.05.2001 года № 22-ЗС и статьей 5 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Алтайский краевой Совет народных депутатов осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации действия (бездействия) Алтайского Краевого Совета народных депутатов может быть выражено только путем принятия соответствующего закона Алтайского края по установлению прекращения прав на бюджетное финансирование негосударственных образовательных учреждений (статья 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

С 01.01.2005 года формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на образование и установление нормативов финансирования образования субъектов Российской Федерации отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, поэтому с принятием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ утратили силу пункты 6 и 7 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», предусматривавшие право негосударственных образовательных учреждений на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ и нормативы финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории.

Статьей 7 Закона Алтайского края от 03.12.2007 года № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» в компетенции Алтайского Краевого Совета народных депутатов входит установление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального, общего, основанного, среднего (полного) общего образования и установление нормативов расходов на одного учащегося.

Алтайский Краевой Совет народных депутатов считает заявление ЧОУ Школа Евстафьева не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании представитель ЧОУ Школа Евстафьева в обоснование заявления о незаконности действий администрации Алтайского края по установлению прекращения прав на бюджетное финансирование школы без издания правового акта, сослался на пункты 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», пункты 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерацию. Бездействие администрации Алтайского края мотивировал незаконностью установления порядка финансирования ЧОУ Школа Евстафьева в соответствии с пунктом 1, 4 статьи 41, пунктов 1, 3, 6.1 статьи 29, подпункта 3 пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», пункта 78 «Типового положения об общеобразовательном учреждении», пункта 17 «Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений».

Бездействия Алтайского Краевого Совета народных депутатов представитель ЧОУ Школа Евстафьева усматривает в отсутствие толкования Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» в связи с исключением пунктов 6, 7 из статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании», как нарушение пункта 3 статьи 73 Устава Алтайского края. При этом представитель не возражал, что с запросом о толковании Закона школа не обращалась.

Представитель просил обязать администрацию Алтайского края и Алтайский Краевой Совет народных депутатов устранить допущенные нарушения.

Представитель администрации Алтайского края в судебном заседании просил в удовлетворении заявления ЧОУ Школа Евстафьева отказать как в силу действующего Закона Российской Федерации «Об образовании», Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае», так и в связи с вступлением в законную силу судебных актов по делам № А023-6917/07-2, А03-5440/06-36, А03-1201/07-36, А03-2374/07-3, предметом которых уже было установление обстоятельств, которые рассматриваются в данном деле.

По существу спора представитель администрации Алтайского края указал, что с 01.01.2005 года в связи с тем, что Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» в частности утратили силу пункты 6, 7 статьи 41 названного Закона, предусматривавшие финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления.

В связи с этим у администрации Алтайского края отсутствует обязанность по установлению нормативов финансирования негосударственных образовательных учреждений (п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 г. №32661) и не влечет в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходных обязательств Алтайского края.

Представитель Алтайского Краевого Совета народных депутатов в судебном заседании пояснил, что в соответствии со статьей 41 Закона Алтайского края «О правотворческой деятельности» официальное толкование нормативных правовых актов Алтайского края осуществляется принявшими их правотворческими органами, перечисленными в подпункте 3 статьи 1 названного Закона в форме постановлений.

Официальное толкование нормативных правовых актов Алтайского края осуществляется по инициативе правотворческих органов, по запросам субъектов права законодательной инициативы в Алтайском Краевом Совете народных депутатов, указанных в статье 10 настоящего Закона, а также иных государственных органов Алтайского края, исполнительных органов местного самоуправления, организации, общественных объединений.

Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» принят 03.12.2004 года и является действующим. По вопросу толкования Закона запрос в Алтайский Краевой Совет народных депутатов от ЧОУ Школа Евстафьев не поступал.

Представитель просил в удовлетворении заявления ЧОУ Школа Евстафьева отказать.

Представитель третьего лица Евстафьев В.П. поддержал доводы ЧОУ Школа Евстафьева.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему ЧОУ Школа Евстафьева является негосударственным образовательным учреждением.

Законом Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено осуществление государственными образовательными учреждениями образовательной деятельности как на бесплатной основе, так и платной негосударственными образовательными учреждениями.

Получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образовании, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях гарантировано государством посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 46 названного Закона негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающегося, воспитанника за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Указанный порядок финансирования установлен с 01.01.2005 года Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ для государственных образовательных учреждений, перед которыми у субъектов Российской Федерации, а в данном случае администрации Алтайского края возникают в силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства.

Органы государственной власти и субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов).

При таких обстоятельствах, доводы администрации Алтайского края о том, что финансирование и установление нормативов финансирования негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью администрации Алтайского края, суд считает правомерными.

Суд также считает, что установленный Федеральным законом Российской Федерации от 22.08.2004 года № 122-ФЗ порядок финансирования только государственных образовательных учреждений, не требует принятия дополнительно нормативного правового акта администрации Алтайского края по прекращению прав ЧОУ Школа Евстафьева на бюджетное финансирование, поскольку принят и вступил в действие Федеральный закон от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, имеющий юридически значимую силу по отношению к нормативному правовому акту, изданному администрацией Алтайского края по аналогичному вопросу.

Оспаривая бездействие администрации Алтайского края по установлению порядка финансирования ЧОУ Школа Евстафьева, в соответствии с требованиями пункта 1, 4 статьи 41, пунктов 1 ,3 6.1 статьи 29, подпункта 3 пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», пункта 78 Типового положения «Об общеобразовательном учреждении», пункта 17 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, ЧОУ Школа Евстафьева не указало какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует бездействие администрации Алтайского края.

Ссылка ЧОУ Школа Евстафьева на пункты 1, 4 статьи 41, пункты 1, 3 6.1 статьи 2, подпункт 3 пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации «Об образовании», статью 78 Типового положения, пункт 17 Положения не свидетельствуют о нарушении администрацией Алтайского края перечисленных норм, поскольку они касаются государственных образовательных учреждений.

Не обоснованными суд считает требования ЧОУ Школа Евстафьева к Алтайскому Краевому Совету народных депутатов, поскольку, как подтвердил представитель ЧОУ Школа Евстафьева, школа не обращалась с запросом по толкованию Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае».

В соответствии со статьей 41 Закона Алтайского края от 09.11.2006 года № 122-ЗС толкование нормативных правовых актов осуществляется правотворческими органами, принявшими его.

ЧОУ Школа Евстафьева оспаривает бездействие Алтайского Краевого Совета Народных депутатов по толкованию Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» в связи с изданием Федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ, что не входит в компетенцию Алтайского Краевого Совета народных депутатов.

Кроме того, суд считает, что ЧОУ Школа Евстафьева пропустила установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обжалование действий и бездействия заинтересованных лиц. Ходатайство о его восстановлении ЧОУ Школа Евстафьева не заявила, поэтому суд считает заявление ЧОУ Школа Евстафьева не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 110, 197, 198, 199, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Частному образовательному учреждению «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» о признании действий администрации Алтайского края по установлению без издания правового акта прекращения прав на бюджетное финансирование, бездействия администрации Алтайского края по установлению порядка финансирования негосударственного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» незаконными отказать.

Частному образовательному учреждению «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» в удовлетворении заявления о признании бездействия Алтайского краевого совета народных депутатов по толкованию Закона Алтайского края от 03.12.2004 года № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае» с учетом пунктов 6, 7 статьи 41 ФЗ «Об образовании» не действующих с 01.01.2005 года незаконным отказать.

Взыскать с Частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томска.

Судья Арбитражного суда Н.М. Дружинина

Алтайского края