ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-5222/12 от 05.06.2012 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Барнаул Дело № А03-5222/2012

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 06 июня 2012 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юдиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Стандарт" об оспаривании постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя – Захарова П.С. по доверенности от 01.01.2011, паспорт;

от заинтересованного лица – Курочкина А.А. по доверенности от 04.06.2012, удостоверение № 0191, Буслаева А.Г. по доверенности от 17.02.2012, удостоверение № 0228,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Алтай-Стандарт" (далее – ООО "Алтай-Стандарт", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее – Управление, Административный орган) об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности от 12.03.2012 № 6-01-06/09-53/60-ю и № 6-01-06/09-53/62-ю по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное представление деклараций об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В обоснование своих требований заявитель указал на отсутствие его вины, поскольку декларации в электронном виде были отправлены в Росалкогольрегулирование своевременно. То, что декларации не прошли контроль, связано с заменой сертификата открытого ключа электронной цифровой подписи (далее – сертификат ЭЦП).

Дела, возбужденные по указанным заявлениям (№ А03-5222/2012 и № А03-5215/2012), судом объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А03-5222/2012.

Административный орган представил отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требования возражал, указывая, что в соответствии с п. 6 Приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01 сентября 2010 года № 52н датой представления декларации по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения о ее получении Росалкогольрегулированием.Причиной непринятия декларации к рассмотрению послужило использование Обществом старого сертификата Росалкогольрегулирования. ПосколькуОбщество незамедлительно было уведомлено об ошибке при принятии декларации, оно могло и должно было принять меры для устранения ошибок до истечения срока на представление декларации.

В судебном заседании представитель Общества на требованиях настаивал, представители Административного органа против удовлетворения требования возражали.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

ООО "Алтай – Стандарт" имеет лицензию на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции А 621418, выданную 24.03.2011 Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 14.04.2016.

19.01.2012 Обществом в Управление на бумажном носителе были представлены: декларация об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 5 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2011 года и декларация об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения № 7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей за 4 квартал 2011 года продукции (далее - декларации № 5 и № 7 за 4 квартал 2011 года).

В тот же день, 19.01.2012 Общество отправило в Росалкогольрегулирование декларации № 5 и № 7 за 4 квартал 2011 года в электронном виде через Интернет-сервис «Личный кабинет» доступ к которому осуществляется через Интернет-сайт www.fsrar.ru (страница "Приемная").

Как следует из протокола загрузки деклараций на портал, при распаковке криптографического сообщения произошла ошибка, декларации не прошли контроль и не были приняты к рассмотрению.

Общество устраняло ошибки до 24.01.2012 – даты, когда декларации были представлены в Росалкогольрегулирование.

Поскольку срок представления вышеуказанных деклараций (20.01.2012) был нарушен, 27.02.2012 были составлены протоколы об административных правонарушениях № 6-01-06/09-53/60-ю (по декларации по форме № 5) и № 6-01-06/09-53/62-ю (по декларации по форме № 7). 12.03.2012 постановлениями № 6-01-06/09-53/60-ю (по декларации по форме № 5) и № 6-01-06/09-53/62-ю (по декларации по форме № 7) Общество было привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей по каждому административному делу.

Не согласившись с указанными постановлениями, ООО «Алтай - Стандарт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.

Организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота (статья 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что декларации представляются организациями, имеющими лицензии, в том числе, на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Такие организации представляют, в частности, следующие декларации:

- декларацию об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5);

- декларацию об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 7).

Согласно п. 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗв области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п.п. 4, 5 Положения декларации представляются в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - территориальные органы) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организация представляет декларации: на бумажном носителе - в территориальные органы по месту нахождения организации; в электронном виде - в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в утвержденном указанной Службой формате.

Таким образом, декларации № 5 и № 7 за 4 квартал 2011 года в электронном виде должны были быть представлены Обществом в Росалкогольрегулирование не позднее 20 января 2012 года.

Порядок представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утвержден приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 N 52н (далее - Порядок).

Согласно пункту 1 Порядка декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (представляются организациями в Росалкогольрегулирование в электронном виде в установленном формате посредством передачи по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью.

Пунктами 5.1 - 5.4 Порядка установлено, что при представлении деклараций по телекоммуникационным каналам связи организация соблюдает следующий порядок электронного документооборота.

После подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее электронной цифровой подписью и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования. В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций). При получении протокола форматно-логического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации. Если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.

Датой представления деклараций по телекоммуникационным каналам связи является дата подтверждения о ее получении Росалкогольрегулированием (пункт 6 Порядка).

Судом установлено, и сторонами подтверждается, что датой представления деклараций № 5 и № 7 за 4 квартал 2011 года является 24.01.2012, т.е. действия Общества образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьёй 15.13. КоАП РФ - несвоевременная подача декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Между тем, при принятии оспариваемых постановлений Административным органом не учтено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Как следует из материалов дела, Общество отправило декларации № 5 и № 7 за 4 квартал 2011 года в электронном виде в Росалкогольрегулированиечерез Интернет-сервис «Личный кабинет» доступ к которому осуществляется через Интернет-сайт www.fsrar.ru (страница "Приемная") 19.01.2012, то есть заблаговременно, до окончания предусмотренного законом срока.

Однако, как следует из протокола загрузки деклараций на портал, при распаковке криптографического сообщения произошла ошибка, в связи с чем Обществом от Управления был получен протокол форматно-логического контроля декларации, который содержал информацию о том, что декларации не прошли входной контроль и не были приняты к рассмотрению.

В соответствии с п. 5.3 Порядка Общество устранило ошибки, указанные в протоколе, и повторило процедуру передачи декларации 24.01.2012.

В отзыве на заявление Управление указывает, что причиной непринятия деклараций к рассмотрению послужило использование Обществом старого сертификата Росалкогольрегулирования. При этом ссылка на новый сертификат имелась на официальном сайте www.fsrar.ru и была общедоступной для использования.

Между тем, доказательств, что причиной непринятия деклараций к рассмотрению послужили вышеуказанные обстоятельства, Административный орган суду не представил.

Из протокола загрузки деклараций на портал следует, что при распаковке криптографического сообщения произошла "ошибка расшифровки: Закрытый ключ не найден или нет доступа. Возможно файл зашифрован на стороннем сертификате" (Дело № А03-5222/2012, л.д. 88, 103).

Судом установлено, что до 19.01.2012 Общество неоднократно направляло в Росалкогольрегулирование декларации в электронном виде. Все они были успешно обработаны, последние успешно обработанные декларации были представлены Обществом 01.12.2011 (Дело № А03-5222/2012, л.д. 104).

15.12.2011 между Обществом и ФГУП «ЦентрИнформ» был заключен договор № Р54/11-4925/УЦ РАР, на основании которого ФГУП изготовило для Общества сертификат ключа подписи (СКП) и Ключа ЭЦП, предназначенных для обмена электронной информации в рамках автоматизированной информационной системы личных кабинетов, предназначенной для доступа к информационным сервисам для юридических лиц – участников алкогольного рынка (п. 2.1, 3.1.1, 1.1, 1.5 договора) (Дело № А03-5222/2012, л.д. 22-26).

Поскольку после получения новых СКП и Ключа ЭЦП Общество до 19.01.2012 деклараций в Росалкогольрегулирование не представляло, возможности проверить функционирование новых СКП и Ключа ЭЦП у Общества до 19.01.2012 не имелось.

Из заявления в суд и пояснений, данных представителем Общества в судебном заседании, следует, что успешное представление декларации 24.01.2012 стало возможным только после обновления сотрудникам ФГУП «ЦентрИнформ» Корневого сертификата КриптоПро. Доказательств обратного Управление суду не представило.

Факт проведения работ по установке и настройке программного обеспечения, необходимого ООО "Алтай-Стандарт" для представления отчетности в Росалкогольрегулирование подтвердило ФГУП «ЦентрИнформ» в письме от 11.04.2012 (Дело № А03-5222/2012, л.д. 47).

В силу ч. 4 ст. 1.4 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах суд приходит к следующим выводам: ошибки расшифровки файлов с представленными Обществом декларациями № 5 и № 7 за 4 квартал 2011 года произошли не по вине Общества, а в связи с некорректной работой СКП и Ключа ЭЦП; до момента представления деклараций № 5 и № 7 за 4 квартал 2011 года у Общества не имелось объективной возможности проверить функционирование новых СКП и Ключа ЭЦП; после обнаружения ошибок расшифровки файлов у Общества не имелось реальной возможности в срок до 21.02.2012 устранить вышеуказанные ошибки.

Таким образом, вина ООО "Алтай-Стандарт" в совершении вменяемых ему правонарушений отсутствует, следовательно, состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, в действиях Общества также не имеется.

Отсутствие состава правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 статьи 24.5 КоАП РФ).

Руководствуясь ст.ст. 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу от 12.03.2012 № 6-01-06/09-53/60-ю и № 6-01-06/09-53/62-ю о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Алтай-Стандарт" (место нахождения: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Попова, 242; ИНН 2222054924, ОГРН 1062222005416) к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконными и отменить полностью.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин