АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Барнаул Дело № А03–5352/2008-26
22 июля 2008 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Михайлюк Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, п. Казачий Первомайского района Алтайского края, к Алтайскому краевому Законодательному собранию, г.Барнаул, к Администрации Алтайского края, г.Барнаул, к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, г.Барнаул, с участием в деле третьего лица - частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования», г. Барнаул, о признании солидарного бездействия заинтересованных лиц незаконным и нарушающим статью 120, пункт 2, статьи 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 41, пункт 1, статьи 46, статью 39 пункты 1,2, статью 27, пункт 1, Закона Российской Федерации «Об образовании», статью 4 пункт 2, подпункт 2, статью 7, пункты 1,2, статью 8, пункты 2,17 Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Реуцкой Т.В.,
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, паспорт <...>, выдан 18.10.2001г., предприниматель,
от Алтайского краевого Законодательного Собрания – ФИО2, удостоверение №9, доверенность №04/29 от 08.07.2008г.,
от Администрации Алтайского края – ФИО3, доверенность от 28.12.2007г. №351,
от Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи – ФИО4, доверенность №1-юр от 21.09.2007г.,
от третьего лица - ФИО1, доверенность №25 от 14.12.2005г.,
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Алтайскому краевому Законодательному Собранию, Администрации Алтайского края и Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании незаконным солидарного бездействия заинтересованных лиц по наделению его государственными полномочиями: 1. по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования; 2. по финансовому обеспечению образовательного процесса; 3. в предоставлении права выдавать обучающимся в ЧОУ «Школа Евстафьева» аттестаты об окончании основного общего образования. Заявитель просит обязать заинтересованные лица устранить допущенные нарушения.
Алтайское краевое Законодательное Собрание в отзыве на заявление просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что в данном случае не может идти речь о солидарном бездействии органов государственной власти, потому что ФИО1 формулирует разные по существу, не связанные между собой требования к разным органам государственной власти. Считает, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не может оспаривать бездействие Алтайского краевого Законодательного Собрания по толкованию законов Алтайского края, так как с просьбой о толковании законодательства обращалось ЧОУ «Школа Евстафьева», представителем которого по доверенности выступал ФИО1 Кроме того, письмо Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.04.2008г. №996/01-05 уже было предметом судебного разбирательства по заявлению ЧОУ «Школа Евстафьева», и по нему было принято решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.06.2008г. об отказе в удовлетворении требования о признании бездействия Алтайского краевого Законодательного Собрания по толкованию некоторых положений законов Алтайского края незаконным. Полагает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность наделения индивидуального предпринимателя ФИО1 какими-либо государственными полномочиями в сфере образования, а ЧОУ «Школа Евстафьева» не имеет права на финансирование образовательного процесса за счет средств краевого и (или) местного бюджета.
Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи в отзыве на заявление просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что Закон Российской Федерации «Об образовании» и Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае», а также другие нормативные правовые акты не предусматривают возможности наделения индивидуального предпринимателя полномочиями по организации предоставления общедоступного и бесплатного образования. Учредителем ЧОУ «Школа Евстафьева» является гражданин ФИО1 Индивидуальный предприниматель ФИО1 не вправе выступать в качестве заявителя по данному делу, так как он не является участником общественных отношений между гражданином ФИО1 как учредителем образовательного учреждения и ЧОУ «Школа Евстафьева».
Администрация Алтайского края в отзыве на заявление также просит отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что индивидуальный предприниматель ФИО1 не имеет права на иск. Соглашается с доводами Алтайского краевого Законодательного Собрания по вопросу передачи государственных полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования. Требования заявителя по предоставлению права выдавать обучающимся в ЧОУ «Школа Евстафьева» аттестаты об окончании основного общего образования считает необоснованными. ЧОУ «Школа Евстафьева» является негосударственным образовательным учреждением, прошедшим государственную аккредитацию, и имеет право на выдачу выпускникам документа государственного образца: аттестат об основном общем образовании и аттестат о среднем (полном) общем образовании. На всем протяжении образовательного процесса по результатам итоговой аттестации оформлялись и выдавались аттестаты выпускникам школы. В настоящее время действие лицензии на право осуществления образовательной деятельности частного образовательного учреждения «Школа Евстафьева» приостановлено с 01.02.2008г. по 01.08.2008г. Считает, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд о признании бездействия Администрации Алтайского края незаконным. Полагает, что не имеется оснований, для возложения на заинтересованных лиц солидарной обязанности.
Как следует из материалов дела, частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования» является негосударственным образовательным учреждением, созданным учредителем ФИО1 в 1992 году.
До 01 января 2005 года ЧОУ «Школа Евстафьева» в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 (в редакции от 20.07.2004) «Об образовании» имело право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента государственной аккредитации в случае реализации основных общеобразовательных программ.
Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных_ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» пункты 6 и 7 статьи 41 Закона об образовании признаны утратившими силу.
В связи с изменением законодательства ЧОУ «Школа Евстафьева» утратило право на финансирование за счет средств краевого и (или) местного бюджета.
02 марта 2005 года при главе администрации г. Барнаула проведено рабочее совещание по теме «Финансирование негосударственных образовательных учреждений г. Барнаула», на котором решено определить порядок финансирования негосударственных образовательных учреждений г. Барнаула в 2005 году.
Полагая, что принятием этого решения органы местного самоуправления забрали у субъекта Российской Федерации компетенцию определения и осуществления политики в области образования и установление порядка финансирования негосударственных образовательных учреждений, учредитель ЧОУ «Школа Евстафьева» ФИО1 направил Председателю Алтайского краевого Совета народных депутатов письмо от 27.04.2006 №114. В этом письме ФИО1 просит дать толкование порядка установления финансирования и определения норматива финансирования ЧОУ «Школа Евстафьева» на 2005 и 2006 года в виде правового акта.
Письмом без номера и даты ФИО1 как представитель ЧОУ «Школа Евстафьева» по доверенности вновь обратился к Председателю Алтайского краевого Совета народных депутатов с просьбой дать толкование законов Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае», «О краевом бюджете на 2005, 2006 и 2007 года».
Алтайское краевое Законодательное Собрание письмом от 02.04.2008г. отказало заместителю председателя Совета директоров ЧОУ «Школа Евстафьева» ФИО1 в толковании нормативных правовых актов, так как нормы закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» сформулированы предельно ясно и четко.
20.09.2006г. учредитель ЧОУ «Школа Евстафьева» ФИО1 направил Председателю Алтайского краевого Совета народных депутатов заявление №147 с просьбой возложить полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на учредителя ФИО1 как орган управления ЧОУ «Школа Евстафьева».
Заявление аналогичного содержания от 20.09.2006 №146 ФИО1 направил также главе Администрации Алтайского края.
Письмом от 19.10.2006 №4974 Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи в ответ на указанное заявление сообщило, что законных оснований для возложения полномочий органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования на граждан, являющихся учредителями общеобразовательных учреждений, нет.
30 мая 2007 года ФИО1 зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Считая незаконным бездействие Алтайского краевого Законодательного Собрания, Администрации Алтайского края и Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по наделению индивидуального предпринимателя ФИО1 государственными полномочиям по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования; по финансовому обеспечению образовательного процесса и в предоставлении права выдавать обучающимся в ЧОУ «Школа Евстафьева» аттестаты об окончании основного общего образования, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом, вправе заинтересованное лицо
Индивидуальный предприниматель ФИО1 не может быть признан заинтересованным лицом по данному делу.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации «Об образовании» учредителями негосударственных образовательных учреждений могут являться организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы), общественные и частные фонды, религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации, граждане Российской Федерации и иностранные граждане.
В силу указанной нормы права учредителем ЧОУ «Школа Евстафьева» является ФИО1 как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель. Кроме того, в качестве индивидуального предпринимателя ФИО1 зарегистрирован 30 мая 2007 года, а частное образовательное учреждение «Школа Евстафьева» учреждено ещё в 1992 году.
Следовательно, индивидуальный предприниматель ФИО1 не является участником общественных отношений между гражданином ФИО1 как учредителем ЧОУ «Школа Евстафьева» и частным образовательным учреждением.
Указанные в заявлении обращения к органам государственной власти субъекта Российской Федерации исходили от ФИО1 как учредителя ЧОУ «Школа Евстафьева» либо представителя ЧОУ «Школа Евстафьева» по доверенности, а не как от индивидуального предпринимателя.
Таким образом, у индивидуального предпринимателя ФИО1 отсутствует право на обращение с данным иском.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании незаконным бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Учредитель ЧОУ «Школа Евстафьева» ФИО1 обращался к Алтайскому краевому Совету народных депутатов (в настоящее время - Алтайское законодательное Собрание) и Администрации Алтайского края с просьбой возложить полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на учредителя ФИО1 как орган управления ЧОУ «Школа Евстафьева» 20 сентября 2006 года.
Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи ответ на это обращение дан 19 октября 2006 года.
С заявлением в арбитражный суд заявитель обратился 26 мая 2008 года, то есть с пропуском срока, установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока заявитель не заявил.
Пропуск заявителем трехмесячного срока на оспаривание бездействий заинтересованных лиц является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо наличие совокупности условий: несоответствие (противоречие) действий (бездействия) закону или иному правовому акту и нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов
Заявитель полагает, что оспариваемые бездействия нарушают нормы статьи 120, пункт 2, статьей 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 41, пункт 1, статьи 46, статьи 39 пункты 1,2, статьи 27, пункт 1, Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 4 пункт 2, подпункт 2, статьи 7, пункты 1,2, статьи 8, пункты 2,17 Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае».
Указанные нормы права регулируют деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с собственником (в данном случае – гражданином ФИО1), а индивидуальный предприниматель участником этих отношений не является.
Обращаясь с заявлением о наделении индивидуального предпринимателя ФИО1 государственными полномочиям по организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования; по финансовому обеспечению образовательного процесса и в предоставлении права выдавать обучающимся в ЧОУ «Школа Евстафьева» аттестаты об окончании основного общего образования, заявитель не указал норму права, которая бы позволяла органам государственной власти субъекта Российской Федерации наделять государственными полномочиями в области образования индивидуальных предпринимателей либо физических лиц.
Довод заявителя о солидарном бездействии заинтересованных лиц также не основан на законе.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой апелляционный суд путем подачи жалобы через арбитражный суд Алтайского края.
Судья Н.А.Михайлюк