ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-544 от 03.06.2019 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-80

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                           Дело № А03-544//2019                        10 июня 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме  10 июня 2019 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Федоровой И.Н., рассмотрев дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 14 по Алтайскому краю к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании незаконным решения от 18.10.2018 № 032S19180017468 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования,

при участии в заседании представителей сторон:

- от заявителя – ФИО1 доверенность от 15.01.2019 №05-09/00701,

-от заинтересованного лица – не явился, извещен,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 14 по Алтайскому краю (далее – заявитель, Инспекция, страхователь) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края  (далее – заинтересованное лицо, Пенсионный фонд, Управление) о признании незаконным решения от 18.10.2018 № 032S19180017468 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В обоснование требования заявитель сослался и на то, что представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по истечении срока на представление сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – ФЗ от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ), дополнительных (корректирующих) сведений о застрахованных лицах, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 ФЗ от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ, в связи с чем, привлечение его к ответственности за такое деяние обжалованными решениями нельзя признать правомерным. Кроме этого указал на процессуальные нарушения при вынесении оспариваемого решения.

Управление пенсионного фонда представило письменный отзыв, согласно которому с требованиями заявителя не согласилось, считает, что решения являются законными  и обоснованными, указав на то, что Федеральный закон № 27-ФЗ устанавливает единый срок предоставления сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 настоящего Закона, а именно: не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), независимо от кодов типа формы СЗВ-М; в рассматриваемом случае страхователь, предоставляя сведения по форме СЗВ-М тип «дополняющая», не уточнял (исправлял) представленные ранее сведения, а впервые представил сведения о  «новых» застрахованных лицах, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

В судебном заседании представители заявителя, заинтересованного лица, изложили суду свои правовые позиции по делу, поддержав доводы и возражения, изложенные в заявлении, отзыве на него соответственно.

Управление явку представителя для участия в рассмотрении дела 03.06.2019 не обеспечило. Дело рассмотрено без участия представителя третьего лица,  в порядке пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы  России № 14 по Алтайскому краю в качестве страхователя зарегистрирована в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского  края.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996
№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, (далее – Закон № 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 этой статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

   Как следует из материалов дела, 04.10.2016  Инспекцией  по телекоммуникационным каналам связи представлены  в Управление сведения по форме СЗВ-М с  типом  формы «исходная»  в   отношении  имеющихся  у нее застрахованных лиц   за сентябрь  2016.

25.10.2016  в ранее представленные индивидуальные сведения, страхователь представил в Управление дополнительные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы «дополняющая» за сентябрь 2016 года на 3 застрахованных лица.

В сентябре 2018 года Пенсионным фондом проведена проверка представленных заявителем сведений по форме СЗВ-М  с типом «дополняющая»  за сентябрь 2016 года.

В  ходе  проверки   представленных  Инспекцией  сведений,  Управление  пришло   к выводу о предоставлении страхователем  сведений индивидуального (персонифицированного)  учета  по форме  СЗВ-М  за  сентябрь 2016  года  с нарушением установленного  срока, поскольку  25.10.2016  страхователем  были представлены сведения по форме СЗВ-М (с типом формы «дополняющая») в отношении  тех застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных («исходных») сведениях по форме СЗВ-М за вышеуказанный  период.

Результаты камеральной проверки отражены в акте от 09.09.2018, на который  страхователем представлены возражения.

По итогам рассмотрения акта и иных материалов проверки, руководителем  Управления  18.10.2018 принято решение № 032S19180017468 о привлечении Инспекции  к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», за предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением срока на 3 застрахованных лица, в виде финансовой санкции в сумме 1500 руб.

Полагая, что решение, принятое  Государственным учреждением – Управлением  Пенсионного фонда России в г. Барнауле Алтайского края  18.10.2018 является незаконным, МИФНС России № 14 по Алтайскому краю  обратилась  в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд находит заявленные требования  подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Исходя из положений статей 2, 6, 11, 12 и 22 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», к правоотношениям, возникающим при уплате сборов, взыскании штрафов в государственные внебюджетные фонды, в том числе, связанным с индивидуальным (персонифицированным) учетом в системе обязательного пенсионного страхования, также подлежат применению нормы налогового законодательства Российской Федерации.

В силу статьи 6 Закона N 167-ФЗ, статьи 1 Закона N 27-ФЗ Инспекция  является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Статьей 5 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со статьей 16 указанного Федерального закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8, статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения представляются страхователем ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (действующая норма Закона  № 27-ФЗ в спорный период).

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

Согласно абзацам 8, 10 пункта 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 N 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», в течение 4 рабочих дней с момента отправки сведений отправитель отчета должен получить в зашифрованном виде протокол контроля сведений о застрахованных лицах, подписанный электронной цифровой подписью органа Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и повторяет всю процедуру представления сведений.

Как установлено судом, сведения о застрахованных лицах за сентябрь 2016 года,  по форме СЗВ-М (исходная) были поданы заявителем в Пенсионный фонд в электронном виде в пределах установленного срока, впоследствии представлена   отчетность формы СЗВ-М (дополняющая).

Ссылаясь на то, что сведения в отношении  части  застрахованных лиц по форме СЗВ-М с типом «дополняющая» за данные периоды представлены  Инспекцией   страховщику 25.10.2016  впервые, а также то, что они не были отражены в сведениях по форме СЗВ-М за эти  месяцы  с типом «исходная», Управление полагает, что страхователем представлены несвоевременно сведения по форме СЗВ-М за сентябрь (9) 2016 года.

Однако суд полагает, что Управление, делая вывод о том, что в действиях  заявителя  имеется состав правонарушения, выразившейся в нарушении срока представления сведений - ежемесячной отчетности формы СЗВ-М за  спорные периоды, не учло следующее.

Как подтверждается материалами дела, страхователем в Управление были представлены сведения на  застрахованных лиц по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года с типом формы «исходная» с соблюдением установленного законом срока, что не оспаривается заявителем.

Следовательно, первоначальные сведения за указанные периоды заявителем были представлены своевременно.

Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.

Статья 15 Закона № 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Между тем, этой же нормой Федерального закона № 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).

В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.

Всего предусмотрено три типа: исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

 То есть, в соответствии с абзацем 3 статьи 15 Закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.

Согласно статье 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.

На страхователя не возложена обязанность по проверке сведений после получения их Управлением (о наличии или отсутствии ошибок в поступивших документах). Напротив, такая обязанность лежит именно на органе Пенсионного фонда. Следовательно, поскольку у организации отсутствует такая обязанность, отсутствует и ответственность за предоставление неполных и недостоверных сведений, либо с нарушением срока, если только Управление не докажет, что такие сведения изначально были представлены страхователем и страхователь не был извещен об этом. О подобных ситуациях может свидетельствовать отчет о приеме отчетности, содержащий сведения об ошибках, однако, в данном деле такой отчет отсутствует.

При изложенных обстоятельствах, действия заявителя не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Материалами дела подтверждено и не оспорено Управлением (часть 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), что до вынесения решения Инспекция представляла корректирующие изменения в сведения, которые приняты Управлением ранее.

В силу пункта 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты  отправления заказного письма.

 Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя. Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

Согласно пункту 39 названной Инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

 Как уже отметил суд, для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок (в Инструкции от 21.12.2016 № 766н - 5 рабочих дней), который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении  имеющихся  расхождений.

При этом Закон № 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения учета сведений не содержат ограничений по количеству подаваемых корректировок в ПФР, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного (пятидневного) срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, корректировка данных не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления отчетности.

  Как пояснил представитель Пенсионного фонда, в судебном заседании, страхователю, действительно, уведомление не направлялось, но было направлено Извещение о расхождениях в отчетах СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, из которого следовало, что страхователю необходимо уточнить сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2016.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для привлечения  Инспекции  к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, за  представление  недостоверных  сведений индивидуального (персонифицированного) у Управления не имелось.

С учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ» если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.

При этом суд обращает внимание на то, что страхователь незамедлительно внес исправления после обнаружения ошибки, причем самостоятельно.

Доводы Управления о том, что сведения о части застрахованных лиц в «исходных» формах не подавались, отклоняются, так как ошибка в исчислении количества застрахованных лиц была заявителем исправлена, в отчетность внесены изменения.

Отклоняя доводы заинтересованного лица, суд также полагает, что из буквального смысла статьи 15 закона № 27-ФЗ следует, что законодатель допускает как внесение в отчетность новых сведений (дополнение), так и изменений ранее включенных в отчет сведений (уточнение).

Действия страхователя должны оцениваться как реализация права на дополнение и уточнение переданных сведений, предусмотренного ст. 15 Федерального закона № 27-ФЗ.

В случае если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в рассматриваемом поле приводится код «доп» (дополняющая форма).

Таким образом, отсутствуют законные основания для привлечения Инспекции к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, поскольку вина последнего отсутствует, страхователь реализовал свое право на исправление представленных неполных сведений.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.02.2018 № 302-КГ17-22454.

Таким образом, устранение ошибок в отчетности и представление дополняющей формы  в установленные сроки, не может служить основанием для привлечения страхователя к ответственности.

Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные  самой организацией, не могут расцениваться как недостоверные сведения, либо нарушение срока представления таких сведений, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения  заявителя  к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» - непредставление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, следовательно,  имеются основания для признания  недействительным оспариваемого решения.

Удовлетворяя требования Инспекции суд также исходил из следующего.

В статье 17 Федерального закона №27-ФЗ (в редакции, действовавшей по 31.12.2016) закреплялось,  что взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017.

С 01.01.2010 до 31.12.2016 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулировался Законом N 212- ФЗ.

Следовательно, поскольку иного Законом N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, не установлено, порядок привлечения к ответственности по факту нарушения положений Закона N 27-ФЗ до 01.01.2017 также регулировался Законом N 212-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ, действовавшего на дату представления предпринимателем сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В силу части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального  страхования.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под  расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по  телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте зад письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного  письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установленными  органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ).

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель)  в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с вывода предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки в представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения к указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых  взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок перед) орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии) подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ). 

Частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ определено, что акт проверки и другие материалы  проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации  о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным  представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены  руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней по истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный  срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Как определено в части 12 названной статьи решение о привлечении к ответственности за  совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лил отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).

В соответствии с частью 13 статьи 39 Закона N 212-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении  ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным  письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае, направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней, с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия  направления плательщику страховых взносов соответствующего решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплате страховых взносов.

Согласно части 14 статьи 39 Закона N 212-ФЗ на основании вступившего в силу решения  лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности  совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за  совершение правонарушения, направляется в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а так же  штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

В силу частей 3, 5 статьи 22 этого же Закона требование об уплате недоимки по страховым  взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. При этом требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

При этом согласно части 7 статьи 22 Закона N 21-ФЗ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

В силу части 2 статьи 4 названого Закона течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Согласно части 6 статьи 4 Закона N 212-ФЗ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случае если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (часть 7 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).

Таким образом, Законом N 212-ФЗ, действовавшим на момент предоставления Инспекцией  вышеназванной отчетности, регламентировались сроки проведения камеральной проверки представленного страхователем расчета страховых взносов - 3 месяца с даты представления расчета, составление акта проверки - 10 дней после истечения срока проведения проверки, получение акта - на 6 день, вынесение решения - 10 дней с даты истечения срока представления возражений (+15 дней на направление страхователем возражений с даты получения акта + 1 месяц в случае продления срока рассмотрения акта), получение решения - на 6 день, вступление в силу решения - 10 дней с даты вручения лицу; срок направления требования об уплате недоимки - 10 дней с момента вступления в силу решения, срок исполнения требования - 10 календарных дней со дня его получения (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

С 1 января 2017 года Закон N 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Вместе с тем, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, с 01.01.2017 на правоотношения, связанные с контролем за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, а также с взысканием штрафов, начисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации по статье 17Закона N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской налогах и сборах, в том числе и положения статей 46, 70, 88,100, 101,101.4  Налогового  Кодекса Российской Федерации.

При этом в пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий при  осуществлении  мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 ст. 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пункта 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи, с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения уполномоченным органом действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового  кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится  уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями  без какого-либо специального решения руководителя налогового органа, в  течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета, сведений).

Пунктом 2 статьи 100 НК РФ определено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть  составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после ее окончания.

В силу абзаца второго пункта 5 статьи 100 названного Кодекса в случае направления акта  налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой  день, считая с даты отправки заказного письма.

На основании пункта 1 статьи 101 настоящего Кодекса акт налоговой проверки, материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.

По результатам проверки  принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о  проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен,  но не более чем на один месяц.

Пунктом 9 этой же статьи определено, что решение о привлечении к ответственности совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственное, за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидирован группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручен лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В  случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

Частью 3 статьи 101.3 НК РФ предусмотрено, что на основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к   ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном  статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Согласно пункту 2 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Пунктом 6 статьи 69 данного Кодекса предусмотрено, что в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В пункте 3 статьи 46 НК РФ установлено, что заявление о взыскании штрафа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о его уплате.

В соответствии с пунктом 6 статьи 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 7 статьи 6.1 НК РФ).

Таким образом, нормами НК РФ установлено, что срок проведения проверки - 3 месяца со дня представления расчета, срок составления акта проверки - 10 дней с момента окончания проверки, срок получения акта - на 6 день с даты отправки заказного письма, срок вынесения решения - 10 дней со дня истечения срока по пункту 6 статьи 100 НК РФ (+ 1 месяц на представление возражений страховщика + 1 месяц в случае продления), получение решения - на 6 день со дня отправки заказного письма, вступление решения в законную силу - 1 месяц со дня вручения решения страхователю, срок выставления требования - 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, срок исполнения требования - 8 дней с даты получения требования (+ 6 дней на получение требования), срок обращения в суд - в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования.

Следовательно, в рассматриваемом случае, отправной точкой при расчете срока начала проведения камеральнойпроверки является дата представления сведений СЗВ-М за сентябрь  2016 года по форме«дополняющая» - 25.10.2016.

Действующее законодательство не предусматривает возможности продления сроков камеральной налоговой проверки.

Акт проверки в соответствии с требованиями Закона N 212-ФЗ и Налогового кодекса РФ должен был быть составлен Управлением не позднее 08.02.2017 (3 месяца на проведение камеральной проверки + 10 дней на составление акта), фактически акт составлен 09.09.2018, что свидетельствует о нарушении  Пенсионным фондом процессуальных сроков проверки, повлекших за собой соответствующее смещение совокупных сроков.

 Оспариваемое решение должно было быть вынесено Управлением не позднее 28.03.2017, фактически решение вынесено 18.10.2018.

Таким образом, Управлением нарушен срок проведения камеральной проверки, актсоставлен с нарушением процессуальных сроков,  оспариваемое решение вынесено за  пределами срока,  срок  на выставление Управлениемтребования об уплате финансовых санкций истек.

Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Управление Пенсионного фонда не представило доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин составления акта камеральной проверки 09.09.2018 по факту представления отчета по форме СЗВ-М за сентябрь 2016, и, соответственно,  вынесения оспариваемого решения  только 18.10.2018.

 Довод представителя заинтересованного лица о том, что Законом № 27-ФЗ определено право Пенсионного фонда привлекать страхователя в течении трех лет к ответственности за нарушение норм выше указанного Закона, судом отклонен.

Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации в системе законодательства о налогах и сборах имеет большую юридическую силу, иные законодательно установленные процедуры проведения камеральных проверок не могут противоречить нормам налогового законодательства.

Таким образом, отсутствие в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» указаний на сроки проведения камеральной проверки предоставленной страхователем отчетности по форме СЗВ-М не свидетельствует о наличии у Пенсионного фонда не ограниченного во времени полномочия по проведению камеральных проверок.

На  основании вышеизложенного оспариваемое решение органа Пенсионного фонда является недействительным, нарушающим права заявителя, неправомерно возлагающими на него обязанности.

Исходя из указанного, доводы заинтересованного лица, изложенные в отзыве и приведенные  в судебном заседании, подлежат отклонению.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания решения недействительным как не соответствующим положениям действующего законодательства,  нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем заявление подлежит удовлетворению.

Государственная пошлина со сторон не взыскивается, поскольку в силу подпунктов 1, 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации они освобождены от её уплаты.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Алтайского края

Р Е Ш И Л :

требования удовлетворить.

Признать  недействительным решение Государственного учреждения - Управления  пенсионного  фонда  Российской Федерации  в г. Барнауле  Алтайского края от 18.10.2018 № 032S19180017468 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования .

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда России в г. Барнауле Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Алтайскому краю.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия в полном объеме, через Арбитражный суд Алтайского края.

Судья                                                                                                                       Л.Ю. Ильичева