АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
г. Барнаул Дело № А03-5833/2012
Резолютивная часть решения оглашена 19 июня 2012 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 июня 2012 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Хворова А.В., при ведении протокола секретарем Гладковой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Алтайского края
к муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>) и обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кристалл Плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным в части договора,
при участии
от истца – ФИО1, по поручению № 08-13-2012 от 07.06.2012, удостоверение ТО № 124366,
Заместитель прокурор Алтайского края обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» и обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кристалл Плюс» о признании недействительными пунктов 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора № 559/09-2011 от 01.09.2011 об оказании услуг паспортной службы.
Иск основан на противоречии договора в оспариваемой части требованиям законодательства, регламентирующего организацию работы по регистрационному учету граждан.
В представленных МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» возражениях указано на то, что полномочия управляющей организации на передачу осуществления регистрационных действий другому лицу основаны на договорах управления, заключенных с гражданами в порядке статьи 162 Жилищного кодекса.
Учитывая надлежащее извещение ответчиков о месте и времени судебного разбирательства, дело рассмотрено без их участия на основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:
Между муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (Исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кристалл Плюс» (Заказчик) 01.09.2011 заключен договор об оказании услуг паспортной службы.
По договору Исполнитель обязуется оказывать услуги паспортной службы, указанные в пункте 2.1 договора, связанные с ведением паспортного учета граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых Заказчиком (пункт 1.1).
К числу оказываемых по договору услуг отнесены постановка и снятие в регистрационного учета граждан, регистрация граждан по месту пребывания, регистрация граждан, получивших паспорт по утрате, снятие умерших граждан с регистрационного учета, оформление и обмен паспортов (пункт 2.1); выдача справок, в том числе выписок из домовой книги, заверение копий формы «А» (пункт 2.1.2); ведение картотеки паспортного учета (пункт 2.1.3); предоставление сведений о военнообязанных гражданах, оформление на воинский учет (пункт 2.1.4).
Порядок регистрационного учета граждан Российской Федерации регулируется Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Статьей 6 указанного Закона определено, что на граждан, изменивших место жительства, возлагается обязанность не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением и соответствующими документами для регистрации.
В целях реализации требований статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила регистрации) и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, ответственными за прием документов для получения и замены паспортов граждан являются указанные в Правилах должностные лица, которые и осуществляют прием от граждан необходимых документов. Именно на них возложена обязанность по предоставлению переданных гражданами документов в органы внутренних дел в установленный срок (пункт 14 Положения).
Пунктом 6 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 № 208 (далее – Регламент) к должностным лицам, ответственными за регистрацию, осуществляющими первичный прием от граждан документов на регистрацию и снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства, подготовку и передачу в орган регистрационного учета предусмотренных учетных документов, отнесены:
должностные лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда;
собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда;
уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
уполномоченные должностные лица, ответственные за регистрацию в гостиницах, кемпингах, туристских базах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах, домах-интернатах для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиницах-приютах и других учреждениях социального назначения.
Таким образом, работники МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» не являются должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие с регистрационного учета, в силу чего не имеют права оказывать услуги по ведению паспортной и военно-учетной работы.
Ссылка ответчика на то, что гражданами по договорам управления были предоставлены права управляющей организации на заключение спорного договора, судом отклонена.
Государственная услуга по регистрационному учету граждан осуществляется уполномоченными государством органами и организациями, предназначена исключительно для граждан. Сторонами оказания государственной услуги являются государство и гражданин. При этом государство передало часть своих функций по регистрации граждан указанным выше уполномоченным организациям и должностным лицам (пункт 4 Правил регистрации и пункт 6 Регламента).
Лица, поименованные в качестве уполномоченных организаций и должностных лиц, ответственных за регистрацию, осуществляют от имени и в интересах государства ряд предусмотренных Регламентом функций, связанных с регистрацией граждан по месту жительства, что является их публично-правовой обязанностью.
Соответственно, выбор гражданами способа управления многоквартирным жилым домом путем заключения договора с управляющей компанией, в силу пункта 4 Правил регистрации и пунктов 56, 58 Регламента возлагает на последнюю публично-правовое обязательство по ведению регистрационного учета.
Так как обязанности по регистрации возложены на организации, перечень которых установлен Правилами регистрации, Регламентом, и является исчерпывающим, деятельность указанных организаций по регистрации граждан является обязательной в силу административно-правовых норм и не может быть передана по договору другим лица, не уполномоченным на осуществление такой деятельности.
Из Устава МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (пункты 2.1, 2.3) следует, что организация не осуществляет непосредственное обслуживание жилищного фонда, жилищный фонд на каком-либо предусмотренном законодательством праве ей не принадлежит.
Должностные лица указанного ответчика не выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями муниципального жилищного фонда.
Ссылка в возражениях на распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р не является обоснованной, поскольку содержащийся в нем перечень услуг относится к деятельности государственных и муниципальными учреждений и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ).
Довод МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» о распространении на него положений упомянутого распоряжения является несостоятельным, поскольку ни договор управления, ни оспариваемый по настоящему иску договор не заключались в порядке размещения государственного или муниципального заказа.
В соответствии с пунктами 7.8 Положения о воинском учете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, персональный воинский учет граждан по месту их жительства или мету пребывания осуществляется военными комиссариатами, а где они отсутствуют – органами местного самоуправления.
Пунктом 53 указанного Положения граждане, подлежащие призыву на военную службу, и офицеры запаса для постановки на воинский учет и снятия с воинского учета обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Таким образом, обязанность, которую гражданин в силу закона должен исполнить лично не может быть передана третьему лицу для исполнения.
В соответствии со статьей 128 Гражданского кодекса РФ полномочия, которыми организация наделена в силу закона и иных нормативных правовых актов (государственные услуги), не могут быть объектом гражданских прав и участвовать в гражданском обороте.
В силу требований статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина относится на ответчиков.
Руководствуясь статьями 27, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Признать недействительными пункты 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора № 559/09-2011 от 01.09.2011 об оказании услуг паспортной службы, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кристалл Плюс» и муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационной расчетно-кассовый центр».
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Кристалл Плюс» в федеральный бюджет 2000 руб. государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» в федеральный бюджет 2000 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.В. Хворов