ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-5885/2022 от 12.10.2022 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                     Дело № А03-5885/2022

Резолютивная часть решения объявлена 12 октября 2022 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Некрасовой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Курорт Белокуриха» (ИНН 2203000190, ОГРН 1022200534608), г.Белокуриха,  к администрации города Белокуриха Алтайского края (ИНН 2203004607, ОГРН 1022200535280), г.Белокуриха, о признании недействительным постановления № 182 от 11.02.2022 о прекращении действия разрешений на строительство объектов: гостевой дом № 1, ул.Славского, 69а, разрешение № 2 RU22303000 от 24.02.2011, гостевой дом № 2, ул.Славского, 69, разрешение № 3 RU22303000 от 24.02.2011,

с привлечением к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Градостроительной инспекции Алтайского края,

при участии представителей:

от заявителя - не явились, извещены,

от заинтересованного лица - не явились, извещены,

от третьего лица - Веремеенко Е.В. (удостоверение, диплом, доверенность от 13.01.2022).

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Курорт Белокуриха» (ИНН 2203000190, ОГРН 1022200534608), г.Белокуриха, (далее – заявитель, Общество) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации города Белокуриха Алтайского края (ИНН 2203004607, ОГРН 1022200535280), г.Белокуриха, (далее – заинтересованное лицо, Администрация) о признании недействительным постановления № 182 от 11.02.2022 о прекращении действия разрешений на строительство объектов: гостевой дом № 1, ул.Славского, 69а, разрешение № 2 RU22303000 от 24.02.2011, гостевой дом № 2, ул.Славского, 69, разрешение № 3 RU22303000 от 24.02.2011.

Заявление мотивировано незаконностью оспариваемого постановления, нарушением прав заявителя. Указывает, что прекращение действия разрешений на строительство приводит к невозможности окончания строительства.

Администрация представила отзыв, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Градостроительная инспекция Алтайского края (далее – третье лицо, Инспекция).

Инспекция представила отзыв, возражает против удовлетворения заявления. Полагает, что оспариваемое постановление законное и обоснованное.

Более подробно позиция лиц, участвующих в деле изложена в заявлении, отзывах на него, дополнительном отзыве, возражениях на отзыв, письменных пояснениях, представленных в материалы дела.

Представители заявителя и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Судебное заседание в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель третьего лица возражал против удовлетворения заявления.

Выслушав представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

24.02.2011 Администрацией акционерному обществу «Курорт Белокуриха» выданы разрешения на строительство следующих объектов капитального строительства:

- гостевой дом № 1 разрешение № 2 RU22303000 Vстр.зд.=1654,3 куб.м.; Sзд.=411,3 кв.м.; 2 этажа расположенного по адресу: 659900, Алтайский край, г.Белокуриха, ул.Славского, 67, первоначальный срок действия разрешения 24.02.2013;

- гостевой дом № 2 разрешение № 3 RU22303000 Vстр.зд.=1662,6 куб.м.; Sзд.=418,6 кв.м.; 2 этажа расположенного по адресу: 659900, Алтайский край, г.Белокуриха, ул.Славского, 67, первоначальный срок действия разрешения 24.02.2013.

В период строительства данных объектов капитального строительства действие разрешений на строительство Администрацией неоднократно продлялось:

- в отношении гостевой дом № 1 – до 24.02.2015, до 01.03.2016, до 01.03.2011, до 02.03.2020, до 02.03.2022;

- в отношении гостевой дом № 2 – до 24.02.2015, до 01.03.2016, до 01.03.2011, до 11.12.2022.

Изменены адреса объектов капитального строительства:

- в отношении гостевой дом № 1 – на адрес : 659900, Алтайский край, г.Белокуриха, ул.Славского, 69а,

- в отношении гостевой дом № 2 – на адрес: 659900, Алтайский край, г.Белокуриха, ул.Славского, 69.

На данные объекты капитального строительства зарегистрировано право собственности.

В отношении Администрации Инспекцией проведена плановая документарная проверка в рамках контроля за соблюдением законодательства в градостроительной деятельности на основании акта проверки от 15.10.2021 № 17.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения, в том числе – выдача разрешений на строительство объектов «Гостиница» при отсутствии положительного заключения экспертизы проектной документации.

27.10.2021 Инспекцией в адрес Администрации вынесено предписание № 60/ПГИ/17 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности.

Администрация, рассмотрев предписание Инспекции от 27.10.2021 № 60/ПГИ/17, вынесла постановление № 182 от 11.02.2022 о прекращении действия разрешений на строительство объектов капитального строительства: гостевой дом № 1, ул.Славского, 69а, разрешение № 2 RU22303000 от 24.02.2011, гостевой дом № 2, ул.Славского, 69, разрешение № 3 RU22303000 от 24.02.2011.

Полагая, что у Администрации отсутствовали основания для вынесения оспариваемого постановления, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением об его оспаривании.

Выслушав пояснения представителя третьего лица, исследовав письменные материалы по делу, оценив доказательства и доводы, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований, в силу следующего. 

Статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяющей порядок судебного разбирательства по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания правомерности оспариваемых актов и действий, а также обстоятельств, на которых они основаны, возложена на орган или лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение либо совершили действие.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 48 Закона № 131-Ф3 муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.

Согласно пункту 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) если уполномоченный орган выдал разрешение на строительство, но впоследствии установил, что оно выдано в противоречие с действующим законодательством на момент его выдачи, то прекращение действия такого разрешения на строительство является правомерным.

Отсутствие оснований для прекращения действия разрешения на строительство, перечисленных в части 21.1 статьи 51 ГрК РФ, не является препятствием для суда в проверке по существу законности выдачи разрешений на строительство и исследованию по существу мотивов принятия органом местного самоуправления оспариваемого акта.

Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.04.2019 №307-КГ18- 21642 по делу №А56-48136/2017.

С точки зрения юридической техники нецелесообразно введение в текст ГрК РФ в качестве оснований к прекращению действия разрешений их отмены в порядке самоконтроля, поскольку такие полномочия предусмотрены общим Законом № 131-Ф3 и могут применяться без отдельного указания на них в тексте отраслевого нормативного акта.

Регистрация права собственности на объект незавершенного строительства (не введен в эксплуатацию) в силу действующего законодательства не является препятствием для отмены разрешения на строительство в порядке самоконтроля.

Застройщик вправе повторно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, установленных частью 7 статьи 51 ГрК РФ.

Учитывая изложенное, доводы заявителя о недопустимости отмены ранее выданного разрешения на строительство при наличии возведенного объекта недвижимости и позиция о том, что прекращение действия разрешения на строительство уполномоченным на выдачу таких разрешений органом местного самоуправления производятся только на основаниях, предусмотренных частью 21.1 статьи 51 ГрК РФ, судом признаются несостоятельными.

Довод заявителя о том, что при составлении предписания инспекция опирается на Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ и Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 5242-1), которые не входят в систему нормативных актов, регулирующих строительную деятельность, отклоняется судом ввиду следующего.

В силу части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, согласно пункту 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ установлена необходимость наличия положительного заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ. В случае отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство.

Инспекция в соответствии с полномочиями, определенными Положением об инспекции по контролю в области градостроительной деятельности Алтайского края, утвержденным указом Губернатора Алтайского края от 30.11.2018 № 190, осуществляет государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе контроль за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2.3 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) плановые проверки деятельности органов местного самоуправления могут проводится не чаще одного раза в два года.

В рамках плановой проверки администрации города Белокуриха Алтайского края, проводимой Инспекцией с 20.09.2021 по 15.10.2021 и по результатам которой составлено предписание Инспекции от 27.10.2021 № 60/ПГИ/17, выборочно проверялись разрешения на строительство, выданные в период с 2019 по 2021 годы.

Судом установлено, что разрешения на строительство Гостевых домов, на которые ссылаются заявитель и заинтересованное лицо, для проверки не предоставлялись и объектом проверки не являлись.

Доводы Заявителя о том, что гостиницы относятся к общественным зданиям для временного пребывания и проектные характеристики Гостевых домов полностью соответствуют условиям пункта 4 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в связи с чем, для них не требуется проведение экспертизы проектной документации отклоняются судом в связи со следующим.

Положениями статьи 2 ГрК РФ закреплено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Исходя из норм статьи 51 ГрК РФ, на рассматриваемые Гостевые дома требовалось получение разрешения на строительство.

Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, согласно пункту 5 части 3 статьи 8 ГрК РФ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

Как указывалось выше, в соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления:

1)проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2)проводит проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 части 7 статьи 51 ГрК РФ установлена необходимость наличия положительного заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

В случае отсутствия документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство.

Частью 1 статьи 49 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с указанной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

Частью 2 статьи 49 ГрК РФ установлен перечень объектов капитального строительства, при которых не требуется проведение экспертизы проектной документации, в том числе исходя из пункта 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства, которые отвечают совокупности следующих условий:

а) количество этажей не более чем два;

б) общая площадь объектов не превышает 1500 кв. м;

в) не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.

Согласно разъяснениям, данным в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 15.01.2008 №ПГ-2696, при применении пунктов 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ следует учитывать, что применение указанных пунктов возможно только при одновременном соблюдении всех условий ими установленных.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 5242-1) устанавливается, что место пребывания - это гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

В пункте 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечне должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, под местом пребывания понимается место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных       работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Согласно вышеуказанному Закону и Правилам под местом жительства понимается жилой           дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по            договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм, под постоянным проживанием понимается место жительства гражданина, а под временным проживанием - место пребывания.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 132-ФЗ) гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. Указанная статья также содержит закрытый перечень средств размещения, не относящихся к гостиницам.

Так, к гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности.

По основной деятельности «гостевой дом» не входит в перечисленные исключения и, таким образом, является загородным отелем, туристской базой, базой отдыха - одним из видов гостиниц, расположенных в сельской местности, в горной местности, в лесу, на берегу водоема (подпункт «з» пункта 5 Положения о классификации гостиниц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1860).

Под «средством размещения» понимается «имущественный комплекс, включающий в себя здание или часть здания, помещения, оборудование и иное имущество и используемый для временного размещения и обеспечения временного проживания физических лиц». При этом данное определение включает в себя как объекты нежилого фонда, так и жилые помещения.

Гостиницы не предназначены для постоянного проживания, не являются местом жительства граждан, поэтому могут быть только местом их временного проживания (пребывания).

При этом норма пункта 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ не разделяет понятие «проживание» на постоянное и временное.

Ранее действующие нормативные акты, в том числе на момент выдачи разрешения на строительство, регулирующие предоставление гостиничных услуг, указывали на то, что гостиницы предназначены для временного проживания граждан.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 №518-ст) (действовал с 01.07.2009 по 31.12.2015).

Согласно разделу 1, настоящий стандарт распространялся на средства размещения (гостиницы), предназначенные для проживания туристов.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51185-2014 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.11.2014 № 1542-ст) (действовал с 01.01.2016 по 23.12.2019).

Согласно разделу 1, настоящий стандарт распространялся на средства размещения (гостиницы) различных видов, предназначенные для временного проживания туристов и услуги, предоставляемые в них.

Пунктом 55 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст) деятельность гостиниц отнесена к деятельности по предоставлению мест для временного проживания.

Следовательно, гостиницы представляют собой объекты капитального строительства, предназначенные для проживания (временного) граждан.

Данные выводы подтверждаются судебной практикой.

Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 132-Ф3, гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 №1853, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Исходя их представленной в материалы дела проектной документации, объектами строительства являются Гостевые дома санатория «Сибирь» в г. Белокуриха Алтайского края, включающие в себя Гостевые дома № 1 и № 2. При этом, этажность указанных Гостевых домов не превышает 2-х этажей, общая площадь гостевого дома № 1 составляет 411,3 кв.м, № 2 - 418,6 кв.м., что не превышает 1500 кв.м.

Согласно разделу 4 «Архитектурные решения» пояснительной записки тома 1 проектной документации, функционально каждый из Гостевых домов разделен на зоны поэтажно: подвал - зона сауны и отдыха, технические помещения, первый этаж - общая зона (обеденная, гостиная), второй этаж - приватная зона (спальные комнаты). Предусмотрены все условия для комфортного отдыха.

Следовательно, в Гостевых домах предусмотрены все условия для длительного нахождения граждан, в том числе условия для отдыха, сна, личной гигиены, это указывает на приспособленность помещений для проживания граждан в течение неопределенного времени.

Кроме этого, функциональное назначение Гостевых домов предполагает предоставление гражданам средств размещения и иного имущества (кровать, постельные принадлежности, стол, стулья, шкаф и т.д.), оборудование обеденной зоны для приема пищи, объекта бытового обслуживания - сауны, (вместе - использование ресурсов), осуществление действий работников с применением средств труда, что является признаками оказания соответствующих услуг и, в соответствии с ТК РФ, признаками осуществления производственной деятельности.

В рассматриваемом случае Гостевые дома отвечают требованиям пункта 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ в части этажности и общей площади, но не соответствуют требованию об их назначении, поскольку предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.

В связи с этим обязательность проведения экспертизы проектной документации Гостевых домов не может быть исключена на основании пункта 4 части 2 статьи 49 ГрК РФ.

Отсылка заявителя к письму Градостроительной инспекции № 60/па/295 от 10.06.2020, в случае если разрешение на строительство выдано до 13.06.2020, то экспертиза проектной документации не требуется, не актуальна в рамках рассмотрения указанного дела.

Указанным письмом Инспекция информировала о том, что приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2020 №198/пр «О критериях отнесения объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к объектам массового пребывания граждан», вступающим в силу с 13.06.2020, в качестве критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утверждена возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией 50 и более человек.

Данная информация не относится к рассматриваемому делу.

Довод заявителя о невозможности окончания строительства гостевых домов, необоснован, в связи с чем, подлежит отклонению судом.

В отношении рассматриваемых объектов АО «Курорт Белокуриха» зарегистрировано право собственности на «объект незавершенного строительства».

Для завершения строительства застройщик вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство с приложением документов, установленных частью 7 статьи 51 ГрК РФ.

В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив и исследовав в совокупности и взаимной связи представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу, что доказательств недействительности оспариваемого постановления в материалы дела не представлено.

Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как следует из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Совокупность обстоятельств, предусмотренных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении настоящего дела арбитражным судом не установлена.

Исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении  заявленных требований отказать. 

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                Л.Г. Куличкова