АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел.: (385-2) 61-92-96, 61-92-93 (факс);
http://altai-krai.arbitr.ru; е-mail: arb_sud@intelbi.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело №А03 - 6267/07-24
Резолютивная часть решения объявлена 31.08.07г.
Полный текст решения изготовлен 07.09.07г.
Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Шикулы А.В., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия теплоснабжения «Михайловское», Михайловского района Алтайского края, с. Михайловское к Российской Федерации в лице Министерства по финансам, г. Москва и к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, г. Барнаул о взыскании 12 500 руб. убытков, с привлечением к участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц: 1) Администрацию Михайловского района Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района Алтайского края, с. Михайловское; 2) Комитет по культуре Администрации Михайловского района Алтайского края, с. Михайловское;,
При участии в судебном заседании:
От истца: ФИО1 – представитель по доверенности;
От ответчика: ФИО2 – представитель УФК по АК по доверенности от 10.01.07г.;
От третьих лиц:ФИО3 – представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края по доверенности от 19.06.07г.;
представители Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района АК и Комитета по культуре Администрации Михайловского района АК не явились, извещены надлежащим образом;
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное унитарное предприятие теплоснабжения «Михайловское», Михайловского района Алтайского края, с. Михайловское обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства по финансам, г. Москва и к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, г. Барнаул о взыскании 12 500 руб. убытков. Связанных с предоставлением льгот по коммунальным услугам работником культуры за период с 01.08.04г. по 31.12.04г.
В обоснование исковых требований истец сослался на ст. 11, 12, 393, 1069 ГК РФ.
До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 119 043 руб. 86 коп.
Определением арбитражного суда Алтайского края от 05.07.07г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: 1) Администрация Михайловского района Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района Алтайского края, с. Михайловское; 2) Комитет по культуре Администрации Михайловского района Алтайского края, с. Михайловское.
Определением арбитражного суда Алтайского края от 26.07.07г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, г. Барнаул.
Ответчик – Министерство финансов РФ – отзывом и его представитель в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, сославшись на отсутствие доказательств, подтверждающих предоставление льгот работникам культурно-просветительских учреждений.
Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края исковые требования не поддержал, пояснив, что обязанность по возмещению платы льготным категориям потребителей при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета РФ возлагается не на субъект или муниципальное образование, а на Российскую Федерацию.
Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Михайловского района Алтайского края в судебном заседании пояснил, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Как следует из материалов дела, между истцом и Комитетом по культуре Администрации Михайловского района Алтайского края был заключен договор теплоснабжения в отношении работников культуры, а именно учреждений – Центральной библиотечной системы, картинной галереи, детской школы искусств, Центральной клубной системы Михайловского района Алтайского края, работающих в сельской местности.
Для расчета нормативов потребления Комитетом по культуре Администрации Михайловского района Алтайского края были представлены списки сотрудников, пользующихся услугами Центрального отопления с указанием площади занимаемого и отапливаемого жилья и адреса проживания данных сотрудников.
Истец оказывал услуги по теплоснабжению данной категории работников в период с 01.08.04г. по 31.12.04г. Сумма некомпенсированных затрат за указанный период составила 191 067 руб. 96 коп. о взыскании которых истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Культурно-просветительским сотрудникам, проживающим в сельской местности в соответствии со ст. 55 Основ законодательства РФ о культуре, ст. 24 Закона РСФСР «О социальном развитии села», ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Постановлением Совета министров РСФСР и ВЦСПС от 26.01.1988г. № 31 «О предоставлении льгот работникам культурно-просветительских учреждений, проживающим в сельской местности и рабочих поселках» предоставляется право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Постановлением Правительства РФ № 377 от 27.06.03г. утверждены Правила предоставления бюджетам субъекта РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности.
Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически нанесенных бюджетами субъектов РФ и бюджетам муниципальных образований затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов и местных бюджетов и проживают в сельской местности.
Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
В соответствии с п. 3 Правил Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартально предоставляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в п. 2 Правил цели. Согласно п. 4, 5 Правил субсидий перечисляются органами Федерального казначейства на балансовый счет субъекта РФ и расходуются органами власти субъектов РФ самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.
Как установлено из представленных документов, в соответствии со ст. 26 Закона Алтайского края от 29.12.03г. № 77 «О краевом бюджете» Михайловскому району выделены субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности в размере 1 354 тыс. руб., несмотря на то, что расходы местного бюджета на финансирование компенсационных расходов только по ст. 55 Закона РФ «Об образовании» составили 3 710, 4 тыс. руб.
Всего из фонда компенсаций федерального бюджета субъекта РФ «Алтайский край» поступило 39 253 400 руб. в 2004 году, которые были распределены между муниципальными образованиями Алтайского края.
Между тем, указанные средства не покрыли в полном объеме расходы муниципального бюджета на возмещение организациям, предоставившим льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии компенсаций этих льгот являются убытками (неполученными доходами), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ.
В соответствии со ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или муниципального образования.
На основании ст. 1071 ГК РФ от имени казны РФ выступают соответствующие финансовые органы, в связи с чем ответственность возлагается на министерство финансов РФ как орган, осуществляющий исполнение федерального бюджета.
Доказательств не целевого использования субъектов РФ и муниципальным образованием средств на компенсацию льгот Министерством финансов РФ представлено не было.
В федеральном законе «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ № 119-ФЗ от 24.06.99г., а также № 184-ФЗ в редакции от 04.07.03г. предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета РФ путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Постановлением Правительства РФ № 584 от 15.08.2001г. «О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005г.» предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущая дополнительные расходы регионального бюджета только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со ст. 130, 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета РФ в виде субвенций и субсидий.
Согласно ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95г. № 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Законом РСФСР «О социальном развитии села» и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждается материалами дела.
Проверив расчет истца, суд признал его правомерным.
Судом не принимается довод ответчика о компенсации расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельной категории граждан в полном объеме.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Ответчиком не представлено доказательств по исполнению обязательств по выделению муниципальному образованию «Михайловский район» денежных средств в достаточном количестве на цели финансирования расходов на предоставление льгот.
Таким образом, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федерального закона в части предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд с учетом уменьшенного размера исковых требований считает необходимым удовлетворить требования истца за счет казны РФ предоставленной Министерством финансов РФ.
Кроме того, суд находит правомерными доводы ответчика в части исключения из суммы предъявленных ко взысканию расходов налога на добавленную стоимость.
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисляемая исходя из фактических цен их реализации.
Следовательно, сумма компенсации расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям, потребитель, получая от уполномоченного к ее выплате органа, объектом налогообложения не является.
Суд исключает НДС из суммы предоставленных истцом льгот за заявленный период в сумме 26 213 руб. 80 коп.
С учетом изложенного, суд удовлетворяет исковые требования в части.
Судебные расходы в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика, который в силу закона освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с РФ в лице Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу муниципального унитарного предприятия теплоснабжения «Михайловское» Михайловского района Алтайского края, с. Михайловское 92 830 руб. 06 коп. убытков.
В остальной части иска отказать.
На решение может быть подана жалоба в месячный срок в апелляционную инстанцию арбитражного суда Алтайского края.
Судья А.В. Шикула