ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-6432/20 от 15.12.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, http:// www.altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                     Дело № А03-6432/2020      

Резолютивная часть решения объявлена 15 декабря 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Куличковой Л.Г., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Вершининым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Динат-Внешторг», г.Барнаул (ИНН 2224076803 ОГРН 1022201517106) к администрации города Славгорода Алтайского края, г.Славгород (ИНН 2210002135 ОГРН 1022200867040) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 17.02.2020 № 267/П/434, об отказе в предоставлении в аренду на срок до 22.09.2034 земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с.Владимиров­ка, для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя пу­тем принятия решения о предоставлении в аренду на срок до 22.09.2034 земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с. Владимировка, для осуществления промышленного рыболовства и пере­работки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, в срок не позднее трех ка­лендарных дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу,

при участии представителей:

от заявителя – Бобров Д.А. (паспорт, доверенность от 14.05.2020, диплом ДВС 0888267 от 30.05.2001),

от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом.

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «Динат-Внешторг», г.Барнаул (ИНН 2224076803 ОГРН 1022201517106) (далее – заявитель, общество)обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Славгорода Алтайского края, г.Славгород (ИНН 2210002135 ОГРН 1022200867040) (далее – заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения, оформленного письмом от 17.02.2020 № 267/П/434, об отказе в предоставлении в аренду на срок до 22.09.2034 земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с.Владимиров­ка, для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя пу­тем принятия решения о предоставлении в аренду на срок до 22.09.2034 земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с. Владимировка, для осуществления промышленного рыболовства и пере­работки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, в срок не позднее трех ка­лендарных дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Заявление мотивировано тем, что ссылка Администрации на нормы Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ преждевременна, спорный земельный участок может использоваться для целей, заявленных Обществом, без дополнительных разрешений и согласования. Указывает, что оба основания отказа в оспариваемом решении незаконны.

Администрация в письменных отзывах против заявленных требований возражала, считая оспариваемое решение законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя. Оказывает, что согласно письма Управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности в ближайшее время озеро Малое Яровое будет включено в перечень лечебно-оздоровительных местностей на территории Алтайского края. отмечает, что земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», а Общество в заявлении испрашивает земельный участок для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора привлечены: Управление Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности и Министерство экономического развитая Алтайского края.

Министерство экономического развитая Алтайского края представило отзыв, указав, что право предоставления земельных участков не отнесено к его компетенции, в связи с чем у Министерства отсутствуют правовые основания для высказывания позиции по данному делу.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

С учетом положений ст. ст. 156, 201 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных третьих лиц.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения относительно заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд установил следующее.

14.10.2019 между обществом с ограниченной ответственностью «Динат-Внешторг» и Министерством природных ресурсов и экологии Ал­тайского края был заключен договор № 47 пользования рыболовным участком для осу­ществления промышленного рыболовства (далее также - Договор).

В соответствии с пунктами 1 и 9 Договора Обществу (Пользователю) на срок до 22.09.2034 предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на ры­боловном участке № 150 «Яровской» в границах: озеро Малое Яровое, г. Славгород, площа­дью 3500 га вся акватория озера (далее также - рыболовный участок).

Общество 16.01.2020 обратилось в Администрацию города Славгорода Ал­тайского края с заявлением о предо­ставлении в аренду на срок 14 лет и 9 месяцев (до 22.09.2034) земельного участка с кадаст­ровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: г. Слав­город, 3 км на юго-восток от с. Владимировка, для осуществления промышленного рыболов­ства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое.

Письмом от 17.02.2020 № 267/П/434 Администрация отказала Обществу в предостав­лении этого участка по тем основаниям, что в ближайшее время озеро Малое Яровое будет включено в перечень лечебно-оздоровительных местностей на территории Алтайского края и кроме того, испрашиваемый Вами земельный участок имеет вид разрешенного ис­пользования «для ведения личного подсобного хозяйства.

Полагая, что данный отказ Администрации, оформленный письмом от 17.02.2020 №267/П/434, является нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО «Динат-Внешторг» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Требование заявителя арбитражный суд полагает подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно 5 возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Первым основанием для вынесения оспариваемого отказа является то, что в ближайшее время озеро Малое Яровое будет включено в перечень лечебно-оздоровительных местностей на территории Алтайского края», на которых запрещаются все виды хозяйственной деятельности, за исключением ра­бот, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресур­сов в лечебных и оздоровительных целях и размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лече­ния и отдыха.

В соответствии с пунктами 1 и 9 Договора № 47 от 14.10.2019 Обществу (Пользователю) на срок до 22.09.2034 предоставлено право на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на ры­боловном участке № 150 «Яровской» в границах: озеро Малое Яровое, г. Славгород, площа­дью 3500 га вся акватория озера.

Заявитель указывает, что исполнение данного Договора и реализация Пользователем данного права суще­ственно затруднены без использования земельного участка, непосредственно прилегающего к рыболовному участку, который необходим Пользователю для размещения используемых для добычи водных биоресурсов материально-технических ресурсов и осуществления пер­вичной переработки и хранения добытых водных биоресурсов.

Из материалов дела следует, что 25.05.2020 Арбитражный суд Алтайского края принял заявление Общества о призна­нии незаконным отказа Администрации в предоставлении Обществу в аренду спорного зе­мельного участка и возбудил производство по настоящему делу № А03-6432/2020.

28.07.2020 Администрация представила в Минэкономразвития Алтайского края письмо № 267/ПА/1961, которым предоставила «информацию об инвестиционных площад­ках, на которых возможно размещение санитарно-курортных объектов согласно прило­жению».

В число таких инвестиционных площадок Администрация включила три земельных участка (л.д. 55).

Спорный земельный участок (п/п 3 таблицы, л.д.55) существенно отличается от двух других по площади, относится к другой категории и находится в другом кадаст­ровом квартале строго на севере озера Малое Яровое, а на западном участке находятся только первые два участка, что подтверждается фрагментами публичной кадастровой карты с соответствующими земельными участками (https://pkk.rosreestr.ru/).

Какого-либо обоснования необходимости отнесения именно спорного земельного участка к инвестиционным площадкам, на которых возможно размещение санитарно-ку­рортных объектов, Администрация ни в Минэкономразвития Алтайского края, ни в арбитражный суд не представила.

А такое обоснование необходимо с учётом незначительной площади спорного земель­ного участка, его неподходящей категории и нахождения в северной, а не западной части озера Малое Яровое.

Тем более, что письмом от 20.08.2020 № 267/П0Г/2012 Администра­ция отказалась от покупки земельного участка с кадастровым номером 22:40:040002:155 площадью 18,0224 га из земель сельскохозяйственного назначения, который граничит со спорным земельным участком на западе.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ лицо, об­ладающее правом на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на основании решения о предоставлении их в пользование, договора пользования рыболовным участком или дого­вора пользования водными биологическими ресурсами, имеет право без проведения торгов заключить договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муни­ципальной собственности, для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или му­ниципальной собственности, без проведения торгов, подробным образом регламентирован статьёй 39.14 Земельного кодекса РФ.

Исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых упол­номоченный орган принимает решение об отказе. в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

Суд соглашается с доводом заявителя, что возможное (и, к тому же, документально не подтвержденное) включение в будущем территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, в перечень лечеб­но-оздоровительных местностей, не предусмотрено указанной нормой права в качестве ос­нования для отказа в предоставлении земельного участка.

Право Общества на получение земельного участка на основании подпункта 29 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ возникло ранее возможного отнесения территории, на которой расположен земельный участок, к лечебно-оздоровительной местности, что является препятствием для такого отнесения.

Ссылка Администрации на нормы Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ преж­девременна, в связи с чем незаконна.

Вторым основанием для вынесения оспариваемого отказа является то, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разре­шенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Феде­рации по целевому назначению подразделяются на категории, одной из которых является ка­тегория «земли сельскохозяйственного назначения» (подпункт 1).

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 насто­ящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной катего­рии и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяй­ственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производ­ства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются классификато­ром, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014              № 540.

В силу части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на следующие:

1)основные виды разрешенного использования;

2)условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно выписке из ЕГРП от 30.12.2019 № 22/363/068/2019-1758 спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешен­ного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»

Вместе с тем, из карты градостроительного зонирования с. Владимировка к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Славгород Алтайского края, утвержденных решением Славгородского городского Собрания депутатов от 16.08.2016 № 51 (далее по тексту - Правила землепользования) следует, что спорный земельный уча­сток расположен в зоне Сх2 (https://slavgorod.ru).

В соответствии со статьёй 41 Правил землепользования зоны, занятые объектами сель­скохозяйственного назначения (код зоны - Сх2), предназначены для размещения объектов сельскохозяйственного назначения, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капи­тального строительства в зонах, предназначенных для ведения сельского хозяйства, относят­ся, в том числе, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (код 1.15) и обес­печение сельскохозяйственного производства (код 1.18).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государствен­ных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополни­тельных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ).

Следовательно, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок может использоваться для целей, заявлен­ных Обществом, без дополнительных разрешений и согласования, а второе основание отказа Администрации в предоставлении Обществу земельного участка также как и первое проти­воречит закону.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяй­ственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Спорный земельный участок находится за границами населённых пунктов.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 30 Правил землепользования и застройки му­ниципального образования город Славгород Алтайского края, утверждённых решением Славгородского городского Собрания депутатов от 16.08.2016 № 51 (далее по тексту - Пра­вила землепользования) вид разрешённого использования «для ведения личного подсоб­ного хозяйства - (код 2.2)» является основным видом разрешённого использования земель­ных участков и объектов капитального строительства на территории г. Славгород и в сель­ских населенных пунктах муниципального образования город Славгород только в терри­ториальных зонах Ж1.

Ни в каких других территориальных зонах этот вид разрешённого использования земельных участков не используется.

Согласно статье 21 Правил землепользования территориальной зоной Ж1 является зона застройки индивидуальными жилыми домами.

Земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым территориальным зонам, входят в состав земель населённых пунктов (подпункт 1 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ.

Спорный земельный участок не расположен в территориальной зоне Ж1.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Правил землепользования предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяй­ства на территории села Владимировка составляют от 100 кв.м. (минимальный) до 3000 кв.м. (максимальный).

Площадь спорного земельного участок - 5929 кв.м. - существенно превышает мак­симальный размер земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсоб­ного хозяйства - 3000 кв.м.

Следовательно, установленный для спорного земельного участка вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» противоречит вышеуказан­ным нормам материального права, а потому недопустим и не может считаться законным.

При таких обстоятельствах Администрация ещё на стадии принятия решения о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка должна была ука­зать на необходимость изменения вида разрешенного использования этого земельного участка (пункт 10 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ), однако этого не сделала, а потому утратила право на заявление соответствующих возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление граждан­ских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Ссылка Администрации на вид разрешённого использования, противоречащий за­кону, не имеет правового значения, и, соответственно, второе основание отказа в предо­ставлении Истцу спорного земельного участка без проведения торгов, также неправомерно.

Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, решение администрации, оформленное письмом от 17.02.2020 № 267/П/434, об отказе в предоставлении в аренду на срок до 22.09.2034 земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с.Владимиров­ка, для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, подлежит признанию незаконным.

Учитывая положения ч.1 ст.198 АПК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания в рассматриваемом случае решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду за плату незаконным, необходимо одновременное соблюдение двух условий, а именно – несоответствие оспариваемого решения закону и нарушения указанным решением прав и законных интересов лица, в отношении которого оно принято.

Доказательства, представленные в материалах дела, отвечают критериям достаточности, допустимости и достоверности, и подтверждают право ООО «Динат-Внешторг» на аренду на срок до 22.09.2034 земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с.Владимиров­ка, для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, и в связи с этим – факт нарушения его прав оспариваемым решением.

При таких условиях, с учетом положений ч. 2 ст.201 АПК РФ, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Согласно п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Учитывая изложенное, в порядке п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ суд считает необходимым обязать администрацию города Славгорода Алтайского края восстановить нарушенное право общества с ограниченной ответственностью «Динат-Внешторг» путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с.Владимиров­ка, для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, в аренду в порядке, предусмотренном  подпунктом 29 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ст.ст. 104, 110 АПК РФ понесенные заявителем расходы по уплате госпошлины за рассмотрение заявления в сумме 3000 руб. подлежат взысканию с администрации города Славгорода Алтайского края.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение администрации города Славгорода Алтайского края об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с.Владимиров­ка, для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое,оформленное письмом от 17.02.2020 № 267/П/434.

Обязать администрацию города Славгорода Алтайского края восстановить нарушенное право общества с ограниченной ответственностью «Динат-Внешторг» путем предоставления земельного участка с кадастровым номером 22:40:050002:952 площадью 5929 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Алтайский края, г. Славгород, 3 км на юго-восток от с.Владимиров­ка, для промышленного рыболовства и переработки водных биологических ресурсов из озера Малое Яровое, в аренду в порядке, предусмотренном  подпунктом 29 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскать с администрации города Славгорода Алтайского края (ИНН 2210002135 ОГРН 1022200867040) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Динат-Внешторг» (ИНН 2224076803 ОГРН 1022201517106) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд в размере 3000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                    Л.Г.Куличкова