ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-6566/14 от 16.07.2014 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                               Дело № А03-6566/2014

Резолютивная часть решения суда объявлена 16 июля 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 21 июля 2014 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Деминой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Русские" об оспаривании постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 17-14356 от 24.03.2014,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, решение учредителя от 19.09.2013, паспорт,

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности № 7 от 09.01.2014, паспорт,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Русские"(далее –Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) № 17-14356 от 24.03.2014 о привлечении к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы тем, что Управлением незаконно проведена проверка в отношении котельной, расположенной по адресу: <...>, так как в распоряжении о проведении проверки данный адрес отсутствует. Кроме того, заявитель указал, что Обществом проведены работы по демонтажу угольной котельной, помещение подготовлено к работам по газификации, в связи с чем нецелесообразно проводить проверку котельной.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, указав на законность оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель заявителя на удовлетворении требований настаивала, по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

03.03.2014 на основании распоряжения № 2-06/260 от 14.02.2014 Управлением в отношении Общества проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлены следующие нарушения Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6 (далее – Правила № 6):

- не составлен  график ППР основного электрооборудования;

- нет утвержденной проектной документации на электроустановки котельной со всеми последующими изменениями;

- не оформлен паспорт на заземляющее устройство котельной;

- электроустановки не укомплектованы согласно перечню электрозащитными средствами;

- не заведен оперативный журнал;

- не составлен перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

- не составлен перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения первой группы по электробезопасности для неэлектротехнического персонала;

- не проведены профилактические испытания электроустановок;

- не назначен соответствующим документом ответственный за электрохозяйство по предприятию, электротехнический персонал не прошел очередную проверку знаний (л.д. 74-77).

06.03.2014 в отношении Общества составлен протокол № 17-14356 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ (л.д. 70-72).

24.03.2014 Управлением вынесено постановление № 17-14356 о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 9.11 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей (л.д. 79-81).

Не согласившись постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 9.11. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Согласно оспариваемому постановлению основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило нарушение пунктов 1.2.3, 1.2.6, 1.2.7, 1.4.20, 1.6.3, 1.8.1, 1.8.2, 1.8.9, 2.2.21, 2.12.17 Правил № 6.

В соответствии с пунктами 1.1.1 и 1.1.2 Правил № 6 они имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии.

Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В.

Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что Общество является владельцем электроустановок.

Пунктом 1.2.3 Правил № 6 предусмотрено, что для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя.

Ответственный за электрохозяйство и его заместитель назначаются из числа руководителей и специалистов Потребителя.

При наличии у Потребителя должности главного энергетика обязанности ответственного за электрохозяйство, как правило, возлагаются на него.

Ответственный за электрохозяйство обязан, в том числе, организовать обучение, инструктирование, проверку знаний и допуск к самостоятельной работе электротехнического персонала (пункт 1.2.6 Правил №6).

Согласно пункту 1.2.7 Правил №6 назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V - в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В.

Пунктами 1.4.19 и 1.4.20 Правил № 6 установлено, что проверка знаний работников подразделяется на первичную и периодическую (очередную и внеочередную).

Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет; очередная - в порядке, установленном в п. 1.4.20; а внеочередная - в порядке, установленном в п. 1.4.23.

Очередная проверка должна производиться в следующие сроки:

- для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, - 1 раз в год;

- для административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также для специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок, - 1 раз в 3 года.

В соответствии с пунктом 1.6.3 Правил № 6 на все виды ремонтов основного оборудования электроустановок должны быть составлены ответственным за электрохозяйство годовые планы (графики), утверждаемые техническим руководителем Потребителя.

Согласно пунктам 1.8.1 и 1.8.2 Правил № 6 у каждого Потребителя должна быть следующая техническая документация:генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями;утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями;акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию;исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений;акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем;технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации;производственные инструкции по эксплуатации электроустановок;должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах (оператору персональной электронно-вычислительной машины (далее - ПЭВМ), по применению переносных электроприемников и т.п.), инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, инструкции по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок. Все инструкции разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в электроустановках, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.п.) и утверждаются руководителем Потребителя.

Комплект указанной выше документации должен храниться у Потребителя и при изменении собственника передаваться в полном объеме новому владельцу. Порядок хранения документации устанавливается руководителем Потребителя.

У каждого Потребителя для структурных подразделений должны быть составлены перечни технической документации, утвержденные техническим руководителем. Полный комплект инструкций должен храниться у ответственного за электрохозяйство цеха, участка и необходимый комплект - у соответствующего персонала на рабочем месте.

Пунктом 1.8.9 Правил № 6 предусмотрено, что на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация:оперативная схема, а при необходимости и схема-макет. Для Потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно иметь однолинейную схему первичных электрических соединений, на которой не отмечается фактическое положение коммутационных аппаратов;оперативный журнал;журнал учета работ по нарядам и распоряжениям;журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок;журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики;журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании;ведомости показаний контрольно-измерительных приборов и электросчетчиков;журнал учета электрооборудования;кабельный журнал.

В распределительных устройствах должны находиться электрозащитные средства и средства индивидуальной защиты (в соответствии с нормами комплектования средствами защиты), защитные противопожарные и вспомогательные средства (песок, огнетушители) и средства для оказания первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Для распределительных устройств, обслуживаемых оперативно-выездными бригадами (далее - ОВБ), средства защиты могут находиться у ОВБ (пункт 2.2.21 Правил № 6).

В соответствии с пунктом 2.12.17 Правил № 6 проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств должны проводиться при вводе сети электрического освещения в эксплуатацию, а в дальнейшем - по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя, но не реже одного раза в три года. Результаты замеров оформляются актом (протоколом) в соответствии с нормами испытания электрооборудования (Приложение 3).

Судом установлено и материалами дела подтверждается факт нарушения Обществом пунктов 1.2.3, 1.2.6, 1.2.7, 1.4.20, 1.6.3, 1.8.1, 1.8.2, 1.8.9, 2.2.21, 2.12.17 Правил № 6, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.

Довод Общества о том, что Управление не вправе было проводить проверку в отношении угольной котельной, расположенной по адресу, не указанному в распоряжении, суд отклоняет по следующим основаниям.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон № 294-ФЗ).

 В соответствии с частями 1 и 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ  проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указывается, в том числе, наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.

В соответствии с требованиями указанной нормы распоряжение № 2-06/260 от 14.02.2014 содержит сведения об адресе места нахождения Общества и осуществления деятельности: <...>.

Согласно акту проверки № 16-9/А-ТСЭ-14 от 05.03.2014, протоколу об административном правонарушении № 17-14356 от 06.03.2014 и оспариваемому постановлению местом проведения проверки и совершения правонарушения является: <...> (л.д. 66-68, 70-72,  74-77).

Выявленные в ходе проверки нарушения Правил № 6 связаны с ведением Обществом технической документации, а также с документации, относящейся  к работе с электротехническим персоналом.

Согласно акту проверки данная документация была проверена Управлением по адресу: <...>, то есть по адресу места нахождения Общества.

Доказательств того, что Управлением проводилась проверка в отношении угольной котельной, расположенной по адресу: <...>, материалы дела не содержат. Нарушения, связанные непосредственно с эксплуатацией угольной котельной, в вину Обществу не вменяются.

Довод заявителя о том, что Обществом проведены работы по демонтажу угольной котельной, помещение подготовлено к работам по газификации, суд отклоняет, поскольку в материалах административного дела отсутствуют документы, подтверждающие, что котельная Обществом не эксплуатируется.

Представленные Обществом распоряжение № 5 от 20.02.2014 о демонтаже угольной котельной, договор на проектно-изыскательские работы № 28-02/2014 от 19.03.2014, техническое задание на выполнение работ по проектированию объекта газификации от 19.03.2014, технические условия № 13-463 от 08.11.2013 суд оценивает критически, поскольку в ходе проведения проверки данные документы представлены не были.

В судебном заседании 16.07.2014 представитель Общества пояснила, что один котел угольной котельной на момент проведения проверки эксплуатировался.

Кроме того, согласно распоряжению директора Общества № 5 от 20.02.2014 демонтаж котельной начат 01 марта 2014 г. Между тем, техническая документация и  документация, относящаяся к работе с электротехническим персоналом за период, предшествующий демонтажу котельной, Обществом не представлена.

Суд отмечает, что поскольку в вину Обществу вменяется нарушение требований, предъявляемых к ведению документации, то, исходя из Правил №6 не имеет правового значения, является котельная угольной или газовой.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, а доводы заявителя материалами дела не подтверждаются.

Согласно п. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Русские" о признании незаконным постановления Сибирского управленияФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 17-14356 от 24.03.2014 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Русские" (место нахождения: <...>; ОГРН <***>) к административной ответственности по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                   Д.В. Музюкин