АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул
22 июля 2022 года Дело № А03-6629/2022
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2022 года
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мецкер А.А., без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины, оформленное Письмом № 24/П/5471 от 28 апреля 2022 года, обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1 путём выдачи разрешения об увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины согласно лесной декларации № 1 от 11 июня 2021 года в квартале 18 выдел 17 в Горно- Колыванском лесничестве Змеиногорском участковым лесничестве сроком до 11 июня 2023 года,
при участии в судебном заседании представителей сторон:
- от заявителя – ФИО2. доверенность от 10.08.2021 № 2,
- от заинтересованного лица – не явился извещен,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее – заинтересованное лицо, МинПрироды) о признании незаконным решения об отказе в увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины, оформленное Письмом № 24/П/5471 от 28 апреля 2022 года и обязании Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, указал, что заинтересованным лицом необоснованно отказано в увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины (по договору аренды лесного участка для заготовки древесины № 9/27 от 09.11.2020) , поскольку документы, предусмотренные законом для такого продления были представлены в Министерство, указал, что использование указанного лесного участка в период с момента подачи лесной декларации до 06.04.2022 не представлялось возможным ввиду того, что Минприроды Алтайского края своим решением отказало в приеме лесной декларации и только решением Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03- 11860/2021. вступившим в законную силу 06.04.2022, указанное решение признано незаконным, а также в связи с неблагоприятными погодными условиями - теплой зимы, значительного превышения нормы выпавших осадков, раннего наступления теплой погоды, соответственно, раннего таяния снега, повышения влажности почвенного покрова, раннего паводка (резкого подъема уровня рек в районе нахождения лесного участка (на участке находится ручей «Кипешный ключ»), заполнения низменных и болотистых участков талыми водами.
Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, указал (20.06.2022 в предварительном судебном заседании) на то, что заявителем не доказано, каким образом неблагоприятные метеорологические условия, на которые он ссылается, воспрепятствовали осуществлению рубки, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины. Полагает, что срок выполнения работ, предусмотренных п. 11 Правил заготовки древесины, увеличивается при наличии объективных причин, препятствующих осуществлению рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины. Лицо, ходатайствующее об увеличении указанного срока, обязано не только указать на не зависящие от него обстоятельства, которые могли воспрепятствовать заготовке древесины, но и доказать, каким образом обстоятельства (погодные условия), на которые эго лицо ссылается, воспрепятствовали осуществлению рубки, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины. В удовлетворении требований предпринимателю просил отказать.
Представитель МинПрироды, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание 14.07.2022 не явился; заявлений, ходатайств не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), суд определил провести судебное разбирательство в отсутствие заинтересованного лица.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении, при этом указал, что в случае удовлетворения требований, ИП ФИО1 не настаивает на обязании судом МинПрироды восстановить его права, поскольку на момент рассмотрения спора по существу они восстановлены в силу Закона, вместе с этим полагая, что его права были нарушены оспариваемым решением, просит оценить ненормативный акт и признать его недействительным.
В судебном заседании 14.07.2022 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 19.07.2022.
После перерыва заседание продолжено в том же составе суда, без участия представителей сторон.
Заслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, арбитражный суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем ФИО1 (арендатор) и Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края, (арендодатель) по результатам аукциона от 26.10.2020 № 41961-2 заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № 9/27 от 09.11.2020.
По условиям данного договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 1.2 настоящего договора (далее - лесной участок), в целях его использования для заготовки древесины (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 1,2 Договора, арендуемый лесной участок имеет следующие характеристики: площадь 7780 га, местоположение: Алтайский край. Третьяковский район, Горно-Колыванское лесничество, кадастровый номер лесного участка: 22:50:120001:1, номер учетной записи в лесном реестре: 1093-11-2020, целевое назначение лесов эксплуатационные.
В соответствии с условиями договора, арендная плата составляет 1 020 300 руб. в год и рассчитана исходя из ежегодно допустимого объема изъятия древесины на арендуемом лесном участке.
Объемы использования лесов для заготовки древесины на лесном участке представлены в приложении 3 к вышеуказанному договору и составляют 10 700 куб. м. в год.
В пункте 1.4 Договора указано, что арендатору передается лесной участок: для заготовки древесины в объемах согласно приложению № 3.
Срок действия настоящего договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка и составляет 49 лет (пункт 6.1 договора).
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 04.12.2020 № 22:50:120001:1-22/111/2020-3.
Приказом Минприроды Алтайского края от 14 мая 2021 № 634 утверждено заключение государственной экспертизы подготовленного арендатором Проекта освоения лесов № 33.
Согласно пп «д» п. 3.4 договора арендатор обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации подавать лесную декларацию, действующую в течение 12 месяцев с момента принятия решения о ее принятии.
В соответствии с пп «г», «д» п. 4.2 договора, Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена ответственность арендатора за рубку лесных насаждений и использование лесного участка без лесной декларации.
В целях использования лесного участка, в соответствии с требованиями действующего лесного законодательства и согласно условиям договора аренды арендатором была подготовлена и 01 декабря 2021 сдана уполномоченному на прием и проверку должностному лицу МинПрироды АК лесная декларация № 1, подготовленная с соблюдением требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.07.2020 № 539, сведения соответствовали Проекту освоения лесов и договору аренды.
Рассмотрев направленную лесную декларацию №1 от 11 июня 2021 в июле 2021 Отделом обеспечения полномочий в области лесных отношений по Горно-Колыванскому лесничеству принято решение об отказе в приеме лесной декларации.
Данное решение оспорено в Арбитражном суде Алтайского края. Решением Арбитражного суда Алтайского края от по делу А03-11860/2021, вступившим в законную силу, решение об отказе в приеме лесной декларации признано незаконным.
Не уложившись в установленные в договоре сроки по объемам заготовленного леса (в связи с вышеуказанным обстоятельством), а так же в связи с невозможностью заготовки древесины в установленные договором сроки по неблагоприятным погодным условиям, сложившимся в зимний период действия договора, 08.04.2022 предприниматель обратился в Минприроды Алтайского края с заявлением о продлении срока заготовки и вывоза древесины, в обоснование заявления предоставил справку (ответ на запрос) РОСГИДРОМЕТа (Алтайского ЦГМС - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС») от 13.04.2022 № 307-01/13-2-169.
Письмом №24/11/5471 от 28 апреля 2022 МинПрироды АК предпринимателю отказано в продлении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины.
Основанием для отказа в продлении срока заготовки древесины послужило то, что в представленной информации Алтайского ЦГМС - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС» не содержатся сведения о неблагоприятных погодных условиях, исключающих своевременное исполнение требований пункта 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474.
Не согласившись с данным отказом, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебном заседании доводы и объяснения представителей сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Частью 8 статьи 29 ЛК РФ установлено, что граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено ЛК РФ.
В соответствии частью 4 статьи 29.1 ЛК РФ в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно положениям статьи 75 ЛК РФ по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Купля-продажа лесных насаждений осуществляется в соответствии с обозначенной статьей ЛК РФ. К договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли-продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины.
В соответствии со статьей 77 ЛК РФ за исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 ЛК РФ, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона. При заключении договора купли-продажи лесных насаждений по результатам торгов на право заключения такого договора изменение условий торгов на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе по результатам торгов, допускается с гражданами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений. Типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 77.1 ЛК РФ предусматривается, что изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и ЛК РФ.
Изменение условий договора купли-продажи лесных насаждений, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора купли-продажи лесных насаждений исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 года №993 (далее – Правила заготовки древесины), действующих взамен Правил, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 №474, на которые ответчик сослался в оспариваемом отказе, заготовка древесины осуществляется в соответствии с обозначенным нормативным правовым актом, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией(за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19ЛК РФ контракта).
Согласно пункту 11 Правил заготовки древесины рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи (аренды для заготовки древесины) лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса, рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Таким образом, из смысла приведенных положений закона следует, что срок рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки, хранения, вывоза древесины, установленный договором купли-продажи лесных насаждений, может быть продлен уполномоченным органом не более чем на 12 месяцев в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение договорных обязательств, подтвержденных справкой Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Как следует из представленных по делу документов, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о продлении срока заготовки древесины по договору аренды лесного участка для заготовки древесины № 9/27 от 09.11.2021, ИП ФИО1 была представлена соответствующая справка РОСГИДРОМЕТа (Алтайского ЦГМС - филиала ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС») от 13.04.2022 № 307-01/13-2-169, подтверждающая выпадение в январе, феврале 2022 года осадков.
МинПрироды АК, принимая оспариваемый отказ, указал на то, что из представленной заявителем справки невозможно установить вид осадков, силу ветра и температуру воздуха. В справке лишь указаны сумма и норма осадков, а также % от нормы.
Вместе с тем, судом установлено, что условие увеличения сроков заготовки древесины, установленное соответствующими Правилами №993 от 01.12.2020, предпринимателем при обращении о таком продлении выполнено, соответствующая справка службы гидрометеорологии представлена в уполномоченный орган.
Суд соглашается с аргументом заявителя, что выпадение значительного количества осадков в январе, феврале 2022 года имеет место к их длительному сохранению на почве, особенно в зоне лесных насаждений, поскольку таяние снега и уменьшение снежного покрова возможно только в весенний период, а в данном случае (весна 2022 года), ранний паводок спровоцировал резкий подъем уровня рек в районе нахождения лесного участка (на участке находится ручей «Кипешный ключ») и заполнение низменных и болотистых участков талыми водами, заготовка и вывоз древесины стал фактически невозможен, то есть, заготовка и вывоз древесины возможно в летнее или зимнее время, поскольку почва будет уже твердой и техника не будет застревать, но к наступлению которых, срок рубки насаждений, трелевки, вывоза древесины по договору № 9/27 от 09.11.2020 уже истекал, что препятствовало предпринимателю в осуществлении действий по рубке и заготовке древесины.
Данные факты заинтересованным лицом не оспариваются.
МинПрироды АК в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие основания для принятия отказа в продлении срока рубки лесных насаждений по договору аренды лесного участка для заготовки древесины № 9/27 от 09.11.2020.
Кроме того, судом принято во внимание следующее обстоятельство.
Как уже ранее указывал суд, на основании п. 11 Правил заготовки древесины № 474 рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.
В соответствии с пп «г», «д» п. 4.2 договора, Лесного кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации, предусмотрена ответственность арендатора за рубку лесных насаждений и использование лесного участка без лесной декларации.
Судом установлено, что ИП ФИО1 своевременно не мог приступить к исполнению договора аренды (с момента подачи лесной декларации до 06.04.2022) в связи с неправомерными действиями Минприроды Алтайского края (которым дана оценка Арбитражным судом Алтайского края по делу № А03-11860/2021), выразившимися в принятии решения об отказе в приеме лесной декларации.
Установив фактические обстоятельства рассматриваемого спора, суд приходит к выводу о том, что заинтересованное лицо безосновательно отказало заявителю в продлении срока рубки лесных насаждений по договору аренды № 9/27 от 09.11.2020, чем нарушил права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Все иные доводы, приведенные участниками процесса в ходе судебного разбирательства, проверены судом и не приняты во внимание как не влияющие на сделанные выше выводы.
Учитывая, что вопреки требованиям части 5 статьи 200 АПК РФ законность действий Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по принятию решения, оформленного письмом № 24/П/5471 от 28 апреля 2022 года, в рамках настоящего спора не доказана, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края об отказе в увеличении срока рубки лесных насаждений, трелевки (транспортировки), частичной переработки и вывоза древесины, оформленное Письмом № 24/П/5471 от 28 апреля 2022 года.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Судья Л.Ю. Ильичева