ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-6693/14 от 01.10.2014 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул                                                                                                   Дело № А03-6693/2014

Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2014 г.

В полном объеме решение изготовлено 03 октября 2014 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Деминой А.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техсоюз"о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 12 по Алтайскому краю от 04.03.2014 № 033,

с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "УК "Надежда",

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Лачугиной Т.Г. по доверенности № 01 от 09.01.2014, паспорт;  Ступина С.А. по доверенности № 02 от 09.01.2014, паспорт;

от заинтересованных лиц:

от МИФНС № 12 по Алтайскому краю – Клюева А.В. по доверенности № 126 от 23.12.2013, удостоверение УР № 720333;

от Управления – не явился, извещено надлежаще;

от третьего лица – не явился, извещено надлежаще,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Техсоюз" (далее – ООО "Техсоюз", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю (далее – Инспекция) от 04.03.2014 № 033 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование своих требований заявитель указал, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, поскольку ООО "Техсоюз" не является управляющей компанией, договорные отношения между ООО "Техсоюз" и населением на оказание услуг отсутствуют, соответственно сбор средств от населения Общество не производит. Кроме того, между ООО "Техсоюз" и ООО "Единый расчетный центр" также отсутствуют договорные отношения по сбору платежей. 01.04.2009 между ООО "Техсоюз" и ООО "УК "Надежда" заключен договор № 21 на оказание услуг по обслуживанию жилого фонда и благоустройству. В рамках данного договора производятся соответствующие расчеты. Таким образом, на основании Закона № 103-ФЗ ООО "Техсоюз" не является поставщиком услуг населению и не обязано иметь специальный банковский счет.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором против удовлетворения требования возражает, указывая на законность оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в заявлении, представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения требований Общества.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица,  суд приходит к следующему.

В период с 03.02.2014 по 17.02.2014 Инспекцией проведена проверка выполнения Обществом требований Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

 В ходе проверки Инспекцией установлено, что между ООО "Техсоюз" и ООО "УК "Надежда" заключен договор возмездного оказания услуг № 21 от 01.04.2009, согласно которому Исполнитель - ООО "Техсоюз" выполняет работы по техническому обслуживанию, санитарному и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, находящихся у Заказчика - ООО "УК "Надежда" в управлении. Пунктом 2.1.5. данного договора предусмотрена обязанность Заказчика производить оплату исполнителю в соответствии с п. 5.9 договора, однако пункт 5.9 в вышеуказанном договоре отсутствует, порядок расчетов регламентируется в пунктах с 4.3 по 4.9. В данных пунктах предусмотрено прямое перечисление от Заказчика Исполнителю денежных средств, полученных от потребителей (населения), и отсутствует упоминание об особом порядке расчетов с использованием специальных банковских счетов, расчетов с привлечением платежных агентов, с участием в системе "ГОРОД", а также отсутствуют иные договоренности (т. 1, л.д. 31-37).

Между ООО "Техсоюз" и ООО "УК "Надежда" заключен также агентский договор от 10.06.2010, согласно которому агент - ООО "Техсоюз" оказывает принципалу - ООО "УК "Надежда" услуги по перечислению денежных средств, полученных от физических и юридических лиц за жилищно-коммунальные услуги, причитающиеся ООО "УК "Надежда", на расчетный счет ООО "Техсоюз" № 40702810902530011975, открытый в отделении № 8644 Сбербанка России (т. 2, л.д. 86-87).

Между ООО "УК "Надежда" и ООО "Единый расчетный центр" (далее – ООО "ЕРЦ") заключён договор на присоединение к системе сбора и обработки платежей "ГОРОД" № 888/К-УК/ВЦ/Р от 09.04.2009.

В соответствии с п. 1.1. Правил работы системы "ГОРОД", утвержденных генеральным директором ООО "ЕРЦ" 01.04.2013, система сбора и обработки платежей "ГОРОД" - это информационная система, представляющая собой информационное пространство, предназначенное для обеспечения информационного и технологического взаимодействия между участниками системы при совершении плательщиками и оказании организациями платежных услуг с Использованием системы.

По условиям договора № 888/К-УК/ВЦ/Р от 09.04.2009 Клиент - ООО "УК "Надежда", являющийся получателем денежных средств от плательщиков, по услугам: "содержание жилья, капитальный ремонт, наем жилья, вывоз твердых бытовых отходов, электроснабжение", уполномочивает, а ООО "ЕРЦ" обязуется на условиях правил и настоящего договора обеспечить доступ к системе "ГОРОД" и информационное взаимодействие между ООО "ЕРЦ", Клиентом, оператором - ООО "Расчетно-кассовый центр" (далее - ООО "РКЦ") и организациями для возможности совершения плательщиками платежей в пользу ООО "УК "Надежда".

Обязанности по приему от плательщиков и перечислению платежей в адрес ООО "УК "Надежда" возникают у организаций, обязанности по информационному технологическому обслуживанию ООО "УК "Надежда" на условиях правил и договора возникают у ООО "РКЦ".

В соответствии с дополнительным соглашением от 27.12.2013 к вышеуказанному договору ООО "УК "Надежда" поручает организациям системы "ГОРОД" осуществлять перечисление денежных средств, оставшихся после удержания всех платежей плательщиков вознаграждения ООО "ЕРЦ", ООО "РКЦ" и организации и перечисления денежных средств в пользу МУП "РКЦ" в определенных размерах от поступивших платежей за содержание жилья, капитальный ремонт, электроснабжение и др. на расчетный счет ООО "Техсоюз", зафиксированный в системе "ГОРОД". Денежные средства перечисляются за ООО "УК "Надежда" по агентскому договору от 10.06.2010(т. 2 ,л.д. 88-90).

Инспекцией установлено, что Общество имеет расчетный счет № 40702810902530011975, открытый в отделении № 8644 Сбербанка России

Согласно выписке о движении денежных средств на указанный расчетный счет поступают денежные средства от банков, банковских платежных агентов и платежных агентов:

от отделения № 8644 Сбербанка России ИНН 7707083893 с назначением платежа "коммунальные услуги по дог. Орг. № 002/А от 03.06.2003 за ООО "УК "Надежда" по агентскому договору от 10.06.2010";

от УФПС Алтайского края- Филиал ФГПУ "Почта России" ИНН 7724261610 с назначением платежа "коммунальные услуги по дог. № 029\A от 14.07.2006 за ООО "УК "Надежда" по агентскому договору от 10.06.2010";

от ООО "Телекомсервис" Банковский платежный агент ОАО КБ "Форбанк" ИНН 2225094234 с назначением платежа "коммунальные услуги по дог. № 65\О от 27.09.2011 за ООО "УК "Надежда" по агентскому договору от 10.06.2010";

от МУП "РКЦ" с указанием ИНН ООО КБ "Алтайкапиталбанк" 2225019491с назначением платежа "коммунальные услуги по дог. « 043/А от 10.09.2008 за ООО "УК"Надежда" по агентскому договору от 10.06.2010".

 Таким образом, денежные средства, поступают на банковский счет ООО "Техсоюз", не являющийся специальным банковским счетом. Общество не использовало специальный банковский счет для зачисления платежей по причине его отсутствия.

По данному факту 17.02.2014 в отношении Общества составлен протокол № 033 об административном правонарушении, на основании которого Инспекцией вынесено постановление № 033 от 04.03.2014 о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.1  КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 26.03.2014 жалоба Общества на постановление № 033 от 04.03.2014 оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с указанным постановлением и решением от 26.03.2014, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что требования ООО "Техсоюз" подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за  нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закона № 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Согласно статье 2 Закона № 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель,  получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые  работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом  Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного  самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства  плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством  Российской Федерации;

платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;

платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Частью 1 статьи 3 Закона № 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед  поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

В соответствии с частями 14, 15 статьи 4 Закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Пунктом 18 статьи 4 Закона № 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Из вышеприведенных положений Закона N 103-ФЗ следует, что если денежные средства получены поставщиком от платежного агента (оператора по приему платежей либо платежного субагента), за исключением кредитной организации, такие денежные средства должны быть зачислены исключительно на специальный банковский счет поставщика.

Принимая оспоренное постановление, Инспекция исходила из того факта, что Общество является поставщиком услуг поскольку за оказываемые им услуги населением вносится плата, в том числе плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (стр. 2 постановления, л.д. 10).

Вместе с тем из материалов дела следует, что Общество не осуществляет оказание жилищно-коммунальных услуг гражданам, а выполняет работы по техническому обслуживанию, санитарному и текущему ремонту жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и придомовых территорий, находящихся у Заказчика – ООО "УК "Надежда" в управлении на основании договора № 21 от 01.04.2009. Другой стороной данного договора является не население, а ООО "УК "Надежда", которое, в свою очередь, непосредственно является исполнителем и состоит в договорных отношениях с собственниками квартир в многоквартирных домах, находящихся у него в управлении.

Согласно пункту 10 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Судом установлено, что договорные отношения между населением и Обществом отсутствуют.

Более того, у ООО "Техсоюз" отсутствуют и договорные отношения с ООО "ЕРЦ", т.е. ООО "Техсоюз" не является участником системы "ГОРОД", что подтверждается письмом ООО "ЕРЦ" от 30.09.2014 (т. 2, л.д. 92). Таким образом, Общество даже опосредованно не состоит в договорных отношениях ни с одним из лиц, указанных в оспариваемом постановлении в качестве платежных агентов. Между тем, наличие договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенного между поставщиком и оператором по приему платежей, является одним из определяющих признаков платежного агента.

Кроме того, суд отмечает, что три из четырех указанных в постановлении платежных агентов (за исключением УФПС Алтайского края - Филиал ФГПУ "Почта России") являются банками, т.е. кредитными организациями, вследствие чего они по определению не могут являться платежными агентами в соответствии с Законом № 103-ФЗ.

Более того, постановлением Инспекции от 18.02.2014 № 017 ООО "УК "Надежда" было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 Кодекса РФ за невыполнение обязанности по использованию специального банковского счета. Все фактические обстоятельства, изложенные в данном постановлении идентичны фактическим обстоятельствам, изложенным в оспариваемом постановлении. При этом Инспекция пришла к выводу, что поставщиком услуг является именно ООО "УК "Надежда", а не ООО "Техсоюз" (т. 2, л.д. 94-99). Решением Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-3915/2014 указанное постановление было оставлено в силе. В свою очередь, два лица не могут одновременно выступать в качестве поставщика одних и тех же услуг, оказываемых в один и тот же период времени одним и тем же потребителям.

При изложенных обстоятельствах факт нарушения Обществом требований части 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ Инспекцией не доказан, в связи с чем суд первой инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события и состава вменяемого административного правонарушения.

В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление Инспекции от 04.03.2014 № 033 и оставившее его в силе решение Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 26.03.2014 являются незаконными.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Постановление межрайонной ИФНС России № 12 по Алтайскому краю от 04.03.2014 № 033 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Техсоюз" (место нахождения: Алтайский край, г. Рубцовск, пр. Рубцовский, 127; ОГРН 1022202808167) к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ признать незаконным и отменить в полном объеме.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                               Д.В. Музюкин