ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-6705/2018 от 21.06.2018 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru,

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул

22 июня 2018 года

Дело № А03-6705/2018

Резолютивная часть решения объявлена 21.06.2018

Полный текст решения изготовлен 22.06.2018

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи  Синцовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Даниловой Р.Р., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН 2225065191, ОГРН 1042202274036) о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (ИНН 2209034485, ОГРН 1082209000400) по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в судебное заседание явились:

от административного органа – Крюков С.Я., удостоверение, доверенность от 15.06.2018 №30, после перерыва в судебном заседании - не явились,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – Малахова Е.Ф., паспорт, доверенность 09.01.2018.

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю и Республике Алтай (ИНН 2225065191, ОГРН 1042202274036) (далее по тексту – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности муниципального унитарного предприятия "Рубцовский водоканал" муниципального образования город Рубцовск Алтайского края (ИНН 2209034485, ОГРН 1082209000400) (далее – Предприятие, МУП "Рубцовский водоканал") по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В обоснование требований указано, что Предприятием  осуществлялась деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности, в отсутствие соответствующего разрешения (лицензии).

Предприятие, оспаривая заявленное требование, указывает, что не осуществляет деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), поскольку как гарантирующая организация в рамках Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) транспортирует сточные воды, которые в дальнейшем поступают в очистные сооружения системы централизованного водоотведения города Рубцовска.

До начала судебного заседания от лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалы дела поступили возражения с доказательствами их направления в адрес административного органа.

В судебном заседании представитель административного органа требования поддержал, привел пояснения, ответила на вопросы суда.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности,  требования не признала, привела пояснения,  ответила на вопросы суда.

В судебном заседании  19.06.2018 в порядке статьи 163 АПК Ф судом был объявлен перерыв до 21 июня 2018 г. до 15 час. 50 мин..

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

23.03.2018 в Межрегиональное Управление Роспрнроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай из Алтайской Межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение заместителя начальника отдела в г. Рубцовске УФСБ России Федотова Д.А. № 1738-0  по факту нарушения законодательства об отходах в деятельности МУП «Рубцовский водоканал».

На основании данного Обращения Управлением Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай определением № 05-051/2018 от 03 апреля 2018г. было возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в отношении МУП «Рубцовский водоканал» по ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» и проведено административное расследование.

У МУП «Рубцовский водоканал» определением № 05-051/2018/1 от 03.04.2018 были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.

В ходе проведенного административного расследования, на основании анализа имеющихся документов по осуществлению предпринимательской деятельности МУП «Рубцовский водоканал»,  административный орган пришел к выводу о том, что в период с января 2018г. по 13 апреля 2018г. МУП «Рубцовский водоканал», осуществлял  предпринимательскую деятельность по сбору, транспортированию отходов IV класса опасности (ЖБО) код по ФККО 7 32 100 01 30 4 (отходы (осадки) из выгребных ям), без специального разрешения (лицензии), в связи с чем производство по делу о административном правонарушении по статье 8.2 КоАП РФ было прекращено.

23.04.2018 в отношении Предприятия был составлен протокол об административном правонарушении №05-071/2018 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Административный материал направлен в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия  к административной ответственности.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективной стороной вменяемого предпринимателю административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности без специального разрешения (лицензии).

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения – лицензии.

В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от  29.12.2014 N 458-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно п. 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности предусмотрено Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьей 1 которого установлено, что: отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В силу статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения.

Статьей 2 Закона № 416-ФЗ установлено, что: абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Материалами дела подтверждается и заявителем по существу не оспорено, что предприятие обслуживает канализационные сети в городе Рубцовске, по которым транспортируются сточные воды до накопителя.

Управление в такой ситуации факт сбора и транспортирования жидких отходов (стоков) оценивает как факт сбора и транспортирования отходов в порядке, определенном Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Суд считает данный вывод заявителя ошибочным. Отсутствие в полном объеме канализационной сети (комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод) в городе Рубцовске  не является доказательством осуществления Предприятием деятельности по сбору и транспортированию жидких коммунальных отходов, а не деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в рамках Закона № 416-ФЗ.

 Обратного заявителем в нарушение положений статей 65, 205 АПК РФ не доказано. Закон № 416-ФЗ не содержит такого определения как жидкие бытовые (коммунальные) отходы.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

 Согласно п. 5 ст. 7 Закона № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения.

Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Из указанных положений Закона N 416-ФЗ следует, что при отсутствии подключения объекта абонента к ЦСВ абонент вправе заключить договор водоотведения с гарантирующей организацией либо с организацией, оказывающей такие услуги как вывоз жидких бытовых отходов, которая, в свою очередь, обязана заключить договор водоотведения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (предполагающий очистку таких отходов).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 07.09.2009 N 3409/10, лицо, получающее в соответствии с договором питьевую воду из горводопровода и сбрасывающее сточные воды в горканализацию, несмотря на отсутствие непосредственного присоединения к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства должно быть признано его фактическим абонентом, пока не доказано, что услуги по водоснабжению и водоотведению оказывались абоненту иными, отличными от водоканала организациями водопроводно-канализационного хозяйства.

Гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение в городе Рубцовске, является Предприятие, которое обязано организовать прием, транспортировку и очистку сточных вод.  

Кроме того, согласно пункту 113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений), сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Такими запрещенными к сбросу в ЦСВ загрязняющими веществами являются отходы (п. 7 Приложение N 2 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения).

Статьей 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792, конкретные виды отходов представлены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

При этом одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 N 47008), блок 7 которого под кодом 7 00 000 00 00 0 определяет отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (за исключением вод, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты).

Таким образом, указанным актом также из понятия отходов исключены воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, т.е. сточные воды.

Решением от 21.02.2018 №38 Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края  Предприятию предоставлен в пользование водный объект – участок реки Алей для сброса сточных вод с городских очистных сооружений канализации г.Рубцовска.

Очистные сооружения канализации (на схеме КОС) г.Рубцовска предназначены для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, принимаемых от населения и от промышленных предприятий, перед их сбросом в водоем.

Как следует из представленных в материалы дела схем водоотведения, очистные сооружения канализации с биологической очисткой расположены ниже города Рубцовска.  

Биологические очистные сооружения состоят из приемной камеры, решетки, горизонтальных песколовок (4 шт), преаэраторов, первичных радиальных отстойников (2 шт), эротенков двухкоридорных (4 шт), вторичных радиальных отстойников (2 шт), хлораторной, гиопруда с естественной аэрацией, иловых площадок, песковых площадок.

Сточные воды транспортируются на очистные сооружения насосными станциями. Всего в городе 21 канализационная насосная станция. Лаборатория цеха канализационных очистных сооружений (КОС) осуществляет контроль сточных вод при входе на КОС, на всех стадиях очистки воды и обработки осадков.

Очищенные сточные воды хлорируются и направляются в биологический пруд, где происходит накопление стоков и их доочистка в условиях естественной аэрации в летний период, с последующим отводом доочищенных стоков в р. Алей. Скважин в районе сброса в радиусе 1 км нет.

Сброс дочищенных сточных вод в реку Алей происходит в весенний период (апрель-май), выпуск воды из биопруда в реку Алей осуществляется по трубопроводу общей длинной 524 м. Систем оборотного и повторного водоснабжения на Предприятии нет.

Из смысла положений пункта 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации  и статьи 1 Закона № 89-ФЗ следует, что  отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации, и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

 Такое толкование названных норм согласуется с проектом Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленном Минстроем России 10.05.2016, в частности, вводящим понятие «нецентрализованная система водоотведения» - сооружения и устройства (в том числе выгребные ямы), не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения, предназначенные для приема сточных вод. Предпосылки для указанных изменений изложены в пояснительной записке к законопроекту, в частности, указано, что во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления, понятие "жидкие бытовые отходы" заменяется формулировкой "сточные воды, сбрасываемые с использованием нецентрализованной системы водоотведения".

В силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления о привлечении Предприятия к ответственности за отсутствие лицензии, поскольку Управлением не доказано, что Предприятие осуществляет деятельность по сбору и транспортированию отходов IV класса опасности.

Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                      В.В. Синцова