ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-6772/2010 от 22.06.2010 АС Алтайского края

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й С У Д А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

22 июня2010 года

Дело № А03-6772/2010

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алвюс-плюс», г. Барнаул

об оспаривании постановления Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края, г. Барнаул о привлечении к административной ответственности,

при участии:

- от заявителя – не явился,

- от административного органа – ФИО1., доверенность от 02.03.2010 № 8

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Алвюс-плюс» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края (далее – инспекция) от 06.05.2010 № 14-ДС о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В обоснование требований указало на то, что административным органом не осуществлено всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, нарушен принцип презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

Административный орган в отзыве на заявление доводы общества считает необоснованными. Указал, что заявитель привлечен к административной ответственности при наличии законных оснований и с соблюдением установленного порядка привлечения к административной ответственности.

Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. На основании части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя заявителя.

В судебном заседании представитель административного органа просит в удовлетворении требований отказать по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Выслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 05.04.2010 Инспекцией государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края проведена проверка соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Авлюс-плюс» законодательства об участии в долевом строительстве жилья при строительстве жилых домов.

В результате проверки общества выявлено, что представленная в инспекцию 31.03.2010 г. ежекварталь­ная отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства за 4 квартал 2009 г., со­держит недостоверные сведения, а именно:

- неверно указано общее количество самостоятельных частей в составе объекта не­движимости, в отношении которых могут заключаться договоры участия в долевом строительст­ве (в отчетности указано 20 квартир, а на основании сведений, содержащихся в проектной доку­ментации - 122 квартиры и офисные помещения);

- неверно указана общая сумма обязательств по договорам (в отчетности 10,076 млн. рублей, однако согласно условиям договоров №1/75А, №1/52А, №1/70А, №1/93А сумма обязательств составляет 10,072 млн. рублей);

- неверно указано количество неисполненных договоров (в отчетности отсутствуют данные, несмотря на наличие четырех зарегистрированных и неисполненных договоров);

- неверно указана общая сумма неисполненных обязательств по договорам (в отчетно­сти отсутствуют данные, а согласно условиям заключенных договоров - 10,072 млн. рублей);

- неверно рассчитан норматив целевого использования средств (Н2) (в отчетности Н2=1,12, фактически - Н2=0).

Указанные нарушения зафиксированы в акте от 05.04.2010 № 77-ДС.

По фактам нарушений в отношении общества 21.04.2010 составлен протокол об административном правонарушении № 14-ДС.

На основании указанного протокола и материалов проверки заместителем руководителя Инспекции государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края ФИО2 06.05.2010 принято постановление № 14-ДС, в соответствии с которым ООО «Авлюс-плюс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным заявителем в обоснование своих требований, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об уча­стии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ) орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недви­жимости, вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятель­ности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, в том числе о выполнении своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве, по фор­мам и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме предусмотрена административная ответственность.

В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обязанность застройщика по предоставлению дос­товерной ежеквартальной отчетности установлена Законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ.

Требования к составу, формам и порядку представления застройщиками ежеквартальной отчетности уста­новлены Правилами предоставления отчетности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 N 645 (далее - Правила № 645).

Кроме того, инспекцией с обществом велась переписка по вопросу особенностей бухгалтерского учета застройщиков и отчётности, из которой следует, что все предъявляемые к учёту и отчётности застройщика требования обществу были известны.

Таким образом, общество имело возможность для соблюдения требований к дос­товерности сведений ежеквартальной отчетности, однако допустило представление в инспекцию отчетности, содержащей недостоверные сведения, и не приняло всех зависящих от него мер по недопущению правонарушения.

Довод заявителя о том, что в ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2009 г. им было верно указано ко­личество самостоятельных частей в составе объекта недвижимости, в отношении которых могут заключаться договоры участия в долевом строительстве, подлежит отклонении ввиду нижеследующего.

В соот­ветствии с пунктом 3.5 Методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности за­стройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств уча­стников долевого строительства, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.01.2006 №06-2/пз-н (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.03.2006 г. № 7585), сведения о количестве само­стоятельных частей в составе объекта недвижимости, в отношении которых могут заключаться договоры участия в долевом строительстве, отражаются в отчете о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением де­нежных средств участников долевого строительства, на основании сведений, содержащихся в проектной документации. Данная норма соответствует пункту 5 части 1 статьи 21 Закона № 214-ФЗ, в котором указано, что самостоятельными частями создаваемого объекта являются квартиры, гаражи и иные объекты недвижимости в его составе.

Как следует из материалов дела, в жилом доме по ул. Профинтерна, 7-а запроектировано 122 квартиры, офисные помеще­ния. Это подтверждается проектной документацией, положительным заключением государственной экспертизы по проектной документации от 03.07.07 № 29, разрешением на строительство от 12.07.2007 №RU22302000-77.

Также указанное обстоятельство подтверждается про­ектной декларацией от 15.07.2009, представленной обществом в инспекцию, где в строке 2.5 «Информация о количестве в составе строящегося многоквартирного дома самостоятельных частей» указано 122 квартиры, офисные помещения, подземная парковка. Таким образом, утверждение общества о том, что в проектной декларации значится 20 квартир, не соответствует действительности.

При этом ссылка общества на договор инвестирования, заключенный им с индивидуальным предпринимателем ФИО3, судом не принимается во внимание ввиду того, что указанный факт не является обстоятельством, изменяющим проектную документацию на многоквартирный дом в целом, а так же не изменяет статус общества как застройщика многоквартирного дома в целом.

Факты заключения договоров инвестирования, как и договоров участия в долевом строи­тельстве с гражданами, не влекут за собой освобождение застройщика от обязанности верно ука­зывать общие параметры создаваемого объекта.

Факт неверного указания обществом суммы обязательств по заключенным договорам участия  в долевом строительстве подтверждается реестром договоров на 09.02.2010 и тем, что заявителем в последующем была представлена корректировка данных, о чем свидетельствует акт проверки от 04.05.2010.

Довод общества о то, что не указание в ежеквартальной отчетности количества неисполненных договоров и общей суммы неисполненных обязательств по договорам свидетельствует о неполноте представленной информации, а не о ее недостоверности, также подлежит отклонению.

В рассматриваемой ежеквартальной отчетности за 4 квартал 2009 г. проставлены про­черки в строке 11 по количеству неисполненных договоров и общей сумме неисполненных обя­зательств по договорам.

Вместе с тем, как следует из строки 7 этой отчетности, реестра договоров на 09.02.2010 у общества имеется 4 заключенных договора участия в долевом строительстве. Отсутст­вие указанных сведений в отчетности делает ее в этой части недостоверной.

В соответствии с пунктом 3 Положения «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 (далее – Положение № 233), норматив целевого использования средств Н2 определяется путем деления суммы активов застройщика, не связанных со строительством, на общую сумму его обя­зательств, за исключением обязательств по договорам участия в долевом строительстве.

Формула расчета норматива Н2 расшифрована в пункте 2.2 Инструкции «О порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30.11.2006 № 06-137/пз-н.

Таким образом, при правильном расчете в соответствии с указанными нормами, обще­ству следовало указать норматив Н2 равным нулю, фактически же обществом норматив Н2 указан равным 1,12.

Довод общества о незначительности допущенных нарушений судом отклоняется как необоснованный.

Так, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21.04.2006 №233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» норматив целевого использования средств Н2 должен составлять не более 1. В отчетности общества указанный норматив равен 1,12.

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 23 Закона №214-ФЗ не соблюдение застрой­щиком нормативов финансовой устойчивости его деятельности, в том числе Н2, является осно­ванием для обращения инспекции в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на опре­деленный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных до­мов и (или) иных объектов недвижимости.

Однако инспекция, изучив представленные общест­вом документы, установила, что фактически данный норматив обществом соблюдается, поэтому приняла соответствующие нарушению меры в виде привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

Не соответствует фактическим обстоятельствам дела и довод общества об отсутствии требований к сши­ванию отчетности, которые прямо указаны в пункте 6 Правил № 645.

При этом, то обстоятельство, что отчетность общества не была прошита, как того требуют указанные правила, было отмечено ин­спекцией только в акте проверки, а в объективную сторону вменяемого правонарушения не включено.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности суд не находит.

Оспариваемее постановление принято административным органом в рамках представленных ему полномочий.

Меру назначенного обществу наказания, которая определена в минимальном размере санкции части 3 статьи 14.28 КоАП РФ, суд считает обоснованной.

Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.

С учетом приведенных выше оснований суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или кассационная жалоба в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Е.В. Русских