ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-6887/12 от 04.10.2012 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

  ____________________________________________________________________

656015, Алтайский край, г.Барнаул, пр. Ленина, д. 76, (3852) 61-92-78, 61-92-93 (факс) http://www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул №А03-6887/2012

11 октября 2012

Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2012

В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2012

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Пономаренко С.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания, секретарем судебного заседания Панфиловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению Индивидуального предпринимателя ФИО1, г.Бийск,

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю, г.Бийск,

о признании недействительным решения №365 от 21.02.2012 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»,

при участии в заседании представителей сторон:

от заявителя - ФИО2, доверенность б/н от 05.07.2012, паспорт,

от инспекции - ФИО3, доверенность №04-15/35604 от 23.12..2011, удостоверение,

у с т а н о в и л :

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган, межрайонная ИФНС России №1 по Алтайскому краю) с заявлением о признании недействительным решения №365 от 21.02.2012 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Полагает земельный налог за 2010 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 22:04:230002:25 исчислен Инспекцией неверно.

В судебном заседании представитель Предпринимателя настаивал на заявленном требовании.

В отзыве на заявление налоговый орган и его представитель в судебном заседании в удовлетворении заявленного требования просят отказать, полагают отсутствуют основания для признания оспариваемых решения недействительными.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Налоговым органом взыскано с Предпринимателя на основании представленной им налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год 84713,00 руб.,, исчисленные исходя из кадастровой стоимости 5647511,02 руб. земельного участка с кадастровым номером 22:04:230002:25 площадью 18182 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Согласно уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год Предприниматель по указанному земельному участку с кадастровым номером 22:04:230002:25 исчислил к уплате налог в размере 998 руб. исходя из его кадастровой стоимости 66546,00 руб.

Межрайонной ИФНС России №1 по Алтайскому краю проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Предпринимателя по земельному налогу за 2010 год, поданной 08.09.2011, с составлением акта камеральной налоговой проверки от 19.12.2011 №4868.

По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки Инспекцией принято решение №365 от 21.02.2012 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым доначислен земельный налог в размере 83715 руб. (84713,00 руб.- 998 руб.), начислены пени по земельному налогу в сумме 1210,59 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российском Федерации, (НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 16742,00 руб.

Управлением Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.

Налоговый орган пришел к выводу о нарушении Предпринимателем порядка определения налоговой базы ;по земельному налогу и занижении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая база.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации (статья 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Следовательно, проведение государственной кадастровой оценки земель для установления кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения регламентируются нормами налогового и земельного законодательства, т.е. правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер.

В расчете налогового органа кадастровая стоимость земельного участка согласно данным Государственного кадастра недвижимости, равна с 01.01.2010 года 5647511,02 руб.

По данным налогоплательщика кадастровая стоимость земельного участка с учетом постановления Администрации Алтайского края от 13.04.2004 № 162 для целей налогообложения в 2010 году составляла 66546,00 руб., на 01.01.2010 не менялась, соответственно и должна применяться в расчетах земельного налога.

Налоговый орган использовал в расчете полученную от ФБУ «Кадастровая палата» по Алтайскому краю кадастровую выписку о земельном участке, согласно которой его стоимость на 2010 год 5647511,02 руб. и не принял во внимание довод налогоплательщика о том, что сведения о кадастровой стоимости спорного участка в размере 5647511,02 руб. были внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Администрации Алтайского края от 28.12.2009 № 546 после 01.01.2010 года и в силу п.1 ст. 5 Налогового кодекса РФ могли применяться для целей налогообложения только со следующего налогового периода, т.е. с 2011 года.

Согласно п.3 Постановления Администрации Алтайского края №546 от 28.12.2009г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края" оно вступает в силу с 01.01.2010 года, опубликовано в газете «Алтайская правда» от 30.12.2009 №415-416 без приложений, в Сборнике законодательства Алтайского края №164, подписанном к печати 28.05.2010.

По свидетельским показаниям руководителя филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю и согласно поступившему ответу из данного учреждения сведения о кадастровой стоимости земельных участков внесены в Государственный кадастр недвижимости на основании Постановления Администрации Алтайского края от 28.12.2009г. №546 «Об утверждении результатов государственного кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края», поступившего в орган кадастрового учета в порядке ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в виде электронного файла 29.12.2009г., на бумажном носителе 11.01.2010г. В соответствии с ч.2 ст. 17 Закона о кадастре кадастровый учет на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, осуществляется в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня поступления таких документов. Сведения о кадастровой стоимости всех земельных участков, указанных в Постановлении, учтены в Государственном кадастре недвижимости с 29.12.2009г. по 19.02.2010г. Полагают, моментом вступления в действия новой кадастровой стоимости является не дата внесения ее в Государственный кадастр недвижимости, а дата вступления в силу документа, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки земельных участков.

Определением Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что «нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.

… для целей, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Пунктом 1 статьи 5 НК РФ закреплено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Суд признает верным размер земельного налога, определенный налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации за 2010 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка с учетом постановления Администрации Алтайского края от 13.04.2004 № 162, тогда как расчет налогового органа основан на кадастровой стоимости земельного участка, которая могла применяться с 01.01. 2011 года.

С учетом изложенного, суд признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю №365 от 21.02.2012 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

По примененной Предпринимателем ставке налога (установлена Администрацией Малоугреневского сельсовета Бийского района Алтайского края) спор не возник.

С учетом положений ст.111 АПК РФ суд относит судебные расходы на заявителя.

Руководствуясь статьями 4, 17, 27, 29, 34, 35, 167-171, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю №365 от 21.02.2012 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», как не соответствующее положениям ст.17, главы 31 НК РФ 69 НК РФ.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Алтайскому краю в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения. Лицо обжаловавшее решение в апелляционном порядке, вправе обжаловать вступившее в законную силу решение суда в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, г.Тюмень в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья С.П. Пономаренко