656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 29-88-01, факс: (385-2) 61-92-93;
http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: а03.info@arbitr.ru
г. Барнаул Дело № А03-7177/2015
10 июля 2015 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 07 июля 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2015 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Трибуналовой О.В., при использовании средств аудиозаписи и ведении протокола судебного заседания секретарем Долиной А.В., помощником судьи Чеботаревой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волчихинскому району (ИНН <***>, ОГРН <***>), с. Волчиха Алтайского края, к межрегиональному территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Барнаул, о признании недействительным предписания от 25.12.2014 № 01-25/3770 о неправомерно оплаченных расходах по проживанию и суточных за время нахождения сотрудников в учебных отпусках,
при участии:
от заявителя – ФИО1 (удостоверение, доверенность №71/3261 от 20.05.2015),
от заинтересованного лица – ФИО2 (паспорт, доверенность №6/13 от 18.04.2015), ФИО3 (паспорт, доверенность от 15.06.2015 7/15),
УСТАНОВИЛ:
Отделение Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волчихинскому району (далее по тексту – Отделение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к межрегиональному территориальному Управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Алтайском крае (далее по тексту – Управление) о признании недействительным предписания от 25.12.2014 № 01-25/3770 о неправомерно оплаченных расходах по проживанию и суточных за время нахождения сотрудников в учебных отпусках.
Заявленные требования мотивированы тем, что Управлением неверно определены цели обучения специалистов.
Управление требования Отделения не признает по доводам, изложенным в отзыве. По мнению Управления, направление на учебу сотрудников не является служебной командировкой и не соответствует понятию первоначальной подготовки, данной в нормативных актах.
В судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали свои доводы и возражения.
В настоящем судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлялся перерыв.
Как следует из материалов дела, в период с 08.09.2014 по 16.10.2014 в отношении Отделения Управлением на основании приказа от 02.09.2014 №289 проведена плановая выездная проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
В ходе проверки выявлено, что в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, 173 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.11.211 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Отделением необоснованно оплачены расходы по оплате стоимости проживания и суточные за время нахождения сотрудников в учебных отпусках на сумму 217500 руб. (авансовые отчеты от 11.04.2013 №107, от 06.03.2013 №26, от 31.12.2013 №414, от 16.12.2013 №392, от 16.12.2013 №393, от 05.07.2013 №217, от 10.04.013 №93, от 30.06.2013 №214, расходные кассовые ордера от 29.03.2013 №42, от 15.04.2013 №64, от 06.03.2013 №18, от 18.12.2013 №249, от 18.12.2013 №251, от 18.12.2013 №250, от 31.05.2013 №124, от 08.07.2013 №166, от 23.04.2013 №69, от 28.02.2013 №15, от 18.06.2013 №141, от 26.06.2013 №152, ль 30.06.2013 №163, приходные кассовые ордера от 30.06.2013 №29, от 08.07.2013 №30, от 23.04.2013 №17, заявки на кассовый расход от 13.11.2013 №623, от 13.11.2013 №624).
По результатам проверки Отделению 25.12.2014 выдано предписание №01-25/3770, которым Отделению предлагалось принять меры к возмещению указанной суммы в доход федерального бюджета.
Считая, предписание незаконным, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Управления как территориального органа по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере установлены статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а порядок осуществления полномочий определяется Правилами осуществления Федеральной службой финансовобюджетного надзора полномочий по контролю в финансовобюджетной сфере, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013№ 1092 (далее - Правила), Административным регламентом исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 20.03.2014 № 18н (далее - Административный регламент).
Согласно части 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Как установлено судом, следует из материалов дела и не оспаривается Отделением, сотрудники последнего майор полиции, оперуполномоченный ОУР зональной группы ФИО4, майор полиции, старший оперуполномоченный ОУР зональной группы ФИО5, майор полиции, врио, начальника тыла ФИО6, старший лейтенант, оперуполномоченный ОУР зональной группы ФИО7, лейтенант полиции, инспектор ДПС ФИО8, лейтенант полиции, инспектор ОГИБДД ФИО9, старшина полиции, помощник УУП и ПДН ФИО10 совмещали службу с получением высшего образования в Федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - ФГКОУ «БЮИ МВД России»), в связи с чем в 2013 году для участия в лабораторно-экзаменационных сессиях, подготовки и защиты выпускной аттестационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов ФГКОУ «БЮИ МВД России» всем перечисленным выше сотрудникам были выданы справки-вызовы по установленной форме, дающие право на предоставление в соответствии со статьей 173 Трудового кодекса Российской Федерации по месту работы дополнительного отпуска с сохранением среднего заработка.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений Закона о полиции. В части не урегулированной законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и Законом о полиции, на сотрудников полиции распространяется действие трудового законодательства РФ.
Аналогичное положение содержится в части 2 статьи 3 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 342-Ф3).
Частью 3 статьи 63 Закона №342-Ф3 предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел предоставляются отпуска по уходу за ребенком, творческие отпуска, отпуска, предоставляемые в соответствии с трудовым законодательством работникам, совмещающим работу с получением образования, а также иные отпуска, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно частью 15 статьи 76 Закона № 342-Ф3 сотрудникуорганов внутренних дел, обучающемуся в образовательной организации высшего образования по очно-заочной илизаочной форме обучения, предоставляются социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации.
Поскольку указанными выше законами не предусмотрен порядок предоставления отпусков сотрудникам органов внутренних дел, совмещающим работу с получением образования, арбитражный суд соглашается с доводами Управления о том, что на сотрудников полиции, совмещающих службу с получением образования, распространяются гарантии и компенсации, установленные статьями 173-177 Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 173 Трудового кодекса работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, прохождения государственной итоговой аттестации. Один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующей организации, осуществляющей образовательную деятельность, и обратно. По согласованию между работником и работодателем, работнику может быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Заявителем фактически не оспаривается, что им изданы приказы о направлении указанных выше сотрудников в командировку в БЮИ МВД России на основании справок-вызовов учебного учреждения, с целью обучения,сотрудникам выплачены суточные и оплачено проживание за период нахождения в учебном отпуске в общей сумме за 2013 год 217 500,0 руб.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения могут регулироваться локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, принимают локальные нормативные акты,
содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии
с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Таким образом, оплата сотрудникам, совмещающим работу с получением высшего образования, суточных и проживания в период нахождения в учебном отпуске нормативными правовыми актами РФ не предусмотрена.
Согласно пункту 54 приказа МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» сотрудникам, временно убывающим без освобождения от должности для первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации, за время обучения, а также за время в пути к месту учебы и обратно выплачивается денежное довольствие, получаемое по основной должности, с учетом установленных по месту постоянной службы коэффициентов и процентных надбавок, в полном объеме.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 №65н расходы на оплату учебных отпусков производятся по КБК 188 0302 2026700121 211 (Заработная плата).
Отделением не оспаривается, что им на оплату сотрудникам суточных и проживания в период нахождения в учебных отпусках отвлечены денежные средства по КБК 188 0302 2026700 134 212 в сумме 64 400,0 руб. (суточные)и по КБК 188 0302 2026700 134 226 в сумме 153 100,0 руб. (проживание).
Приказом МВД России от 15.11.2011 № 1150 утверждена Инструкция об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации.
В пункте 3 указанной Инструкции начальникам территориальных органов МВД России поручено проанализировать организацию служебных командировок, принять необходимые меры по повышению эффективности служебных командировок и максимальному сокращению расходов на эти цели.
В соответствии со статьей 76 Закона №342-Ф3 подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем профессионального обучения граждан, впервые принимаемых на службу профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей; обучения в соответствии с федеральным законом по образовательным программам, в том числе высшего образования; профессиональной служебной и физической подготовки.
Приказом МВД России от 03.07.2012 № 663 утвержден Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - Порядок).
Обязанность по организации и обеспечению подготовки сотрудников органов внутренних дел на уровне, необходимом для выполнения служебных обязанностей, контроль и персональная ответственность за организацию и состояние подготовки кадров возложены на руководителей (начальников) органов, организаций и подразделений МВД России.
Согласно пункту 10 Порядка, сотрудники, принятые на службу в органы внутренних дел, проходят первоначальную подготовку,предусматривающую приобретение ими основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: по программам первоначальной подготовки в центрах профессиональной подготовки МВД, в образовательных учреждениях МВД России; по основным профессиональным образовательным программам начального, среднего, высшего профессионального образования в образовательных учреждениях МВД России.
Первоначальная подготовка проводится только по очной форме обучения (пункт 11 Порядка).
Обучение по программам первоначальной подготовки организуется на основе ежегодных планов (определяющих должностные категории, сроки (даты) и планируемое количество подлежащих направлению на обучение сотрудников), утверждаемых в отношении сотрудников, направляемых в центры профессиональной подготовки, образовательные учреждения МВД России правовым актом МВД России.Кадровые подразделения ведут пофамильныеспискисотрудников, подлежащих направлению на первоначальную подготовку, организуют их направление на обучение в соответствии с Планом МВД России и планом-графиком. Руководители (начальники) органов, организаций и подразделений МВД России обеспечивают направление (командирование) сотрудников на первоначальную подготовкув центры профессиональной подготовки, образовательные учреждения МВД России в соответствии с Планом МВД России и планом-графиком (пункт 19 Порядка).
Пунктом 40 Порядка предусмотрено, что подготовка (пункт 2 части 1 статьи 76 Закона № 342-Ф3) сотрудников по основным профессиональным образовательным программам начального профессионального образования (для замещения должностей рядового состава, младшего начальствующего состава), среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовскогопрофессионального образования (для замещения должностей среднего, старшего, высшего начальствующего состава) осуществляется за счет средств федерального бюджета на целевой контрактной основе в образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях системы МВД России.
Контрольные цифры приема в образовательные учреждения и научно- исследовательские организации системы МВД России для обучения по основным образовательным программам устанавливаются ежегодными планами (в соответствии с которыми распределяются приемные места между органами, организациями и подразделениями МВД России по направлениям подготовки (специальностям) и формам обучения), утверждаемыми правовыми актами МВД России (пункт 42 Порядка).
Во исполнение данного пункта на органы, организации и подразделения МВД России возложена обязанность по обеспечению оформления не менее двух личных (учебных) дел кандидатов на обучение на одно приемное место и их направление (пункт 43.3 Порядка).
ФГКОУ ВПО «БЮИ МВД России» является образовательным учреждением, входящим в состав органов внутренних дел МВД России. Институт за счет средств федерального бюджета на основе целевого приема осуществляет подготовку кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ, подготовку кадров начальствующего состава для Министерства внутренних дел РФ по специальностям и направлениям подготовки, утверждаемым нормативными правовыми актами МВД России.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено в материалы дела доказательств в подтверждение того, что сотрудники Отделения проходили в ФГКОУ ВПО «БЮИ МВД России» первоначальную подготовку, предусмотренную подпунктом 1 части 1 статьи 76 Закона № 342-ФЗ, пункта 10 Порядка.
Напротив, из материалов дела следует, что работники не являются вновь поступившими на службу, состояли на службе длительное время.
Как пояснил представитель Отделения в судебном заседании, направление для получения высшего юридического образования требовалось в связи с тем, что для замещения их должностей требовалось наличие высшего профессионального образования.
Как и не является получение сотрудниками высшего образования в ФГКОУ ВПО «БЮИ МВД России» служебной командировкой.
Понятие служебного времени дано в части 1 статьи 53 Закона №342-ФЗ, под которым понимается период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Основные направления деятельности полиции закреплены в статье 2 Закона о полиции. К ним относятся защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Для выполнения служебных поручений вне места постоянной службы сотрудник органов внутренних дел может быть направлен в служебную командировку. Порядок и условия командирования сотрудников органов внутренних дел установлен в указанной выше инструкции, утвержденной приказом МВД России от 15.11.2011 № 1150.
Основные задачи служебных командировок установлены в п.4 Инструкции о служебных командировках, среди них отсутствует такое направление как обучение сотрудников, по образовательным программам высшего профессионального образования.
Напротив, в пункте 2 Инструкции о служебных командировках указано, что ее действие распространяется на поездки сотрудника (военнослужащего) по решению уполномоченного должностного лица на определенный срок для выполнения служебного поручения вне постоянного места службыили места расположения органа (подразделения) внутренних дел. Действие Инструкции не распространяетсяна поездки сотрудников, служебная деятельность которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер; поступление на учебу по инициативе сотрудника (военнослужащего) в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования,в заочную адъюнктуру, обучение в них,а также для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов; время сдачи вступительных экзаменов в очную и заочную аспирантуру (адъюнктуру) при научно-исследовательских учреждениях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования; поездки, связанные с выполнением диссертационных исследований соискателями, занимающимися повышением научной квалификации вне адъюнктуры, адъюнктами, обучающимися с отрывом от службы (военной службы), а также докторантами, если их работа не включена в тематический план научно-исследовательских работ.
Принимая во внимание, цели получения указанными выше сотрудниками высшего образования, арбитражный суд приходит к выводу о законности оспариваемого предписания.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество обязано представить в материалы дела доказательств в подтверждение нарушения его прав в сфере предпринимательской деятельности.
Между тем, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем таких доказательств в материалы дела не представлено, как и не представлено в материалы дела доказательств в подтверждение незаконности оспариваемого предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При указанных выше обстоятельствах, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не представлено в материалы дела доказательств, с достоверностью свидетельствующих о нарушении оспариваемым отказом его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волчихинскому району в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.