ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-7275/15 от 15.06.2015 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

г. Барнаул                                                                                        Дело № А03-7275/2015

15 июня 2015 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Мищенко А.А., рассмотрев в порядке упрощенного производства  дело по заявлению

Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Барнаул Алтайского края

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>), г. Барнаул Алтайского края

о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее по тексту – предприниматель) о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования обоснованы частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и мотивированы осуществлением деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.

Стороны извещены надлежащим образом о начавшемся процессе, определение суда от 16.04.2015 вручено заинтересованному лицу – 23.04.2015 (уведомление № 656015 85 662705), заявителю – 21.04.2015 (уведомление № 656015 85 662712).

В определении о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 16.04.2015 в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом устанавливался срок – до 05.05.2015, для представления заявителем дополнительных доказательств (при их наличии) в подтверждение обоснованности заявленных требований; представления лицом, привлекаемым к административной ответственности – письменного отзыва на заявление с указанием возражений (при наличии) относительно предъявленных требований по каждому доводу, содержащемуся в заявлении, со ссылкой на нормы права, документы в обоснование своих доводов. Указанным определением для лиц, участвующих в деле, также устанавливался срок представления в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направления друг другу дополнительно документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции – до 28.05.2015.

В сроки, установленные судом, от лица, привлекаемого к ответственности, поступил отзыв на заявление, согласно которому указанные в заявлении нарушения имели место быть, но являются незначительными и на данный момент времени устранены, в связи с чем административное дело подлежит прекращению с устным замечанием. ИП ФИО1 сообщил суду, что санкция ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ наряду с денежным взысканием в виде штрафа предусматривает предупреждение.

Все поступившие в арбитражный суд от прокурора доказательства и иные документы размещены на официальном сайте Арбитражного суда Алтайского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 владеет лицензией на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом peг. № 22 - ACC-3005436 сроком действия до 09.07.2016.

При проверке деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, проводившейся по распоряжению Межрегионального УГАДН по Алтайскому краю и Республике Алтай от 04.03.2015 № 150361/30834 о проведении плановой выездной проверки, выявлены нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренные пп. «б, з, и» п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 года № 280 (далее по тексту - Положения № 280), а именно:

1)Не заполняются путевые листы согласно требованиям Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008  №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», (зарегистрирован в Минюсте РФ 08.10.2008 Регистрационный № 12414):

- дата, показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку не заверены уполномоченным лицом (пункт 13 , раздела III, Приказа № 152);

- не полностью указан почтовый адрес. ( пп. 1, п. 5; пп. 3 п. 6 раздела II Приказа № 152),

в нарушение: пп. «и» п. 4 Положения № 280, ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259 «Устав автомобильного транспорта» (путевой лист № 795 от 26.03.2015).

2)Не фиксируется в путевых листах место проведения технического состояния транспортного средства, в нарушение: п. 29 Приложения №1 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее по тексту – Приказ № 7); ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 №196-ФЗ; пп. «з» п. 4 Положения № 280 (путевой лист № 795 от 26.03.2015).

3) Не организован контроль за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей. Нарушается режим труда и отдыха водителей:

- согласно табелю учета рабочего времени за март 2015 года водители ФИО2 и ФИО3 отработали по четыре дня за неделю более 10 часов, чем нарушили п. 17 раздела 2 «Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15 (не более двух раз в неделю по 10 часов), в нарушение: пп. «з» п. 4 Положения №280; ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 №196-ФЗ (табель учета рабочего времени за март).

4) Индивидуальный предприниматель ФИО1 не прошел аттестацию на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров автотранспортом в нарушение: п. 4 «з» Положения №280; ч. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95 №196-ФЗ. Приказ Минтранса РФ от 11.03.1994. №13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организации и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов».

5) Отсутствует контроль за медицинским переосвидетельствованием водителей. Отсутствуют медицинские справки на водителей, в нарушение: пп. «б» п. 4 Положения № 280; перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н.

 6) Не предоставлены графики сменности разработанные с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, в нарушение: пп. «з» п. 4 Положение 280; ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995  № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 4 «Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15.

Указанные нарушения отражены в акте проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя № 150361/30834 от 08.04.2015.

По данному факту 08.04.2015 Управлением в отношении предпринимателя составлен протокол № 100 по делу об административном правонарушении, согласно которому предпринимателем совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3  статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управлением вынесено предписание № 150032/30848 от 08.04.2015 с обязанием устранения выявленных нарушений в срок до 12.05.2015.

Протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены Управлением в арбитражный суд вместе с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Суд полагает, что требование Управления подлежит удовлетворению в силу следующего.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с подпунктом 62 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В свою очередь, под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Основные требования к деятельности организаций и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения содержатся в Положении о лицензировании.

Согласно подпункту «и» пункта 4 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом № 259-ФЗ от 08.11.2007 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с п. 13 раздела III Приказа № 152 путевой лист должен содержать даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.

Путевой лист должен содержать обязательные реквизиты, в том числе сведения о собственнике (владельце) транспортного средства и сведения о транспортном средстве; для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона (пп. 2 п. 5 раздела II Приказа № 152), показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо) (пп. 3 п. 6 раздела II Приказа № 152).

В путевых листах не заверены уполномоченным лицом дата, показания одометра при заезде транспортного средства на постоянную стоянку; не полностью указан почтовый адрес.

Материалами дела подтверждается и предпринимателем признается, что путевые листы указанные выше сведения не содержат.

Подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является  соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах (п. 29 Приказа № 7).

В путевых листах не зафиксировано место проведения технического состояния транспортного средства.

При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов (п. 17Приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).

Предпринимателем не организован контроль за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей. Так, согласно табелю учета рабочего времени за март 2015 года водителю ФИО2 и ФИО3 отработали по 4 дня за неделю более 10 часов.

Лица, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности судоходства, полетов и движения наземных транспортных средств, проходят периодическую аттестацию на право занятия этих должностей (Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта»).

Индивидуальный предприниматель ФИО1 не прошёл аттестацию на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров автотранспортом.

Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей (п. 4 Приказа Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»).

Предпринимателем не представлены графики сменности, разработанные с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену.

Материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается, что путевые листы не содержат  всех необходимых сведений, имелось нарушение режима труда и отдыха водителей, отсутствие графиков сменности, а также необходимой аттестации на право занятия должности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения.

Подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров является  наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке.

Субъект транспортной деятельности обязан осуществлять контроль соблюдения сроков прохождения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров водителей, а также направлять их на очередной медицинский осмотр в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111) (п. 12 Приказа № 7).

Проверкой выявлено отсутствие медицинских справок на водителей.

Факт нарушения предпринимателем указанных правил подтверждается материалами дела и признается предпринимателем. Указанные действия образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина предпринимателя в форме неосторожности подтверждается материалами дела, поскольку предприниматель предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий (либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть).

Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения предпринимателя к административной ответственности не допущено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Исходя из изложенного и имеющихся в деле доказательств, суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения предпринимателем действий, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, совершение правонарушения впервые, отсутствие тяжких последствий и умысла на совершение правонарушения.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> Армянской ССР, зарегистрированного по адресу: <...>,  ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                              А.А. Мищенко