ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-7275/2012 от 11.07.2012 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Барнаул Дело № А03-7275/2012

11 июля 2012 года

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем Семилуцкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению администрации Калманского района Алтайского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании решения от 12.05.2012 № 22/12-1-22484 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета,

при участии в заседании:

от заявителя – Бурдина А.С. по доверенности № 869 от 05.04.2011, паспорт;

от заинтересованного лица – Шерстобитовой Л.В. по доверенности от 28.02.2012 г., паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Калманского района Алтайского края (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю об оспаривании решения от 12.05.2012 № 22/12-1-22484 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.

В обоснование требований заявитель указал, что оспариваемый отказ мотивирован отсутствием на титульном листе межевого плана оттиска печати Администрации. Между тем, межевой план подписан гражданиномГальских В.Ю., действующим на основании постановления Администрации от 06.04.2012 № 210, выполняющего роль доверенности. В.Ю. Гальский не является ни главой, ни заместителем главы Администрации, поэтому его подпись не может быть заверена оттиском печати Администрации.

В судебном заседании суд в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с согласия заявителя произвел процессуальную замену ненадлежащего заинтересованного лица – филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю на надлежащее заинтересованное лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее – Кадастровая палата).

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором против его удовлетворения возражало, указывая, что оспариваемое решение принято на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Закона о кадастре и п. 33 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412, поскольку на титульном листе межевого плана подпись представителя Администрации Гальского В.Ю. не заверена оттиском печати Администрации.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивал, представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал.

Изучив материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В межрайонный отдел № 1 филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю 17.04.2012 обратилась администрация Калманского района Алтайского края с заявлением о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка и о выдаче кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 69).

К заявлению прилагался межевой план от 09.04.2012 и постановление Администрации от 06.04.2012 № 210, утверждающее схему расположения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 92,9788 га, расположенного примерно в 1000 м по направлению на северо-восток от п. Новобарнаулка Калманского района Алтайского края. Разрешенное использование: под кормовые угодья. Пунктом 2 указанного постановления Администрация на основании п. 1 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" наделила Гальских Василия Юрьевича полномочиями обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о кадастровом учете вышеуказанного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в том числе с заявлениями о постановке на учет, с заявлениями об учете изменений, с заявлениями об учете частей, с заявлением об учете адреса земельного участка (л.д. 51-61).

Заявление от имени Администрации было подписано председателем комитета Администрации по управлению муниципальным имуществом А.С. Бурдиным, действующим на основании распоряжения Администрации от 06.04.2011 № 98 (л.д. 79).

Решением от 12.05.2012 № 22/12-1-22484 Кадастровая палата отказала в осуществлении государственного кадастрового учета ввиду того, что заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Межевой план от 09.04.2012 выполнен не в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Требования), а именно: в нарушение п. 33 Требований на титульном листе представленного межевого плана от 09.04.2012 подпись представителя администрации Калманского района не заверена оттиском печати.

Не согласившись с отказом, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о ГКН) постановка объекта недвижимости на кадастровый учет осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета предусмотрены статьей 27 Закона о ГКН, в пункте 2 части 2 которой указано, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 22 Закона о ГКН одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план, форма и требования к подготовке которого утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412.

Согласно пункту 33 названных требований на титульном листе межевого плана приводятся сведения о заказчике кадастровых работ: в отношении юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иностранного юридического лица - полное наименование.

В случае, если заказчиком кадастровых работ является юридическое лицо, на титульном листе приводится подпись представителя юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иностранного юридического лица с расшифровкой подписи в виде фамилии и инициалов представителя и занимаемой должности.

Подпись представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, российского или иностранного юридического лица, имеющего право действовать от их имени без доверенности, заверяется оттиском печати органа государственной власти, органа местного самоуправления, российского или иностранного юридического лица.

Из межевого плана следует, что заказчиком кадастровых работ является администрация Калманского района Алтайского края. В качестве представителя органа местного самоуправления межевой план подписал гражданин Гальский В.Ю., полномочия которого основаны на постановлении Администрации от 06.04.2012 № 210.

Данное постановление наделило Гальских Василия Юрьевича полномочиями обращаться в орган кадастрового учета с заявлениями о кадастровом учете спорного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в том числе с заявлениями о постановке на учет, с заявлениями об учете изменений, с заявлениями об учете частей, с заявлением об учете адреса земельного участка.

Между тем, полномочий на подписание от имени Администрации межевого плана спорного земельного участка постановление Администрации от 06.04.2012 № 210 гражданина Гальских Василия Юрьевича не предоставило. Какого-либо иного документа (постановления, доверенности), наделяющего В.Ю. Гальских правом подписания межевого плана, заявитель суду не представил. Таким образом, межевой план от 17.04.2012 от имени заказчика кадастровых работ подписан неуполномоченным лицом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоблюдении Администрацией требований, предъявляемых законодательством к форме и содержанию межевого плана, вследствие чего Кадастровая палата правомерно отказала заявителю в осуществлении кадастрового учета.

То обстоятельство, что Кадастровая палата ошибочно посчитала Гальских В.Ю. уполномоченным представителем Администрации на подписание межевого плана, однако отказала в осуществлении кадастрового учета ввиду того, что его подпись не заверена
 оттиском печати Администрации, не повлекло принятия незаконного решения, поскольку нормы права, на основании которых оно принято, указаны Кадастровой палатой верно.

Для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, а также для признания недействительными ненормативных правовых актов указанных органов необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие таких актов закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 данного Кодекса).

Законное решение Кадастровой палаты не нарушает прав и законных интересов Администрации. Также суд отмечает, что заявитель не лишен права повторно обратиться с заявлением в Кадастровую палату, исправив вышеуказанное нарушение.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 12.05.2012 № 22/12-1-22484 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета соответствующим Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Требованиям к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 № 412.

В удовлетворении требования администрации Калманского района Алтайского края полностью отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Д.В. Музюкин