ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-7374/11 от 19.09.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

  656015, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Ленина,76, тел.: (385-2) 61-92-96, факс: (385-2) 61-92-93;

http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-7374/2011

26 сентября 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Нефедовой В.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Трибуналовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление заместителя Прокурора Алтайского края, г. Барнаул, к муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Бийск Алтайского края, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Сервис» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Бийск Алтайского края, о признании договора недействительным в части, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю,

при участии:

от истца – ФИО1 (удостоверение),

от первого ответчика – ФИО2 (доверенность от 08.10.2010),

от второго ответчика – не явился,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Прокурора Алтайского края обратился в Арбитражный суд Алтайского края с иском к муниципальному унитарному предприятию города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (далее по тексту - ЕИРКЦ), обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Сервис» (далее по тексту – управляющая компания) о признании недействительными пунктов 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора № 442/10-2010 об оказании услуг паспортной службы, заключенного между ответчиками.

Исковое заявление основано на статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постановлении Правительства Российской Федерации №713 от 17.07.1995 «Об утверждении правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 №719 и мотивировано несоответствием указанных выше пунктов договора названным нормативно-правовым актам.

Определением суда от 23.08.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю.

ЕИРКЦ в отзыве на иск просило в его удовлетворении отказать. По мнению ЕИРКЦ, оно наделено полномочиями по управлению жилищным фондом. Собственники домов, заключив с управляющей компанией договор управления многоквартирным домом, подтвердили то, что управляющая компания вправе передать свом полномочия должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан, третьему лицу. ЕИРКЦ считает, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 №729-р, закрепляя право должностных и муниципальных учреждений передавать часть своих полномочий сторонней организации на основании государственного и муниципального заказа, не исключает возможность передачи полномочий должностных лиц управляющей компании сторонней организации на основании договора. Кроме того, ЕИРКЦ, предоставляя услуги по предоставлению сведений о военнообязанных гражданах в военно-учетный стол, не заменяет граждан при исполнении ими своих обязанностей по постановке на воинский учет.

Управляющая компания в отзыве на иск просила в его удовлетворении отказать по аналогичным доводам.

Ко дню судебного заседания от третьего лица поступил отзыв на иск. По мнению третьего лица, действующим законодательством не предусмотрена возможность передачи полномочий Управления Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю иным лицам.

Второй ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

По правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в его отсутствие.

В судебном заседании прокурор и представитель ЕИРКЦ поддержали свои требования и возражения.

Из материалов дела следует, что 15.10.2010 между муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (исполнитель) и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Сервис» (заказчик) заключен договор №442/10-2010, по условиям которого исполнитель обязуется оказывать по заданию заказчика услуги паспортной службы, связанные с ведением паспортного учета граждан, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых заказчиком.

Пунктами 2.1.1-2.1.4 стороны предусмотрели обязанности исполнителя: прием, первичная обработка, проверка правильности оформления документов, доставка документов в соответствующие компетентные органы для: постановки и снятия с регистрационного учета граждан, регистрации граждан по месту пребывания, регистрации граждан, получивших паспорт по утрате, получивших первый паспорт, детей, не достигших 14 лет, снятия умерших граждан с регистрационного учета, оформления и обмена паспортов граждан по достижению возраста, по браку и расторжению брака; выдача гражданам различных справок, в том числе архивных, выписок из домовой книги, заверение копий форма А; ведение картотеки паспортного учета; предоставление сведений о военнообязанных гражданах в военно-учетный стол, оформление на воинский учет.

В подтверждение правомочности заключения договора ответчики представили свои уставы, протокол №1 от 02.10.2010 общего собрания жильцов дома по адресу: <...>; протокол №1 от 10.10.2010 общего собрания жильцов дома по адресу: <...>; протокол №1 от 22.09.2010 общего собрания жильцов дома по адресу: <...>; протокол №1 б/д общего собрания жильцов дома по адресу: <...>; договоры управления многоквартирными домами от 15.10.2010, 03.11.2010, 15.11.2010, 23.12.2010, 19.01.2011.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Между ответчиками заключен договор возмездного оказания услуг, правовая форма которого определена в статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом, иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 (далее по тексту Правила №713), ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, а также пункта 6 Административного регламента, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 №208, данными лицами, в том числе, являются: собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда.

В соответствии с Правилами №713 функции по приему соответствующих документов для регистрации и снятия с регистрационного учета, получения и замены паспортов от граждан, заполнению установленных документов, ведению карточек учета, передаче соответствующих документов в соответствующие компетентные органы, а также хранению карточек регистрации и поквартирных карточек должны осуществляться должностными лицами, ответственными за регистрацию граждан.

Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828 определено, что ответственными за прием документов для получения и замены паспортов граждан являются указанные в Правилах должностные лица, которые и осуществляют прием от граждан необходимых документов. Именно на них возложена обязанность по предоставлению переданных гражданами документов в органы внутренних дел в установленный срок (пункт 14 Положения).

Согласно пунктам 56, 58 Административного регламента регистрация граждан по месту жительства состоит, в том числе, из оформления должностными лицами, ответственными за регистрацию, на основании заявления гражданина о регистрации по месту жительства и представленных документов, карточки регистрации по форме №9 (карточка регистрации) и по форма №10 (поквартирная карточка). На должностных лиц, ответственных за регистрацию, возложена обязанность по их хранению.

Полномочия по выдаче и замене паспорта предоставлены территориальным органам Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывании или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Федеральной миграционной службой (Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образце бланка и описании паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденное постановлением правительства РФ от 08.07.1997, в ред. 12.08.2010).

Системное толкование указанных норм дает основание полагать, что лица, поименованные в качестве должностных лиц, ответственных за регистрацию, исполняя функции, связанные с регистрацией граждан по месту жительства либо пребывания, выполняют публично-правовые обязанности, возложенные на них законом, предоставляя государственную услугу гражданам Российской Федерации.

Следовательно, лицо, уполномоченное на осуществление указанных функций, должно иметь специальный правовой статус, характеристика которого раскрыта в указанных ненормативных актах. Сотрудники ЕИРКЦ не являются должностными лицами, ответственными за регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета, их деятельность не связана с управлением жилым фондом, в силу чего не имеют права оказывать перечисленные выше услуги, что подтверждается также пунктами 2.1 и 2.3 устава, где перечислены виды деятельности предприятия.

Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 28.03.998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и принятым на его основе Положении о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №719, которые предусматривают, что персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется военными комиссариатами, а в поселениях, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания осуществляется органами местного самоуправления. При этом пункт 53 обозначенного Положения обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса лично явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет или снятии с него.

Довод ответчиков о том, то собственники домов, заключив с управляющей компанией договор управления многоквартирным домом, подтвердили то, что управляющая компания вправе передать свом полномочия должностных лиц, ответственных за регистрацию граждан, третьему лицу, арбитражный суд отклоняет как противоречащий статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации определяющей, что полномочия, которыми организация наделена в силу закона и иных нормативных правовых актов (государственные услуги), не могут быть объектом гражданских прав и участвовать в гражданском обороте. В пункте 3.2.5 договора на управление многоквартирным домом, на который ссылаются ответчики, возражая против иска указано, что управляющая компания вправе заключать иные договоры с третьими лицами в целях выполнения своих обязательств по договору. Однако, пункт 2.4. устава управляющей компании ограничивает его деятельность указанием на необходимость соблюдения действующего законодательства.

В силу требований статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.

При указанных обстоятельствах, требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Арбитражный суд признает также несостоятельной ссылки ответчиков на распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 №729-р, поскольку указанное постановление принято только 25.04.2011, действует с указанной даты, правоотношения сторон возникли до его введения в действие, то есть данное распоряжение обратной силы на имеет.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 167-17, 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными пункты 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 договора № 442/10-2010 об оказании услуг паспортной службы от 15.10.2010, заключенного между муниципальным унитарным предприятием города Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Центр Сервис».

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья В.М. Нефедова