АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ
656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93
http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Барнаул Дело № АОЗ – 7625/2010
14 июля 2010 года.
Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Ильичевой Л.Ю., при личном ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Барнаул о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6», г. Барнаул Алтайского края, к административной ответственности, предусмотренной частями 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии представителей сторон:
от заявителя – ФИО1 по доверенности б/н от 08.10.2009г.,
от заинтересованного лица – руководитель ФИО2, паспорт <...>,
У С Т А Н О В И Л :
Межрегиональное Управление государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г. Барнаул (далее – Управление госавтонадзора, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении и Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6», г. Барнаул Алтайского края (далее – Предприниматель, привлекаемое лицо) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование требования указано, что предприниматель в нарушение требований пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 г. № 637 осуществляет свою деятельность по перевозке пассажиров, при этом обществом не произведена оценка состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения путем обследования дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок пассажиров № 19, 24, 40; в табеле учёта рабочего времени и времени отдыха водителей за апрель месяц 2010г.сведения о работе и отдыхе водителей не соответствуют данным, представленными путевыми листами; в табеле отсутствует учёт данных на водителей; не разработаны и не утверждены графики работы
(сменности) для всех водителей; не установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей; превышена нормальная продолжительность рабочего времени водителей организации; у водителей за две недели подряд превышена нормальная продолжительность рабочего времени.
Общество в отзыве на заявление указывает на невозможность привлечения за одно и то правонарушении должностного лица и юридического, поскольку директор общества уже привлечен к административной ответственности за выявленные нарушения, в связи с чем, просит производство по делу прекратить.
Представитель заявителя в судебном заседании на удовлетворении заявления настаивает, полагает, что Общество в нарушение требований пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 г. № 637 осуществлял коммерческую перевозку пассажиров с нарушением режима труда и отдыха водителей, что подтверждается материалами административного дела.
Предприниматель представил отзыв на заявление, в котором указал, что одновременно с составлением протокола на Общество составлен протокол на должностное лицо, что недопустимо. В связи с тем, что уже есть решение о привлечении к административной ответственности его как должностного лица, вынесенное судом общей юрисдикции по тем же основаниям, просит рассмотрение данного заявления прекратить. При этом с рядом выявленных нарушений согласился.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на основании лицензии № 22-АСС-1012980 от 07.05.2010г., сроком действия до 15.05.2015г.
С 26.05.2010г. по 31.05.2010г. государственные инспекторы отдела автотранспортного и автодорожного надзора Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3 и ФИО4 на основании распоряжения от 17.05.2010г. № 100193/12249 провели внеплановую проверку деятельности общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6», в ходе которой выявлены следующие нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, а именно: не пройдена квалификационная переподготовка специалиста по обеспечению БДД в нарушение Приказа Минтранса РФ от 22.06.98г. № 75, не проведена аттестация на право занятия соответствующей должности, в нарушение п. 2.2 Приказа Минтранса РФ № 15 от 30.03.94г.; отсутствуют действующие нормативные документы по обеспечению БДД; в нарушение п. 2.2 «Положение об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов», приказ Минтранса РФ от 09.03.95г. № 27; не организовано проведение ТО и ремонта подвижного состава, нет графика проведения ТО-1 и ТО-2, не ведется учет неисправностей ПС и их устранения в нарушение Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава» ст. 18 ч.1 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.95г. №196-ФЗ; п. 3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», Приказа Минтранса РФ от 08.01.97г. № 2.
Перечисленные обстоятельства зафиксированы в акте № 100193 от 31.05.2010г. и явились основанием для составления протокола № 1439 от 31.05.2010г. об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении в отношении общества передано на рассмотрение в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование заявителя, суд исходит из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и доказанности его вины в совершении данного правонарушения.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с подпунктом 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 128-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона № 128-ФЗ указано, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
В соответствии с пунктом 4 «б» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лиц или индивидуального предпринимателя), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006г. № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, является соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 организации и водители - предприниматели обязаны перед началом регулярных перевозок, а также в процессе их осуществления оценивать соответствие дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава установленным требованиям безопасности движения.
Оценка соответствия состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения осуществляется на основе обследования, проводимого комиссией, формируемой по решению органов исполнительной власти (администрации) соответствующей территории с привлечением работников организаций, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов на этих маршрутах, работников дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, железнодорожные переезды, трамвайные пути, паромные и ледовые переправы; работников Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции.
Обследование дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок грузов осуществляется не реже одного, а на маршрутах перевозок пассажиров - не реже двух раз в год.
Организация ежегодно представляет в органы исполнительной власти (администрации) соответствующей территории предложения по составу комиссии, срокам обследования и перечню предлагаемых к обследованию маршрутов.
По результатам обследования дорожных условий составляется акт, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы. В организации хранятся материалы обследования и копии актов.
Как видно из материалов дела, обществом в нарушение данных требований в 2009-2010 г.г. не произведена оценка состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения путем обследования дорожных условий на маршрутах регулярных перевозок пассажиров № 19, 24, 40.
Из копии Акта комплексной проверки от 04.05.2010г., представленного обществом в судебное заседание, не видно, что он составлен в отношении маршрутов № 19, 24, 40 и с участием представителя Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6». Кроме того, он составлен 04.05.2010г., при этом не видно, проверка проводилась к осенне-зимнему или весенне-летнему периоду.
Таким образом, согласно Акту комплексной проверки от 04.05.2010г. обследовался город Барнаул на предмет оценки состояния автомобильных дорог и подъездных путей требованиям безопасности движения, а не предприятие и маршруты Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6».
Документы, перечисленные в пункте 5.2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом обществом в материалы не представлены.
Пунктом 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995г. № 27 установлено, что режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
В неисполнение данной нормы в табеле учёта рабочего времени и времени отдыха водителей ООО «Автоколонна № 6» за апрель месяц 2010 года сведения о работе и отдыхе водителей ФИО5, ФИО6, ФИО7. не соответствуют данным, представленным в путевых листах. Кроме того, в табеле отсутствует учёт данных на водителей ФИО8, ФИО9, ФИО10, работавших в апреле 2010 года согласно путевым листам (л.д. 22, 23, 26 27, 28,, 29, 30, 31).
В силу статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», зарегистрированного в Минюсте РФ 01.11.2004 № 6094 графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Материалами дела установлено, что в неисполнение названной нормы в ООО «Автоколонна № 6» не разработаны и не утверждены графики работы (сменности) для всех водителей на июль месяц 2010 года с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени, а также не установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени.
В соответствии с пунктом 7 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем - 7 часов.
Пунктом 18 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» предусмотрено, что при суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.
В нарушение перечисленных норм на предприятии Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6» у водителей ФИО5, ФИО11, ФИО6, ФИО12 превышена нормальная продолжительность рабочего времени как при ежедневном, так и при суммированном учете рабочего времени, а также за две недели работы подряд у перечисленных водителей превышена нормальная продолжительность рабочего времени как при ежедневном, так и при суммированном учете рабочего времени, что также подтверждается материалами дела.
Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки № 100193 от 31.05.2010г. и отражены протоколе № 1439 от 31.05.2010г. об административном правонарушении по признакам, предусмотренным частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол составлен с участием законного представителя юридического лица - директора общества, которому были разъяснены его права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалами дела подтверждено и является основанием для привлечения его к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У Общества с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6» имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом суду не представлено.
Нарушений административным органом процессуальных норм и порядка при проведении проверки и привлечении предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
Исходя из изложенного и имеющихся в деле доказательств, суд считает установленным и подтвержденным материалами дела факт совершения обществом действий, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом суд не находит оснований, указанных в статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для освобождения общества от административной ответственности за допущенное административное правонарушение.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Санкция части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Суд, с учетом характера допущенного правонарушения, степени его общественной опасности, совершения нарушений впервые, считает возможным назначить наказание в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 4.1 КоАП РФ, статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, удовлетворить.
Признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Общество с ограниченной ответственностью «Автоколонна № 6», ИНН <***>, свидетельство о государственной регистрации от 28.12.2002г. за ОГРН <***> выдано Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Барнаула Алтайского края, местонахождение 656023, <...> и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа:
Получатель: УФК МФ Российской Федерации по Алтайскому краю
ИНН <***> КПП 222501001
Межрегиональное УГАДН ПО АК И Республике Алтай Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Счет получателя: 40101810100000010001
Наименование ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО Алтайскому краю г. Барнаул
БИК 040173001
Наименование денежного платежа: ДЕНЕЖНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ (штраф) ч.3 ст. 14.1 КоАП КБК 10611690040040000140 ОКАТО 01401000000
Документ, подтверждающий уплату штрафа представить в суд.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Л.Ю. Ильичева