ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-7699/08 от 25.09.2008 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93, http://altai-krai.arbitr.ru, е-mail: arb_sud@intelbi.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул

25 сентября 2008 года

Дело № А03-7699/2008-36

  Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Русских Е.В.,

при ведении протокола судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Абрис-Авто», г. Барнаул

к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, г. Барнаул

об оспаривании ненормативного правового акта,

при участии:

- от заявителя – ФИО1, решение от 19.04.2007 № 1,

- от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 09.01.2008 № АН-2,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Абрис-Авто» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – управление) о признании незаконным решения от 23.04.2008 № АН-3888 об отказе в предоставлении земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно-торгового здания и обязании принять решение о выборе земельного участка для строительства и выдать акт выбора земельного участка.

В обоснование требований указало, что такое основание отказа в предоставлении земельного участка, как отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки территории, противоречит Порядку представления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 № 48. Также управлением при рассмотрении заявления общества не установлено нарушений градостроительных нормативов.

Заинтересованное лицо в отзыве на заявление и дополнении к отзыву просит в его удовлетворении отказать. В обоснование возражений по существу заявленных требований указало на следующие обстоятельства: пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации запрещает осуществлять выбор земельного участка без учета градостроительных и иных условий использования территории; отсутствие документов территориального планирования препятствует выбору земельного участка для строительства; земельный участок, на котором заявитель предполагает осуществить строительство, находится в непосредственной близости от запроектированного самотечного канализационного коллектора, для эксплуатации и обслуживания которого необходимо установить санитарно-защитную зону; в поступившей в управление заявке не указано испрашиваемое право на земельный участок, а также точное наименование объекта, предполагаемого для строительства.

В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 21.03.2008 ООО «Абрис-Авто» обратилось в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о выборе земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно-торгового здания и предварительным согласовании места размещения объекта.

Решением, оформленным письмом от 23.04.2008 № АН-3888, заявителю в предоставлении земельного участка отказано со ссылкой на отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки территории.

Общество, полагая, что указанное решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с настоящим требованием.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования обоснованными, исходя из следующего.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от 02.02.2006 № 32, управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области земельных отношений.

Согласно статье 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007 № 12-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае» распоряжение земельными участками, находящимися в границах муниципального образования город Барнаул Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками.

В городе Барнауле процедура предоставления земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, регулируется Порядком представления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 № 48 (далее - Порядок).

Пунктом 2.2 Порядка установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

проведение работ по формированию земельного участка;

государственный кадастровый учет земельного участка;

принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

В соответствии с пунктом 2.3 Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 2.5 Порядка предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства и утвержденного проекта границ.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Отказ в предоставлении земельного участка регулируется пунктом 2.6 Порядка.

В силу названного пункта такой отказ возможен по следующим основаниям:

иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории;

наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Указанным пунктом также предусмотрено, что решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов), служащих основанием для принятия такого решения.

Как видно из материалов дела, в качестве основания отказа в предоставлении обществу земельного участка управлением указано на отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки территории.

Между тем такое основание пунктом 2.6 Порядка не предусмотрено. Ссылки на нормы действующего законодательства, которыми предусмотрен отказ по причине отсутствия проекта планировки территории, в оспариваемом решении отсутствуют.

Ссылка управления на пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, приведенная в отзыве на заявление, не может быть признан обоснованной, поскольку названная норма оснований отказа в предоставлении земельного участка не содержит.

Довод заинтересованного лица о том, что земельный участок, на котором заявитель предполагает осуществить строительство, находится в непосредственной близости от запроектированного самотечного канализационного коллектора, также подлежит отклонению.

Во-первых, на указанные обстоятельства управление в оспариваемом решении не ссылалось.

Во-вторых, доказательств, дающих основание полагать, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах санитарно-защитной зоны канализационного коллектора, управление в материалы дела не представило.

Ссылка заинтересованного лица на то, что в поступившей в управление заявке заявителем не указано испрашиваемое право на земельный участок, а также точное наименование объекта, предполагаемого для строительства, также подлежит отклонению.

В силу пункта 2.1 Порядка земельный участок для строительства мог быть предоставлен обществу только в аренду, а указанное заявителем наименование объекта позволяет с точностью определить его функциональное назначение.

С учетом приведенных выше оснований суд удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

Расходы по уплате государственной пошлине суд в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ взыскивает с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 180, 181, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Решение Главного управления имущественных отношений Алтайского края, оформленное письмом от 23.04.2008 № АН-3888, об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Абрис-Авто» земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно-торгового здания признать незаконным как не соответствующее Порядку представления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа – города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 № 48.

Обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края принять решение о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью «Абрис-Авто» места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства.

Взыскать с Главного управления имущественных отношений Алтайского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Абрис-Авто» 2 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или кассационная жалоба в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Судья Е.В. Русских