ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-7845/20 от 29.06.2020 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 29-88-01

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: a03.info@arbitr.ru

Именем  Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Барнаул

Дело № А03-7845/2020

    29 июня 2020 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Музюкина Д.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Арефьевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай, г. Барнаул о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТВ-3» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 12-Д от 26.06.2020, паспорт, 

от лица, привлекаемого к административной ответственности, – не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ТВ-3» (далее – Общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявление мотивировано нарушением Обществом лицензионных условий и требований при осуществлении услуг связи.

Общество в отзыве на заявление просило отказать в его удовлетворении, при принятии решения учесть, что Общество является субъектом малого предпринимательства. Кроме того, Общество просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

На основании статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предварительное судебное заседание проводится  в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно статье 137 АПК РФ в случае, если в предварительном судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции и дело не подлежит рассмотрению коллегиальным составом, а также в случае неявки в предварительное судебное заседание лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения предварительного судебного заседания и судебного разбирательства дела по существу и не заявивших возражений против рассмотрения дела в их отсутствие, арбитражный суд выносит определение о завершении подготовки дела к судебному разбирательству и открытии судебного заседания,  в связи с чем протокольным определением суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное  заседание арбитражного суда первой инстанции. На основании ч. 3 ст. 156, ч. 3 ст. 205 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя Общества.

В судебном заседании представитель заявителя требование о привлечении Общества к административной ответственности поддержала.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Общество имеет лицензию № 20562 на телевизионное вещание продукции средств массовой информации «ТВ-3» и «Первый развлекательный СТС», выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.04.2012 (л.д. 22-24).

В соответствии со свидетельством о регистрации от 25.01.2012 Эл № ТУ 22-0305, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), Общество является учредителем средства массовой информации «ТВ-3» (л.д. 21).

26.03.2020 в ходе планового мероприятия систематического наблюдения, проведенного на основании плана деятельности Управления в отношении Общества, установлено, что лицензиатом не обеспечен объем адаптированных телепрограмм  для инвалидов по слуху. Так, в ходе анализа записи эфира на 5 ТВК в г. Рубцовске Алтайского края за период с 00 час. 00 мин. 09 марта по 24 час. 00 мин. 15 марта 2020 года, представленного филиалом Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» в Сибирском Федеральном округе,  установлено, что собственное вещание телеканала «ТВ-3» составило 16 час. 07 мин. 02 сек.

Согласно подпунктам 2.1, 2.2 пункта 2 Приложения № 1 к лицензии № 20562 от 20.04.2012 Общество должно осуществлять телевизионное вещание продукции средств массовой информации «ТВ-3» в объеме 16 час. в неделю, «Первый развлекательный СТС» - 152 час.  в неделю.

Учитывая, что все телепрограммы телеканала «ТВ-3» в названый период вышли в эфир в записи общим объемом 16 час. 07 мин. 02 сек. с учетом рекламных сообщений и выходных данных (6 мин. 27 сек.) необходимый объем для инвалидов по слуху должен был составить не менее 48 минут. Доступность для инвалидов по слуху не была обеспечена.

Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что Обществом допущено нарушение условий подпунктов 2.1, 2.2 пункта 2 Приложения № 1 к лицензии № 20562 от 20.04.2012, пункта 5 части 9 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», подпункта «м» пункта 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025.

По факту выявленного нарушения Управлением 02.06.2020 составлен протокол АП-22/7/197 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (л.д. 11-16).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.

Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно - процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть, в том числе, юридические лица.

Согласно статье 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:

1) выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);

2) соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;

3) предоставление лицензиатом сведений, предусмотренных статьей 31.9 настоящего Закона;

4) распространение лицензиатом сообщений и материалов, созданных и (или) распространенных иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, с указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены соответственно иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента;

5) обеспечение лицензиатом - вещателем телеканала доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее пяти процентов объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи).

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2011 № 1025 утверждено Положение о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания (далее – Положение № 1025).

Пунктом 4 Положения № 1025 установлены лицензионные требования, предъявляемые к лицензиату, в том числе обеспечение лицензиатом - вещателем телеканала доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5 процентов объема вещания в неделю (без учета телепрограмм, телепередач, идущих в эфир без предварительной записи) (пункт «м»).

В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлениями Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297, 29.03.2019 № 363, Приказом Минкомсвязи России от 25.04.2014 № 108, утверждены методические рекомендации об особенностях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий, согласно которым обеспечивать адаптацию телеканалов необходимо следующими способами (средствами):

а) субтитрирование;

б) скрытое субтитрирование;

в) перевод на русский жестовый язык;

г) способом "бегущей строки";

д) иными способами (средствами) по согласованию с общественной организацией инвалидов по слуху.

Как было указано ранее, подпунктами 2.1, 2.2 пункта 2 Приложения № 1 к лицензии № 20562 от 20.04.2012 предусмотрено, что Общество должно осуществлять телевизионное вещание продукции средств массовой информации «ТВ-3» в объеме 16 час. в неделю, «Первый развлекательный СТС» - 152 час.  в неделю.

Представленными в материалы дела актом систематического наблюдения  № А-22/7/19 от 26.03.2020, справкой о результатах систематического наблюдения, заключением  № 039 от 16.03.2020, (л.д. 45-71) подтверждается, что лицензиатом не соблюдается требование об обеспечении доступности для инвалидов по слуху продукции средства массовой информации в объеме не менее 5 % объема вещания в неделю.

Общество, возражая против удовлетворения заявления, указало, что подпунктом «м» пункта 4 Положения № 1025 установлен общий минимальный пяти процентный объем вещания телевизионной продукции, доступной для инвалидов по слуху, независимо от каждого средства массовой информации, распространяемого в рамках одной лицензии. Поскольку приложением № 1 к лицензии № 20562 от 20.04.2012 установлен общий объем вещания в неделю 168 часов, в составе продукции средства массовой информации телеканала «Первый развлекательный СТС» объем продукции, доступной для инвалидов по слуху, представлен в достаточном объеме для соблюдения лицензионных требований.

Суд не может согласиться с указанной позицией Общества, посколькуположениями Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»  объем вещания телевизионной продукции, доступной для инвалидов по слуху, установлен для телеканала – продукции средства массовой информации, которых в лицензии может быть несколько. При этом требование о соблюдении лицензионных требований должно соблюдаться лицензиатом в отношении каждого из транслируемого продукта.

Таким образом, судом установлено, что Общество допустило нарушение лицензионных требований при осуществлении телевизионного вещания, что свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вина Общества установлена материалами дела, поскольку оно имело возможность для соблюдения законодательства в области осуществления телевизионного вещания, но не приняло все зависящие от него меры по соблюдению таких правил.

Нарушений процессуальных норм в ходе привлечения Общества к административной ответственности административным органом не допущено.

Санкция ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется властно-обязывающим образом, т.е. властным субъектом государства (органом государства, его должностным лицом), полномочным налагать административные наказания, к физическим или юридическим лицам как субъектам, находящимся в рамках (условиях) административной ответственности в состоянии подчинения.

Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения. Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание.                                                                                     

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «ТВ-3» (место нахождения: <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                                   Д.В. Музюкин