ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-8015/2011 от 26.07.2011 АС Алтайского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Барнаул, пр. Ленина, д. 76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http:// www.altai-krai.arbitr.ru, е-mail: info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Барнаул Дело № А03-8015/2011 29 июля 2011 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 29.07.2011 г.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Дружининой Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Спорткомплекс «Обь», г. Барнаул,

об оспаривании постановления Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, г. Барнаул, о привлечении к административной ответственности,

при ведении протокола судебного заседания с использованием технических средств аудиозаписи секретарем Ивановым М.Ю.,

при участии:

от заявителя – Звягинцев А.С., доверенность от 01.05.2011, б/н,

от административного органа – Черкасова М.С., доверенность от 25.07.2011 № 47,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Спорткомплекс «Обь» (далее – ОАО «Спорткомплекс «Обь»; Общество; Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края (далее – Управление; административный орган) от 31.05.2011 № 62/11/6187 о привлечении к административной ответственности, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 75 000 руб.

В обоснование требования заявитель указал, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах, а Общество не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Административный орган не установил, какие виды деятельности осуществляются Обществом, какие объекты и как эксплуатируются Обществом, связана ли его деятельность с воздействием на окружающую среду, какой вид негативного воздействия из установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется. Кроме того, не отражено, какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду, подлежали внесению, но фактически не были внесены. Административным органом указано на то, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду Обществом не производился, плата за негативное воздействие на окружающую среду не вносилась. Указанное не соответствует действительности, поскольку расчеты платы были представлены, а также в необходимом объеме внесена плата за негативное воздействие от передвижных источников (автомобили, тракторы). Административное наказание применено в пределах максимального размера санкции, без учета того, что административное правонарушение совершено Обществом впервые, на момент вынесения оспариваемого постановления была внесена плата за негативное воздействие от передвижных источников.

Административный орган в отзыве на заявление просил отказать Заявителю в удовлетворении требований по мотиву их необоснованности.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что Общество не осуществляет деятельность по хранению и размещению отходов, в связи с чем не должно нести за это плату. Представитель не оспорил, что Обществом используются автотранспортные средства, при эксплуатации которых происходят выбросы в атмосферу, расчеты платы были представлены, а также в необходимом объеме внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников, считает размер административного штрафа несоразмерным последствиям допущенного правонарушения.

В судебном заседании представитель административного органа просили отказать в удовлетворении заявления об отмене оспариваемого постановления.

Выслушав представителей заявителя и административного органа, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

04.04.2011 прокуратурой Железнодорожного района г. Барнаула проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды ОАО «Спорткомплекс «Обь» по адресу: г. Барнаул, ул. Папанинцев, 96.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на балансе общества стоит 6 единиц автотранспортной техники:

ГАЗ-3507-1 единица; ГАЗ-3110 - 1 единица, ПАЗ-32050- 1 единица, Тойота Камри- 1 единица, Трактор Белорус - 1 единица, Трактор Т-40- 1 единица.

За 2010 год потребление ГСМ составило:

Бензин - 11422,07 литров, Дизельного топлива - 870 литров.

Для сбора твердых бытовых отходов в коридорах установлены урны - на мо­мент проверки заполненные от четверти до половины. В конце рабочего дня тех­нички выносят эти отходы в контейнеры, установленные на площадке с твердым покрытием в количестве 8 единиц. При осмотре были заполнены наполовину.

Общество не имеет собственных объектов для постоянного размещения отхо­дов. Все образующиеся отходы накапливаются на территории общества временно. Услуги по вывозу (удалению) и утилизации (захоронению) твердых бытовых отхо­дов в 2010 году в период с 01.01,2010 по 30.04.2010 обществу оказывало ООО «Экопром-Барнаул» на основании заключенного договора № 3009 от 15.12.2009. В соответствии с пунктом 1.5 указанного договора Исполнителю работ не переходит право собственности на ТБО Заказчика, Заказчик самостоятельно осуществляет плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производства и потребления, протоколом разногласий от 20.01.2011 данный пункт исключен по инициативе ОАО «Спорткомплекс «Обь». Вместе с тем право собст­венности на ТБО согласно данного договора не перешло к ООО «Экопром-Барнаул». Периодичность вывоза отходов 7 раз в неделю. Норма накопления отхо­дов в год по договору 1092 куб.м.

В период с 01.05.2011 года по настоящее время услуги по вывозу твердых бы­товых отходов осуществляет ОАО «Механизатор» по договору от 01.05.2011 г. № 39/10-Ю. Периодичность вывоза - 7 раз в неделю. Месячный объем образования отходов по ул. Папанинцев, 96Б составляет 121 куб.м.

Лимит на размещение отходов за № 460/09 выдан сроком действия с 21.08.2009по 21.08.2014, согласно лимиту годовой объем 11 наименований отхо­дов подлежащих размещению составляет 205,739 т.

При этом твердые бытовые отходы впоследствии размещаются на свалке ТБО в г. Барнауле, собственником данной свалки выступает ООО «Экотехпром», кото­рое в свою очередь заключает договоры с организациями на оказание услуг по за­хоронению отходов, при этом не приобретая право собственности на ТБО заказчи­ка. Услуги по вывозу отходов на свалку ОАО «Спорткомплекс «Обь» оказывает: ООО «Экопром-Барнаул» в период с 01.01.2010 по 30,04.2010 (см. договор на ока­зание услуг № 3009 от 15.12.2009), в период с 01.05.2010 по настоящее время ОАО «Механизатор» (договор от 01.05.2011 г. № 39/10-Ю, договор с ООО «Экотехпром» № 41 от 01.01.2010 на оказание услуг по захоронению отходов).

В соответствии с пунктом 1.1, 1.2 договоров на оказание услуг заключенных между ОАО «Спорткомплекс «Обь» и ООО «Экопром-Барнаул», ОАО «Спортком­плекс «Обь» и ОАО «Механизатор», последние приняли на себя обязательства своими силами производить планово-регулярный вывоз (удаление), утилизацию (захоронение) от имени ОАО «Спорткомплекс «Обь» твердых бытовых отходов 4-5 классов опасности (далее ТБО), принадлежащих заказчику. Условия названных договоров не предусматривают перехода права собственности на отходы от заказ­чика к исполнителю.За период с 01.05.2010 по 31.12.2010 оплата за услуги по вывозу твердых бытовых отходов ОАО «Механизатор» составила 88695,04 руб.

Размещение отходов, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности, осуществлялось непосредственно их собственником – ОАО «Спорткомплекс «Обь» путем привлечения специализированной организации – ООО «Экопром-Барнаул», ОАО «Механизатор».

По результатам проверки Прокурор постановлением от 16.05.2011 возбудил в отношении ОАО «Спорткомплекс «Обь» дело об административном правонарушении.

Рассмотрев материалы административного дела, государственный инспектор Управления принял постановление от 31.05.2011 № 62/11/6187, которым ОАО «Спорткомплекс «Обь» признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлек его к административной ответственности в виде штрафа в размере 75 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду для юридических лиц в виде штрафа от 50 000 до 100 000 рублей.

Предусмотренное диспозицией статьи 8.41 КоАП РФ правонарушение состоит в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

Платность осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу установлена также ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" установлены нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктами 1 и 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В силу п. 1 указанного Порядка к видам негативного воздействия на окружающую среду, за осуществление которых взимается плата, в том числе, относятся выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (объектов), а также размещение отходов.

Согласно Приложению N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 24.03.1993, передвижными источниками негативного воздействия на окружающую среду являются, в том числе, автобусы с бензиновыми и дизельными двигателями внутреннего сгорания.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Общество использует автотранспортные средства: ГАЗ-3507-1 единица; ГАЗ-3110 - 1 единица, ПАЗ-32050- 1 единица, Тойота Камри- 1 единица, Трактор Белорус - 1 единица, Трактор Т-40- 1 единица, при эксплуатации которых происходят выбросы в атмосферу. За 2010 год потребление ГСМ составило: бензина – 11422,07 литров; дизельного топлива – 870 литров.

В связи с этим, Обществу надлежало вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, что не оспаривалось и было признано представителем Общества в судебном заседании.

Из материалов дела следует и не отрицается заявителем, что плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год Общество внесло платежным поручением от 20.04.2011 № 145, то есть с нарушением срока предусмотренного пунктом 1 Приказа N 557. Из изложенного следует, что Управление правильно квалифицировало действия Общества по статье 8.41 КоАП РФ.

Таким образом, ОАО «Спорткомплекс «Обь» правомерно привлечено к административной ответственности, установленной статьей 8.41 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Такой вывод сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.

Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Управления не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.

Вместе с тем суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения административного наказания ввиду нижеследующего.

Санкцией статьи 8.41 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено административное наказание в виде наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей.

В рассматриваемом случае заявителю назначен штраф в размере 75 000 руб.

Однако мотивы, в соответствии с которыми административный орган пришел к выводу о необходимости назначения наказания в виде штрафа в указанном размере санкции статьи закона, им в оспариваемом постановлении не приведены, в то время как каких-либо обстоятельств, отягчающих административную ответственность, как видно из постановления, по делу не установлено.

Следовательно, назначение штрафа в указанном размере нельзя признать обоснованным.

Из разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

С учетом приведенных выше оснований суд в соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ учитывает, что ООО «Спорткомплекс «Обь» ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, признало обстоятельства совершенного правонарушения и прекратило его действие путем оплата денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников, изменяет административное наказание и назначает Обществу административный штраф в пределах минимального размера санкции в размере 50 000 руб.

При изложенных обстоятельствах суд удовлетворяет заявление ОАО «Спорткомплекс «Обь» в части.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Открытого акционерного общества «Спорткомплекс «Обь», г. Барнаул, удовлетворить частично.

Признать постановление от 31.05.2011 № 62/11/6187 Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по делу об административном правонарушении незаконным и изменить в части административного наказания.

Назначить Открытому акционерному обществу «Спорткомплекс «Обь» административный штраф в размере 50 000 руб.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию – Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья Н.М. Дружинина