ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А03-8338/09 от 27.08.2009 АС Алтайского края

А Р Б И Т Р А Ж Н Ы Й СУД А Л Т А Й С К О Г О К Р А Я 

  656015, Барнаул, пр. Ленина, д.76, тел.: (3852) 61-92-78, факс: 61-92-93

http://www.altai-krai.arbitr.ru; е-mail:info@altai-krai.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Барнаул Дело № А03-8338/2009 03 сентября 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 27.08.2009. Полный текст решения изготовлен 03.09.2009.

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Кулика М.А., при личном ведении протокола, рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора к муниципальному унитарному предприятию «Ребрихинское автотранспортное предприятие», с. Ребриха Ребрихинского района Алтайского края, администрации Ребрихинского района Алтайского края, с. Ребриха Ребрихинского района Алтайского края о признании недействительным договора на перевозку пассажиров автомобилями маршрутного транспорта общего пользования от 01.01.2008., при участии в судебном заседании представителей: от истца – Паулусов Е.В. удостоверение № ТО 056766, от администрации Ребрихинского района – Накоряков С.А. по доверенности от 05.02.2009., от муниципального унитарного предприятия «Ребрихинское автотранспортное предприятие» - Болдырев Е.Н. директор,

У С Т А Н О В И Л: 

Заместитель прокурора Алтайского края обратился в арбитражный суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Ребрихинское автотранспортное предприятие», администрации Ребрихинского района о признании недействительным договора на перевозку пассажиров автомобилями маршрутного транспорта общего пользования от 01.01.2008. (Далее–Договор), заключенного между администрацией Ребрихинского района Алтайского края и муниципальным унитарным предприятием «Ребрихинское автотранспортное предприятие».

В обоснование иска указано, что заключенный Договор является недействительным, так как заключен без проведения конкурса. Заключение Договора направлено на ограничение доступа на рынок услуг по перевозке пассажиров иных хозяйствующих субъектов, а также на создание преимущественных условий в осуществлении данной деятельности предприятию, что не соответствует требованиям закона.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объёме.

Ответчики исковые требования не признали в соответствии с письменными отзывами, пояснили, что наличие договора является обязательным условием для оказания транспортных услуг населению района, оказываемые транспортные услуги являются убыточными.

  Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон,  суд приходит к следующему.

  В соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно пункту «и» статьи 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся лишь федеральный транспорт и федеральные пути сообщения.

Не отнесены вопросы транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации и к предмету совместного ведения РФ и субъекта РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Следовательно, в силу статьи 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Кроме этого, в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

Поскольку вопросы организации транспортного обслуживания населения на территории субъекта РФ находятся в компетенции субъекта РФ, то Алтайским краевым Законодательным Собранием принят Закон Алтайского края № 91- ЗС от 12.09.2007. «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Алтайского края» в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 1 ст. 5 данного Закона организация транспортного обслуживания населения на маршрутах транспорта общего пользования на территории Алтайского края осуществляется: администрацией муниципального образования - на муниципальных маршрутах; уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере организации транспортного обслуживания населения - на межмуниципальных маршрутах, а также на маршрутах между субъектами Российской Федерации (в пределах территории Алтайского края).

При организации транспортного обслуживания населения устанавливаются маршруты с определением начальных, промежуточных и конечных пунктов маршрута, присвоением номера маршрута, утверждением расписания движения и паспорта маршрута.

В соответствии с п. 4 вышеприведенной статьи закона право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим Законом маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством РФ и Алтайского края.

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпункту 6 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

В судебном заседании установлено, что 01.01.2008. между муниципальным унитарным предприятием «Ребрихинское автотранспортное предприятие» и администрацией Ребрихинского района Алтайского края заключен договор на перевозку пассажиров автомобилями маршрутного транспорта общего пользования, который определяет порядок транспортного обслуживания пассажиров, условия финансирования и предоставления проезда по единому социальному проездному билету на территории Ребрихинского района для категорий граждан, имеющих право на меры по социальной поддержке, в соответствии с федеральным законом РФ и граждан, достигших возраста, дающего права выхода на пенсию по старости.

В приложении к Договору определены 10 маршрутов, по которым муниципальному унитарному предприятию «Ребрихинское автотранспортное предприятие» представлено право осуществлять перевозки

пассажиров (л.д. 15).

В соответствии с разделом 4 Договора, определён срок его действия, Договор действует с 01.01.2008. по 31.12.2008. В случае, если ни одна из сторон не заявила в письменной форме за 10 дней до окончания срока действия договора о расторжении договора, либо изменении договора, то договор подлежит продлению на тот же срок.

Давая правовую оценку заключенного ответчиками Договору, суд приходит к выводу, что данный договор подписан в рамках исполнения органом местного самоуправления своих обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, проживающего на территории муниципального образования. Подписав Договор, администрация муниципального образования реализовала свое право и разрешила перевозчику выполнять перевозки по определенным маршрутам, т.е. в форме договора фактически реализованы публичные полномочия органа местного самоуправления. При отсутствии договора перевозчик лишается возможности производить перевозки по определенному маршруту и он может быть привлечен к административной ответственности за выполнение перевозок по несогласованному с органом местного самоуправления маршруту. Принятие подобных решений органом местного самоуправления должно производится в определенном порядке с соблюдением необходимых условий, в частности с соблюдением условия об обеспечении доступа иным перевозчикам к осуществлению предпринимательской деятельности, т.е. решение органа местного самоуправления должно приниматься на конкурсной основе.

Пунктом 6 статьи 5 Устава муниципального образования Ребрихинский район Алтайского края установлено, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района и полномочиям администрации района (ст.45 Устава).

Решением Ребрихинского районного Совета народных депутатов от 26.10.2007 № 73 утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на территории Ребрихинского района Алтайского края, регламентирующее порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом общего пользования на территории Ребрихинского района, который включает отбор перевозчиков для работы маршрутной сети, проводимый организатором перевозок на конкурсной основе.

Согласно разделов 4, 5 указанного Положения организатором транспортного обслуживания населения в Ребрихинском районе является администрация района, в функции которой входит, в том числе, заключение договоров с перевозчиками, получившими на основании конкурсного отбора право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на муниципальных маршрутах. Право осуществления перевозок по каждому установленному маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора.

Аналогичная норма установлена п.4. ст. 5 Закона Алтайского края

№ 91 – ЗС от 12.09.2007., которая предусматривает, что право осуществления перевозок по каждому установленному в соответствии с настоящим законом маршруту предоставляется перевозчику на основании конкурсного отбора в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Таким образом, нормативно-правовыми актами предусмотрено проведение конкурса на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом, однако оспариваемый прокурором Договор заключен без проведения конкурса.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что договор от 01.01.2008. заключен с нарушением требований Закона Алтайского края «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Алтайского каря», Федерального Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

В силу ст. 168 Гражданского Кодекса, согласно которой сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения, является ничтожной сделкой.

Согласно частей 1,2 ст. 167 Гражданского Кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Руководствуясь статьями 167, 168 Гражданского кодекса РФ, 27, 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным договор на перевозку пассажиров автомобилями маршрутного транспорта общего пользования от 01.01.2008., заключенный между муниципальным унитарным предприятием «Ребрихинское автотранспортное предприятие», с. Ребриха Ребрихинского района Алтайского края и администрацией Ребрихинского района Алтайского края.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Алтайского края в апелляционную инстанцию - Седьмой арбитражный апелляционный Суд, г. Томск в течение месяца со дня принятия решения, либо в кассационную инстанцию ­Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья М.А. Кулик